Florian Weiss’ Woodoism «Alternate Reality» (NWog Records, 2021)
Имя молодого швейцарского тромбониста Флориана Вайса может быть знакомо некоторым российским любителям джаза: Флориан посещал Россию как участник проекта La Mome и должен был приехать с Murmullо, коллективом соратника по La Mome барабанщика Клеменса Куратле, но пандемический год нарушил эти планы. Музыка обоих групп носит достаточно прогрессивный характер.
То же самое можно сказать про сольный проект Флориана — Woodoism. Третий альбом коллектива, «Alternate Reality», действительно погружает нас в альтернативную реальность — причём весьма последовательно.
Альбом начинается неспешной пьесой с явным блюз-роковым оттенком, вторит ей композиция «Shivering Timbers» c остинатным басом. Вторая хоть и более драйвовая, но на обоих треках инструменты звучат как бы вполголоса, создавая атмосферу камерности и таинственности. Впрочем, эта атмосфера сохраняется на протяжении всего альбома. Затем следует вальс с репетитивным альт-саксофоном Линуса Амстада в первой части, на фоне которого Флориан ведёт незамысловатую мелодию на тромбоне. Далее драматизм нарастает: расширяется диапазон выразительных средств (вплоть до свободной импровизации), вводятся резкие композиционные скачки и повороты.
Фуга в преддверии кульминационной трёхчастной пьёсы «Alternate Reality» звучит достаточно контрастно, как и держит в напряжении своей полистилистичностью сама заглавная вещь: использование глокеншпиля во второй части «Delirium» создаёт ощущение саспенса.
Материал на альбоме достаточно структурирован, в большей степени композиционен. В основе большинства тем лежат несложные мелодии, которые обогащаются изящными аранжировками. Хотя канонический расклад «тема-ипровизация-тема» здесь, слава богу, почти отсутствует и действия внутри композиций развиваются зачастую совершенно непредсказуемым образом. Все участники коллектива звучат абсолютно равноправно и трудно определить за кем лидерство. Что характерно, тут почти нет постбоповых вывертов, сложных гармонических последовательностей и свинговой пульсации. Это именно тот европейский джаз, где слово «европейский» означает не этническую принадлежность, а способ музыкального мышления, более гибкого и эклектичного… и аккуратного, что ли. При этом музыканты не забегают далеко на территорию авангарда, а держатся в русле одной эстетической парадигмы. И, надо сказать, не дают заскучать.
В общем, если ищете актуальный европейский джаз с яркой образностью и атмосферой — он перед вами.
АЛЬБОМ НА BANDCAMP | АЛЬБОМ НА APPLE MUSIC