Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир» проходил в Челябинске, столице Южного Урала, с 17 по 19 июня — уже в двадцатый раз. С 2018, когда из жизни ушёл основатель фестиваля — народный артист РФ трубач Игорь Бурко — арт-директором фестиваля стала музыковед Наталья Риккер; в этом году она выступала в качестве одного из двух ведущих концертов фестиваля в партнёрстве с главным редактором «Джаз.Ру» Кириллом Мошковым, который уже вёл этот музыкальный праздник в 2018-м.
17 июня первый большой фестивальный концерт проходил в Концертном зале им. Прокофьева.
Основой музыкальной программы фестиваля был ансамбль Челябинской филармонии, носящий имя своего многолетнего руководителя — «Уральский Диксиленд Игоря Бурко», во главе которого теперь стоит гитарист и банджоист Валерий Сундарев. С диксилендом выступали четыре солиста: кларнетист Симон Вирш (Швейцария) и три москвича — трубач Пётр Востоков, вокалист Павел Иванов и вокалист/пианист Олег Аккуратов.
Как обычно, «Уральский диксиленд» выступил как традиционный стилистический якорь фестиваля, созданного Игорем Бурко (1944-2018) как праздник исконной, чтобы не сказать архаичной, джазовой традиции. Но при этом звучание ансамбля заметно расширилось и уплотнилось, не теряя стилевой гибкости: для каждого солиста руководитель УД Валерий Сундарев сотоварищи подобрал свои краски, вполне традиционные, но далёкие от совсем уж хрестоматийных шаблонов.
Например, швейцарский кларнетист Симон Вирш, которому попасть в программу фестиваля на Южном Урале в эпоху пандемической изоляции немало помог тот факт, что живёт этот музыкант в последнее время в Санкт-Петербурге, изящно встроился в ткань эллингтоновской темы «In a Mellow Tone», столь же изящно спетой (и сыгранной на рояле) Олегом Аккуратовым.
Эллингтоновский репертуар вообще был представлен разнообразно: так, хрестоматийный «Caravan» эллингтоновского тромбониста Хуана Тисола прозвучал в вовсе не хрестоматийной версии — он был положен на пряный бит бразильской босса-новы, да и вокальный дуэт солистки «Уральского диксиленда» Кристины Рыжковской и Олега Аккуратова оказался весьма пикантным сочетанием. В этом номере солировали Пётр Востоков, Валерий Сундарев, тромбонист Наиль Загидуллин и Олег Аккуратов.
Во всех городах, на всех фестивалях широкая аудитория любит, когда поют. И вокалистов в этом концерте было больше, чем два: пел ещё и Павел Иванов, соратник Петра Востокова по Большому Джазовому Оркестру. Но одно дело, когда Павел в концертах БДО встаёт со своего места в бэнде и выходит к микрофону спеть номер-другой, а затем возвращается в оркестр играть на трубе. Здесь же импозантный баритон был представлен только как вокалист, умеющий тронуть сердца публики проникновенной манерой и мягким тембром. На видео попал исполненный им классический номер французского автора Шарля Тренэ с английском текстом Джека Лоуренса «Beyond the Sea»:
В завершение концерта участники «Уральского диксиленда» вместе с солистами и ведущими фестиваля сделали на сцене традиционную общую фотографию, которая показывает, что в этом концерте одного ансамбля в двух отделениях на самом деле участвовало совсем не мало артистов!
Второй фестивальный день в КЗ им. Прокофьева открыл ещё один постоянный участник фестиваля и один из столпов уральской джазовой сцены — флейтист и композитор Георгий Анохин. Его отделение представляло собой своего рода матрёшку или, если угодно, шкатулку с секретом. В первой части отделения он со своим ансамблем L-band играл новый авторский материал, который мы хотим представить одним примером: это его пьеса «Танец за облаками», где, помимо соло Анохина на флейте, звучит любопытное соло пианиста Константина Щеглова на синтезаторе — которое, благодаря разыгранной в финале соло лидером ансамбля и пианистом забавной сценке, стало одним из самых сценичных моментов отделения.
Затем руководитель L-band на время покинул сцену, а Щеглова за роялем сменила юная пианистка, которой именно Анохин в своё время дал «путёвку в жизнь». 14-летняя Алиса Рогулина уже третий год покоряет столицу — учится в Музыкальной школе им. Гнесиных, но родной город не забывает и вот удостоилась пусть пока и не сольного отделения, но полноценного номера на юбилейном челябинском фестивале. Давайте посмотрим, как она играет пьесу Джона Колтрейна «Moment’s Notice» в аранжировке, которую написала сама вместе со своим педагогом Николаем Чермошенцевым.
И это был ещё не последний «секрет», приготовленный Анохиным для первого отделения концерта: в финале он заиграл свою пьесу «Куб», и внезапно из-за кулис на сцену неостановимым потоком хлынули его юные питомцы из детского оркестра «Флейты Челябинска», которые с энтузиазмом подхватили заводной мотив своего учителя.
А во втором отделении Челябинск ждало открытие. Не секрет, что «Какой удивительный мир» — первоначально фестиваль традиционного джаза, чтобы не сказать — джаза крайне консервативного. Естественно, что за два десятка лет у фестиваля сложилась преданная публика, для которой нет ничего милее задорного архаического бренчания банджо и диатонических переливов кларнета вокруг яркой мелодии трубы и радостного рявканья тромбона. Но жизнь не стоит на месте, развитие джазового искусства продолжается уже примерно 120 лет, и в современном джазе есть много такого, что никак, ну никак не укладывается в рамки диксилендовой традиции. В России выросло уже не одно новое поколение музыкантов, которое, в отличие от своих предшественников советской эпохи, изначально мыслит глобальными категориями, работая по умолчанию не на локальной сцене, когда-то отделённой от большого музыкального мира ржавым железным занавесом, а на сцене всего мира — и играет на самом передовом глобальном уровне, достойно представляя всемирной публике сегодняшнее российское джазовое искусство.
Именно такой коллектив, московское LRK Trio — пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов — вышел на сцену во втором отделении. Лебедев, Ревнюк и Кравцов вместе уже более шести лет, выпустили пять альбомов, три из которых вышли не только в России, но и на влиятельном норвежском лейбле Losen Records, объездили с концертами весь мир — от Японии и Норвегии до Бельгии и Великобритании. Но на фестивале «Какой удивительный мир» они впервые, и их суперсовременный авторский джаз, прямо скажем, космически далёк от диксилендовой традиции. Но! В Челябинске знают и любят не только диксиленд, но и прекрасно разбираются в академической музыке. А в музыке Евгения, Антона и Игната ничуть не меньше влияний русской академической классики, чем энергетического напора и сложных полиритмов современного джаза. И это явно помогло их моментальному и несомненному успеху на челябинской сцене.
В комментариях к следующему видео на нашем редакционном канале в сервисе YouTube наш эмоциональный читатель пишет:
…И тут рухнуло небо. Зал снесло через две секунды. Изменилось всё и сразу — рояль, ударные, бас, пульт и стены, погода и природа. Челябинска больше не было — исчезли филармония, публика, трамвай, Кировский мост, пасмурное небо и вчерашнее солнце — удар, волновой фронт, плотный искрящийся поток выхватил и унёс в заоблачные выси… Открытие, откровение. Нереально, волшебно, немыслимо — круче всего, что слышал до сих пор. Невероятно.
В первые мгновения не мог поверить ушам и глазам — не может быть, неужели это со мной, неужели взаправду…
Это было настоящее чудо. Искусство с огромной буквы, стопроцентно русское, наше, обжигающее и раздирающее, раскачивающее и раскручивающее, умное и тонкое, а уровень профессионализма запредельный, невозможный, ирреальный. Так не бывает, а вот поди ж…
Это LRK Trio играет сюиту «Утро / Длинный день / Вечер / Бег» из своего нового альбома «Момент памяти».
Третий фестивальный день, 19 июня, весь прошёл под открытым небом. На фестивальной площадке у Главпочтамта на пешеходной улице Кирова пять с половиной часов выступали региональные джазовые коллективы. Оркестровое мастерство показал биг-бэнд п/у заслуженного артиста РФ Станислава Бережнова, выступавший вместе с вокальным квартетом DV Show.
Молодёжный ансамбль с уверенным названием The Triton представлял город Магнитогорск Челябинской области. Молодые артисты с энтузиазмом играют джаз с изрядной массовой долей фанка и фьюжн; энергией и сценичностью особенно выделился в этом составе саксофонист Бекзат Селменбаев.
На грани фьюжн и рока, иногда даже вполне уверенно склоняясь именно в рок, мастеровито выступил челябинский молодёжный коллектив VG Collective, в котором выделяется харизматичностью и уверенным пониманием того, чем он занят на сцене, гитарист и вокалист Эдуард Риккер.
Трубач «Уральского диксиленда» Иван Пона, введённый покойным Игорем Бурко в ансамбль традиционного джаза на будущую замену самому себе ещё лет восемь назад, на сцене у Главпочтамта показал и иную сторону своих музыкальных интересов: его группа Jazz Brassers существует уже 14 лет и играет своего рода брасс-фанк, то есть современный джаз с активной фанковой ритмикой и упором на солирующие духовые.
Наиболее горячий приём у публики на открытой сцене снискал ансамбль из Екатеринбурга — диксиленд Kickin’ Jass Orchestra. Обширный (11 человек) состав изрядно стилизованного традиционного джаза впервые попал в поле зрения нашего издания два года назад:
…у этих молодых людей, учеников выдающегося екатеринбургского джазового трубача Сергея Проня, в музыкальную ткань вплетена изрядная доза постмодернизма, то есть нарочитой деконструкции модерна, его перевода в игровую форму, в которой элементы тасуются как кубики, музыкальные композиции складываются из готовых узнаваемых блоков, как конструктор «лего», и невозможно угадать — всерьёз ли это всё, или только игра в узнаваемые стилистические элементы. Особенно постмодернистским показался… номер с женским вокалом (Екатерина Прожерина)… Такова уж природа манеры пения этой барышни: она использует мелкое яркое вибрато на длинных нотах, которое органично слушалось бы в соул и r’n’b репертуаре, потому что именно оттуда и происходит, но в стилизации под ранний традиционный джаз первых десятилетий прошлого столетия звучит достаточно искусственно — как будто в саундтреке современного мультфильма, причём, скажем, японского. Совершенно не могу исключить, что именно такова цель музыкантов…
В принципе, два года спустя всё так по-прежнему и есть, только шоу ансамбля теперь отточено до боевой остроты и исполняется со вполне эстрадным блеском, а то самое «мелкое яркое вибрато» в вокале Екатерины Прожериной приобрело какую-то особенно напористую пронзительность. Как выяснилось, это очень импонирует довольно широкой публике, тем более что шоу ансамбля тщательно выстроено и отрепетировано, а значит — легко воспринимается. Да, это не аутентичный традиционный джаз, но это весёлый постмодернистский спектакль на тему традиционного джаза — так сказать, трад-джаз с молодым человеческим лицом, обращённый к современной аудитории.
Был в программе целый ряд и других коллективов, каждый из которых был вполне на своём месте и заслуживал тех аплодисментов, которыми награждала их публика. Но главное событие этого дня, которое мы приберегли для финала нашего репортажа, на самом деле предшествовало концерту у почтамта. Это традиционный полуденный уличный джаз-парад, который всегда был фирменным блюдом челябинского фестиваля. В этом году, после некоторого перерыва, сводный коллектив участников и гостей фестиваля снова прошёл по Кировке, о чём наша мобильная съёмочная группа сняла небольшой (чуть меньше 20 минут) документальный фильм. Предлагаем его вашему вниманию: он называется «Джаз на параде».