Ежемесячный Europe Jazz Media Сhart — не «хит-парад», он не связан с цифрами продаж: это список новых альбомов, которые сотрудники редакций европейских джазовых изданий, входящих в неформальный круг Europe Jazz Media, считают самыми интересными в предыдущем месяце. Редакции европейских джазовых СМИ ежемесячно составляют список, представляя по одному альбому от каждого издания.
Проект начался девять лет назад, в октябре 2012. Это 111-й выпуск чарта. В сентябре 2021 представители 11 редакций-основателей чарта встретились в рамках Европейской джаз-конференции в Таллине, столице Эстонии, и приняли решение расширить круг редакций, которые рекомендуют альбомы для чарта. Так что теперь в проекте участвует уже 21 издание! Данные за ноябрь 2021 представили все 21. Чарт публикуют все участвующие издания, в том числе и «Джаз.Ру».
Более ранние выпуски
По традиции, некоторые коллеги иногда дают краткий комментарий, объясняя свой выбор. Некоторые — не дают. Обратите внимание: по ссылкам под обложкой каждого альбома доступен просмотр или предпрослушивание большинства альбомов, часто — бесплатное прослушивание в стриминговых сервисах, а также приобретение альбомов или отдельных треков в интернет-магазинах (или напрямую у лейблов).
Анна Филипьева, «Джаз.Ру» (Россия):
Rachel Eckroth «The Garden» (Rainy Days)
Apple Music | Bandcamp | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
Комментарий Анны Филипьевой:
Эта коллекция авторских пьес клавишницы (а также певицы и автора песен) Рэйчел Экрот из Финикса (Аризона) лежит на непростом перекрёстке между несладким contemporary jazz и хитровыделанным роком. Это интересно слушать, если слушатель не надеется услышать мэйнстрим (и джаза, и рока). Ядро ансамбля: Экрот на всём, у чего есть клавиши, Тим Лефебр (Tim Lefevbre) на всём, что издаёт басы (а ещё и продюсер альбома), и Крисчен Юман (Christian Euman) на барабанах — плотная команда, у которой достаточно фантазии и настойчивости, чтобы сделать музыку Экрот, написанную во времена пандемии, достаточно увлекательной для успешного дослушивания альбома до конца. Красоты картине добавляют и приглашённые солисты мирового класса: гитарист Нир Фелдер, саксофонисты Донни Маккаслин и Андрей Красильников — достаточно, чтобы заработать этой записи номинацию на Grammy в категории «Лучший современный инструментальный альбом»: хотя Экрот в некоторых треках и поёт, очевидно, это недостаточно, чтобы перевесить необходимые для номинации в этой категории 49 процентов инструментального материала.
Paweł Brodowski, Jazz Forum (Польша):
Wojciech Karolak «Wojciech Karolak» (Polskie Radio, Polish Radio Jazz Archives 34)
Spotify | Tidal | Apple Music | YouTube | Deezer | Яндекс Музыка
Комментарий Павла Бродовского:
Новейший выпуск «Джазового архива Польского радио» стал настоящей сенсацией — сборник ранее не издававшихся студийных и концертных записей легендарного польского пианиста и органиста, внезапно ушедшего несколько месяцев назад в возрасте 82 лет. Музыкант мирового класса, Войцех Каролак был известен своим пристрастием к джазовому мэйнстриму, наполненному чувственностью чёрной американской музыки, и традиционным ценностям свинга и блюза. Его карьера длилась более шести десятилетий, а наследие включает более 50 альбомов, но, увы, лишь несколько из них были записаны под его собственным именем. Девять треков нового альбома — в основном авторские, но есть и несколько джазовых стандартов, записанных между 1977 и 2010 гг.
Самое ценное — первые пять треков, записанных супертрио Time Killers (Томаш Шукальский на тенор-саксофоне и Чеслав Бартковский на барабанах). Оригинальный альбом, выпущенный ныне несуществующим лейблом Halicon, был провозглашен лучшей записью польского джаза 80-х. Есть прекрасная версия «All the Things You Are» в дуэте с Збигневом Вегехауптом на басу и «Stablemates» в необычном трио, в которое входили Томаш Станько на трубе и Бартковский на барабанах. Каролак, который здесь играет преимущественно на органе, был великолепным музыкантом с прекрасным вкусом, острым умом и редким чувством юмора.
Henning Bolte, Written in Music (Нидерланды):
Cansu Tanrikulu w/Greg Cohen+Tobias Delius «Kantoj De Fermiteco» (LowSwing Records LOSW 07)
YouTube | купить на сайте лейбла
Комментарий Хеннинга Болте:
Великолепие мерцания тёмных сокровищниц — волшебство и непостижимое очарование. (Да ты поэт, Хеннинг! — Ред.)
Yves Tassin, JazzMania (Бельгия):
De Beren Gieren «Less Is Endless» (Sdban Records)
Spotify | Apple Music | YouTube | Deezer | Яндекс Музыка | Bandcamp
Комментарий Ива Тассена:
Да что там инструменты, это ж De Beren Gieren!
Jos Demol, Jazz’halo (Бельгия):
Darrifourcq, Hermia, Ceccaldi «Kaiju eats Cheeseburgers» (Hector/Full Rhizome)
Bandcаmp | Apple Music | Spotify | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
Комментарий Йоса Демола:
Раньше это трио было настоящим событием вживую. Несомненно, так будет и с этим материалом. Широко распахивайте врата джаз-клубов: целеустремлённость этих троих одолеет любую вирусную угрозу.
Katherine Zyabluk, Meloport (Украина):
Mateusz Pałka «Blur» (Echo Production)
Комментарий Екатерины Зяблюк:
Второй альбом польского пианиста и композитора Матеуша Палки, как и дебютный, записан в просторной студии Monochrom высоко в горах: это важно знать для правильного потока ассоциаций при слушании. В альбоме 14 коротких пьес, напоминающих классические этюды или серию импрессионистских картин. В них Матеуш раскрывает суть своего композиторского подхода, эмоции, с которыми он имеет дело, и трансформирует их в звук — чувственно, с естественным благородством и правдивостью, вызывающими чувство яркой ностальгии, заставляя слушателей скучать по местам, где они никогда не были. Музыка с самого начала полностью захватывает пространство, уводя в путешествие по жизненным историям.
Jacek Brun, Jazz-Fun.de (Германия):
Rebecca Trescher Tentet «Paris Zyklus — The Spirit Of The Streets» (Enja)
Apple Music | YouTube | JPC (CD) | Яндекс Музыка
Комментарий Яцека Бруна:
Почти 10 лет композитор и кларнетистка Ребекка Трешер возглавляет собственный Large Ensemble, завоевав авторитет на германской джазовой сцене… и множество грантов. Музыка нового альбома подобна тропе, ведущей сквозь разнообразные ландшафты и вызывающей живописные ассоциации. Интересный альбом, блестяще аранжированный и исполненный, полный ярких мелодий и импровизационных соло.
Jan Granlie, Salt Peanuts (Норвегия-Дания):
Tom Prehn’s Kvartet «Centrifuga» (Centrifuga Records)
Комментарий Яна Гранли:
3 и 4 августа 1964 датский пианист Том Прен и его друзья Фриц Крог (тенор-саксофон), Поул Элерс (бас) и Финн Слумструп (барабаны), записали в Орхусе две свободные пьесы, которые планировали выпустить на диске. Но пластинка не выходила до 2021 года. Раньше «Centrifuga» была доступна только на катушечной ленте и долгое время была предметом коллекционирования для тех, у кого хватало на это времени и денег. Результат двух дней в студии очень впечатляет. Либо эти четыре музыканта очень рано пришли к пониманию свободной импровизационной музыки, либо они ощущали, что за свободной импровизацией будущее, и пошли ва-банк. То, что они сделали, просто потрясающе хорошо, и тот факт, что в Дании были музыканты, которые играли эту разновидность джаза еще в 1964 году, стала большим сюрпризом — по крайней мере, для меня. В то время американские звезды свинга и бопа начали приезжать в Копенгаген, но то, что мы слышим от этих четырёх молодых парней, намного опережает то, что Декстер Гордон, Бен Вебстер, Стафф Смит и другие играли в клубах в то время. Тот факт, что эта запись переиздана, даёт относительно новую картину того, чем был датский джаз в «старые времена». Мы принимали как должное, что датский джаз сформировался благодаря многочисленным американским звёздам, приезжавшим в Данию. Но это оказалось ошибкой: оказывается, квартет Тома Прена ещё 57 лет назад играл едва ли не самый жёсткий фри-джаз, что мы когда-либо слышали от музыкантов с Севера.
Peter Slavid, London Jazz News (Великобритания):
Chelsea Carmichael «The River Doesn’t Like Strangers» (Native Rebel Recordings)
Spotify | Apple Music | YouTube | Deezer | Яндекс Музыка
Комментарий Питера Слэйвида:
Челси Кармайкл уже давно заметна на британской сцене: она гастролировала со звёздами нового поколения (Теон Кросс, Джо Армон-Джонс) и как участница SEED Ensemble Касси Киноши. Перед нами её дебютный альбом, который спродюсировал Шабака Хатчингс, и одновременно первый релиз его нового лейбла Native Rebel Recordings. Ключевую роль в записи сыграли все участники сделавшего её выдающегося ансамбля: гитарист Дэвид Окуму, басист Том Херберт и барабанщик Эдвард Уакили-Хик.
Christine Stephan, JAZZTHETIK (Германия):
Kinan Azmeh & NDR Big Band «Flow» (Dreyer/Gaido)
Spotify | Apple Music | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
Viktor Bensusan, Jazz dergisi (Турция):
Acute Inflections «400» (self-released)
YouTube | Apple Music | Spotify | cайт исполнителя
Комментарий Виктора Бенсусана:
Нью-йоркский дуэт Acute Inflections — это только вокал и бас, базовые вещи. Это посвящение 40-й годовщиyе ухода из жизни Боба Марли, и оказывается, этой базы вполне достаточно, чтобы ухватить главное в его уникальном звучании и одушевлённости.
Madli-Liis Parts, Muusika (Эстония):
Karmen Rõivassepp Quartet «Breathe» (Jaeger Community Music)
Spotify | Apple Music | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
Cim Meyer, Jazz Special (Дания):
Dieter Ilg «B-A-C-H» (ACT)
Spotify | Apple Music | YouTube | Яндекс Музыка | сайт лейбла (CD) | Deezer
Комментарий Кима Майера:
Я любитель Баха, особенно Иоганна Себастьяна. Пока вы следуете композиции, всё будет хорошо. Но как поместить Баха в контекст современного джаза? Что ж, контрабасист Дитер Ильг плюс пианист Райнер Бём (Rainer Böhm) и барабанщик Патрис Эральд (Patrice Hérald) вклиниваются в те места, где композиции Баха предлагают вариации и импровизацию. Они делают понятными мелодии, скрытые в математических построениях Баха, не уступая контрапункту мастера и совершенным мелодическим построениям. У трио есть несколько трогательных моментов невероятной красоты.
Lars Mossefinn, Dag & Tid (Норвегия):
Mats Eilertsen «Hymn for Hope» (Jazzland Recordings)
Spotify | Apple Music | Bandcamp | YouTube | Яндекс Музыка
Matthieu Jouan, Citizen Jazz (Франция):
Linda Fredriksson «Juniper» (We Jazz Records)
Spotify | Apple Music | Deezer | Bandcamp | YouTube | Яндекс Музыка
Комментарий Матьё Жуана:
Замечательная подборка красивых мелодий, исполненный мастером-мультиинструменталистом в содружестве с рядом финских музыкантов. Линда Фредрикссон больше не «главная баритонистка Финляндии», теперь она серьёзный композитор.
Patrik Sandberg, JAZZ (Швеция):
Esperanza Spalding «The Songwrights Apothecary Lab» (EJM)
Spotify | Apple Music | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
Комментарий Патрика Сандберга:
«Аптечная лаборатория авторов песен» — это портал новой музыки, выросший за несколько лет из творческой мастерской басистки, певицы и композитора Эсперансы Сполдинг, где она курировала изучение того, как авторы песен могут осмысленно включать терапевтические практики и знания в свой производственный процесс. Исследователи и практики, участвовавшие в работе лаборатории, специализируются в различных областях: от нейробиологии и музыкальной терапии до психологии и этномузыкознания.
Luca Vitali, Giornale della Musica (Италия):
Christian Wallumrød «Speaksome» (Hubro)
Christof Thurnherr, Jazz’n’More (Швейцария):
Kraake «Kraake» (Eret Music)
Spotify | Apple Music | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
Комментарий Кристофа Турнхерра:
Соблазнительно рассматривать «Kraake» как совместную работу рэпера и джазового музыканта. Но это не всё: силы, которые сталкиваются на этом альбоме, вряд ли можно описать простыми терминами. С одной стороны — эмоционально насыщенная лирическая фразировка бернского «Verslischmied» (буквально на швейцарском диалекте немецкого — «куплет-кузнец», стихоплёт. — Ред.) Базиля Анликера, он же Baze; с другой стороны — инструментальный фон разностороннего клавишника Фабиана Мюллера (Fabian M. Müller), который много работал с известными швейцарскими джазовыми музыкантами. В текстах Baze говорит о страхах, одиночестве, нелегальных субстанциях, а также о дружбе, любви и возможности противостоять миру через самоопределение — короче говоря, обо всём, что иногда делает жизнь трудной, но всегда делает её стоящей.
Kaspars Zavileiskis, Delfi (Латвия):
Knudsen / Rudzinskis Space Big Band «Space Big Band» (Double Moon Records)
Spotify | Apple Music | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
Комментарий Каспара Завилейскиса:
Совместный оригинальный музыкальный проект датского басиста Кеннета Даля Кнудсена и латвийского саксофониста Тома Рудзинскиса, записанный в Берлине с участием 17 музыкантов из Латвии, Дании, Германии, Австрии, Франции, Швеции, Украины, России и США, плюс местный дирижер Мальте Шиллер. Два музыканта встретились в Берлине и разделили композиторские обязанности пополам — по пять пьес каждый, но в альбоме они переплетены как единое целое. Диапазон широк, да музыка продолжается более 70 минут. Альбом, посвящённый изучению структуры Вселенной, предлагает свежий взгляд на мир музыки биг-бэндов. Однако это не авангард, и его могут хорошо понять слушатели, не страдающие меломанией.
Mike Flynn, Jazzwise (Великобритания):
Ill Considered «Liminal Space» (New Soil)
Tidal | Apple Music | Bandcamp | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка
Комментарий Майка Флинна:
За три года Ill Considered записали девять альбомов свободной импровизации андеграундного характера. Новый басист Лиран Донин придал новой работе новое ускорение: теперь дикий импров этого трио стал основой для наложения аранжировок и приглашения музыкантов. Продюсером выступил барабанщик Эмре Рамазаноглу: записанное им плотное наслоение инструментов поглощает соло приглашённых звёзд (Теон Кросс, Сарати Корвар), но своеобразное ощущение пространства по-прежнему определяет звучание как своего рода клаустрофобный даб.
Axel Stinshoff, Jazz thing (Германия):
Peter Materna «The Kiss» (Jazzline)
Apple Music | Spotify | YouTube | Deezer | Яндекс Музыка