Алексей Баташев (1934-2021)

10
Алексей Баташёв, 1999 (фото © Павел Корбут)
Алексей Баташёв, 1999 (фото © Павел Корбут)

В ночь с 14 на 15 мая 2021 в московской больнице умер Алексей Баташев. Ему было 86 лет.

К его 75-летию (2009) бумажный «Джаз.Ру» писал:

…Трудно однозначно определить роль Алексея Николаевича в истории советского джаза. Критик? Да, но не только (и даже не столько). Историк? Безусловно: его перу принадлежит первая серьёзная работа по истории советского джаза («Советский джаз», 1972), которая имела значительный международный резонанс — именно по её мотивам Фредерик Старр впоследствии написал свою книгу «Red And Hot: The Fate of Jazz in Soviet Union», до сих пор остающуюся единственным серьёзным источником по истории советского джаза на английском языке (при всех недостатках «адаптации для американского читателя», которой Старр подверг первоисточник). Уровень работы, проведённой Алексеем Баташёвым в период подготовки «Советского джаза», был таков, что эта книга, вышедшая почти 50 лет назад, до сих пор может быть рекомендована как основной источник по истории первых четырёх-пяти десятилетий советского джаза.

Но даже и это достижение не исчерпывает заслуг Баташёва перед советским джазом. Исполинская пропагандистская, просветительская, организаторская деятельность — так можно охарактеризовать то, что он делал с 1960-х годов и далее. Да, Баташёвым много написано о джазе, целые поколения выросли на его книгах и статьях; а как же радиопередачи о джазе, которые он делал или в которых участвовал на протяжении сорока лет — от Всесоюзного Радио до нынешнего «Эха Москвы»? Как же его преподавательская деятельность в области истории, теории и практики джаза в 1970-80-е гг.? Огромная лекторская деятельность? (Он ещё в 1976 г. был официально аттестован как лектор-музыковед, что в довольно «тесных» условиях 70-х позволяло ему на легальной основе, через существовавшие советские образовательные и культурные институции, читать лекции о джазе). Участие в худсовете единственной советской фирмы грамзаписи — «Мелодии», на которой в том числе благодаря ему вышли десятки альбомов советских и зарубежных джазменов? Как же его телевизионные программы, в том числе один из самых «широковещательных» джазовых телепроектов середины 1990-х, «Джаз с Алексеем Баташёвым» на тогдашнем Пятом канале (свыше ста выпусков!)…

1962. 28-летний Алексей Баташёв записывает на магнитофон выступления участников I московского джаз-фестиваля (фото ©Виктор Ахломов)
1962. 28-летний Алексей Баташёв записывает на магнитофон выступления участников I московского джаз-фестиваля (фото ©Виктор Ахломов)

Мало того: несколько десятилетий множество джазовых фестивалей по всей огромной стране были связаны с лицом и голосом Алексея Николаевича, который компетентно, артистично и «зажигательно» вёл их концерты. В 1990-е и 2000-е на концертную деятельность был сделан особый акцент: «сольно», а затем и в сотрудничестве с импресарио Майей Кочубеевой, которая была женой Алексея Николаевича последние три десятилетия его жизни, Баташёв организовал и провёл множество отдельных концертов и целых концертных серий, в числе которых — продолжавшийся пять сезонов джазовый цикл в Большом зале Московской консерватории, десятки концертных программ в Зале Чайковского, выступления американских и польских джазовых звёзд, множественные программы, посвящённые истории советского джаза…

Алексей Баташёв, 1978 (фото © Владимир Лучин)

Алексей Николаевич был пионером советско-польских джазовых связей в 1960-е, установив тесные творческие контакты с самой передовой в те годы джазовой сценой Восточной Европы (это его заслуги ещё в 1970-е были отмечены польским орденским знаком «За заслуги перед польской культурой», с которым мы видим его на этом архивном фото 1978 г.); был он первопроходцем и джазовых связей СССР и США— он первым в эпоху горбачёвской «перестройки» привозил советских джазменов в США не в эмиграцию, а с концертами, выступал с лекциями и мастер-классами во множестве американских университетов. Что ещё более важно, он был первооткрывателем джазовой темы для десятков тысяч людей в СССР, а затем в новой России. Наряду с глубокими исследованиями Леонида Переверзева, музыковедческими работами Валентины Конен и Дмитрия Ухова, популяризаторскими усилиями Аркадия Петрова, многоликая, многообразная и плодотворная просветительская деятельность Алексея Баташёва привели в мир джаза множество новых слушателей и ценителей.

Спасибо за всё, что вы сделали, Алексей Николаевич.

Алексей Баташёв, 2014
Алексей Баташёв, 2014

Биография Алексея Баташева, написанная им самим для сайта на «Джаз.Ру» (1999)

Кандидат технических наук (1972), кавалер Ордена Культурной заслуги (Польша, 1977), Заслуженный деятель искусств России (1995). Почетный доктор Международного Восточно-Европейского университета (1999), действительный член Академии художественной критики (2002). В числе неправительственных наград — Медаль 200-летия США (1978), медаль ВДНХ за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1981), московская медаль «Ветеран труда» (1985), почетная награда Президента колледжа Куиннипиак (США) за выдающийся вклад в международный культурный обмен средствами музыки и искусства (1988), Почетный знак Польского джазового объединения (1994), Медаль Кшиштофа Комеды (1994), памятная медаль Международного фонда славянской письменности и культуры «За гражданское мужество» (2002).

А.Н.Баташев окончил Московский физико-технический институт (1957), обучался у академиков Л.Д.Ландау, П.Л.Капицы, А.Д.Сахарова, Н.Н.Семенова специальностям химическая физика и радиотехника. В свободное время занимался плаванием под руководством мирового рекордсмена Л.К.Мешкова и, дойдя до кандидата в сборную СССР на Олимпийские игры в Мельбурне, отказался от спортивной карьеры. Еще в бытность студентом самостоятельно освоил кларнет и саксофон, основы гармонии, аранжировки и импровизации и с 1954 по 1959 год играл в оркестрах и ансамблях Москвы (Эстрадный оркестр МИД Николая Артамонова, джаз-оркестр МИСИ Виктора Зельченко, Джаз-квинтет Геннадия Гладкова), выступал как саксофонист, участник вокального квартета и вокалист-солист. Написал цикл «Английские песни на слова Маршака», а также несколько пьес для джаз-оркестра и камерного джаз-ансамбля. Сорок лет спустя две его пьесы были аранжированы для большого оркестра Виталием Долговым.

Под влиянием искусствоведа Леонида Переверзева с 1958 года стал выступать со статьями о джазе, сперва на польском языке (в журнале «Джаз»), а с 1962 — на русском в отечественной периодике, на английском в американских и международных изданиях. В 1960 разработал устав и организовал в Москве первый Клуб любителей джазовой музыки в ДК «Энергетик» на Раушской набережной, открыл его концертом гостившего у него «Нью-Йоркского джаз-квартета» и, став президентом клуба, объявил курс на создание отечественного направления в джазе, «соединяющего национальное музыкальное наследие и интернациональную джазовую технику». К слову, вместе с Л.Б.Переверзевым Баташев в 1965-67 годах провел большой цикл лекций о джазе в рамках Общества «Знание» в Большой аудитории Политехнического музея.

Собрал большую фонотеку и библиотеку по джазу и подверг эту музыку научному анализу. Результатом стала преподавательская деятельность на Курсах повышения квалификации музыкантов в Московском объединении музыкальных ансамблей и в Джазовой студии ДК «Москворечье», а также первая и единственная в своем роде монография «Советский джаз» (М., 1972) по истории отечественного джаза. Ее используют в качестве учебника для эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных заведений, ее фрагменты переведены на многие языки, по материалам ее был поставлен фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза».

В 70-80-е годы А.Н.Баташев вел занятия по разработанным им курсам: «История джаза», «Джазовая стилистика», «Теоретическая эстетика», «Гармоническое ориентирование» (джазовое сольфеджио и слуховой анализ), а также по уникальному курсу «Всемирная история музыкальной импровизации». Курсы посещали как музыканты-любители, так и студенты, аспиранты и преподаватели музыкальных учебных заведений.

Главная особенность деятельности А.Н.Баташева — просветительство. В 1976 году он был аттестован Министерством культуры как лектор-музыковед, а затем и как режиссер, начал профессионально работать от Московской государственной филармонии. В концертном зале ДК «Москворечье» в середине 70-х годов им был впервые проведен абонементный цикл «Джаз, фольклор и классика» с участием ведущих джазовых ансамблей страны, фольклорных коллективов Севера и Сибири, Ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского, солистов Гидона Кремера, Татьяны Гринденко, Наталии Гутман, Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского. Он автор идеи совместных выступлений фольклорных и джазовых коллективов, он подготовил и провел концерты-игры Ансамбля Покровского совместно с Трио Вячеслава Ганелина, «Арсеналом» Алексея Козлова, «Архангельском» Владимира Резицкого. Впоследствии в 1989 году на основе этой идеи и по инициативе Баташева был проведен первый в мире Всемирный фестиваль джаза и фольклора в Абакане. Фактически на этом фестивале родилось художественное явление, называемое сегодня этноджазом.

В 1981-87 ставил и вел цикл концертов в Олимпийской деревне в нововведенном им жанре «Джаз плюс джаз» (около 30 оригинальных программ). Вел концерты московских джаз-фестивалей 80-х годов. Представлял зарубежных джазменов — Фрейзера МакФерсона, Дэйва Брубека, Диззи Гиллеспи, Пэта Метени, «Мальборо Супербэнд» во время их гастролей.

С его именем связаны джазовые концерты в Театре Эстрады, ЦДХ («Джаз-пик с Алексеем Баташевым»), в ЦДРИ (творческие вечера Ю.Маркина, С.Григорьева, А.Пищикова, А.Кролла, А.Кузнецова, И.Бриля), в Колонном Зале (Джаз-фестиваль «Москва-Рио-Нью-Йорк»), в Концертном зале ДК ФЭИ (г. Обнинск, с 1981 более ста концертов!), а в просветительской деятельности Центра «Аккорд» в Музее им. Глинки. Алексей Баташев — постоянный ведущий джаз-фестивалей в Архангельске, Екатеринбурге, Челябинске, первых фестивалей «Богема-Джазз», первого фестиваля «Джаз в Саду Эрмитаж», первого Джаз-Карнавала в Одессе, где он являлся арт-директором и ведущим.

А.Н.Баташев — организатор и ведущий фестивалей джаза в СССР и за рубежом: Он участвовал в организации и ведении фестивалей в Тарту и Таллине (с 1959), в Москве (с 1962) и в Ленинграде (с 1965), первых фестивалей в Донецке, Воронеже, Новосибирске, Казани, Куйбышеве, Днепропетровске, Одессе. В 1977 провел Поморский джаз-фестиваль в Польше (на польском языке). В 1988 организовал и провел (на английском языке) четырехнедельные гастроли по Соединенным Штатам четырех советских солистов — Игоря Бриля, Алексея Кузнецова, Александра Осейчука и Виктора Двоскина. Вместе с американским партнером он организовал серию концертов советских и американских джазменов (Джо Хендерсон, Боб Хатчерсон, Игорь Бриль, Александр Осейчук и др.) в Сан-Франциско (1989). Им организована и проведена в городах Поволжья гастроль американского джаз-оркестра «Синтезис» (1990), международный фестиваль «Джаз у океана» во Владивостоке (1991-93). Он был инициатором джазовых контактов между Сибирью и Аляской, установил культурные связи с университетом в Фэйрбэнксе, а также с одним из крупнейших американских джаз-фестивалей в городке Москва (штат Айдахо), где с тех пор российский джаз ежегодно представлен.

Он один из учредителей (совместно с Александром Цфасманом, 1966) и член Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО, постоянный корреспондент ее журнала «Джаз Форум», с 1973 постоянный член Консультативного совета Берлинского Джаз-Феста (по приглашению Иоахима Берендта и Георга Грунтца), с 1983 член Совета Новоорлеанских джазовых архивов. В 70-80-е декан и лектор факультета джазовой музыки московского Университета культуры Общества слепых.

В 80-е А.Н.Баташев — член худсовета фирмы «Мелодия», автор вступительных статей к более чем ста джазовым грампластинкам и компакт-дискам. По его инициативе многие отечественные джазмены впервые попали в крупнейшие российские и международные энциклопедические и справочные издания. В 1986 вышла «Энциклопедия джаза и популярной музыки» (ЧССР), где А.Н.Баташев — автор более сотни статей о советских музыкантах. С середины 90-х годов он — автор издательства «Российская Энциклопедия», один из составителей и авторов «Всемирного энциклопедического словаря», биографического словаря «Музыканты мира». В целом им опубликовано свыше 500 статей в периодических, а теперь и онлайновых изданиях

Уиллис Коновер и Алексеф Баташёв, 1978, Варшава. Фото © Павел Бродовский
Уиллис Коновер и Алексей Баташёв, 1978, Варшава. Фото © Павел Бродовский

В 80-90-е читал лекции о джазе в 20 американских университетах — Смитсоновский Институт (Вашингтон), Айдахо Стэйт (Москоу, Айдахо, в том числе совместно с Леонардом Фезером), Бригэм Янг (Прово, Юта), Колгэйт (Нью-Йорк), Куиннипиак (Хэмден, Коннектикут), Сонома (Сан-Франциско), Стэнфорд (Пало Алто, Калифорния), Тулэйн (Нью Орлеан, Луизиана), Хауард (Вашингтон), Аляска Стейт (Фэйрбэнкс, Аляска) и др. В Беркли Колледж (Бостон, Массачузетс) по приглашению ректора Гэри Бертона им проведены мастер-классы по джазовой эстетике и журналистике.

С 60-х годов и до середины 90-х он автор и ведущий популярных телевизионных и радиопрограмм — «Метроном» (Радио «Юность», совместно с Аркадием Петровым и Леонидом Переверзевым), «Джаз-курьер» (Московское ТВ), «Джаз с Алексеем Баташевым» (инициатива Дмитрия Диброва, Пятый канал, 1995, свыше ста передач за 8 месяцев в интерактивном прямом эфире!), и других. В 1991 началось сотрудничество с «Эхо Москвы». Телепередача «Клуб Алексея Баташева», шедшая по московскому кабельному телевидению, номинировалась в 2001 на ТЭФИ.

В роли рассказчика телезрители видели Алексея Баташева в фильмах «Опавшие листья» Александра Марьямова, «Бродвей нашей юности» Алексея Габриловича, в цикле передач «Джаз из России» с участием известных российских джазменов на НТВ.

Благодаря директору «Интерньюс» Григорию Либергалу с ТВ связана еще одна важная страница биографии Баташева — именно его голосом говорили известные американские критики в выдающемся сериале — фильме Кена Бернса «Джаз», показанному впервые в Европе по ОРТ в 2001 году. По приглашению режиссера Александра Стефановича сыграл роль джазового деятеля в фильме «Осенний блюз».

В 1998 году по приглашению Российского фонда культуры Баташев начинает концертный цикл «Джаз из России», а по приглашению главного редактора МГАФ С.С.Горбачевой становится автором и ведущим абонемента «Джаз для всех» в Большом зале Московской консерватории (25 тематических программ за 5 сезонов). За это время в программах участвовали практически все действующие лица современного российского джаза, от старейших — Олега Лундстрема и Георгия Гараняна — до тех, кто еще только вступает на большую сцену. Первые темы носили общеобразовательный и концептуальный характер: природа джаза, феномен импровизации и феномен экспромта, джаз и фольклор, джаз и классика, джаз и будущее музыки.

В ноябре 1998 года с небывалым аншлагом в БЗК прошел концерт с участием Оркестра Олега Лундстрема, Николая Петрова, Любови Казарновской. Автором и организатором этого проекта была импресарио Майя Кочубеева, имевшая к тому времени серьезный профессиональный опыт работы в камерном и симфоническом жанре. Майя пригласила Баташева вести этот концерт. С марта 1999 года Алексей и Майя начинают постоянно сотрудничать.

Результатом их совместного творчества стал ряд просветительских концертных проектов на главных сценах Москвы (БЗК, КЗЧ), в том числе концертные программы «Алексей Баташев представляет:», цикл концертов «Музыкант и его время», посвященных Эллингтону, Гудману, Дунаевскому, Миллеру, Цфасману с участием оркестров Олега Лундстрема и Игоря Бутмана, ансамблей «Moscow Band» Владимира Лебедева, «Ленинградский диксиленд» Олега Кувайцева и «Горячая Девятка» Всеволода Данилочкина, саратовского джаз-оркестра «Ретро» Никиты Духовникова, ансамблей Игоря Бриля, Алексея Кузнецова, Александра Осейчука, Аркадия Шилклопера, Германа Лукьянова, Юрия Маркина, в том числе зарубежных солистов — Кортни Пайна, Деборы Браун, Дженни Эванс и Руди Мартини, Роберты Гамбарини, Дайан Шур и других. Для многих наших музыкантов эти программы стали дебютом на сцене КЗЧ или БЗК. По инициативе Майи многие концерты были сняты телеканалами «Культура» и ТВЦ, имели успех у телезрителей. В результате интерес широкой публики к джазу заметно возрос.

Большинство их совместных проектов сохранило проблемную тематику, раскрывая с новой стороны те или иные аспекты джаза, — концерт к столетию Гершвина, концерт к 80-летию Московской Филармонии (с «Ленинградским диксилендом» и певицей Дженни Эванс, показанный по ТВЦ), «Посвящение Дюку Эллингтону», «Посвящение Луису Армстронгу», «Русский народный джаз», «Джаз в стиле Шопена» (с участием польского трио Анджея Ягодзиньского) — в БЗК; «Старые песни от джаза», «Эдди Рознер. Возвращение оркестра». Этот их проект вообще стоит особняком — по инициативе Кочубеевой и Баташева выдающийся знаток джазовой оркестровки Владимир Прохоров восстановил по слуху партитуры репертуара рознеровского оркестра 40-х годов.

В числе наиболее ярких концертов — гала-концерт «Джаз с Востока» в БЗК в марте 2003 года с участием музыкантов Америки, Европы, Азии и Африки — Татевик Оганесян, Аркадия Шилклопера, Владимира Волкова, Дафера Юссефа, Ришада Шафи, Энвера Измайлова, Сергея Манукяна, Виктора Фридмана, а также фестиваль «Российскому джазу — 80» (октябрь 2002, КЗЧ и БЗК) с участием Олега Лундстрема, Ларисы Долиной, Давида Голощекина, Игоря Бутмана, Анатолия Кролла, Ильи Рутберга, Льва Лебедева, «Москоу-Бэнда» и саратовского оркестра «Ретро». В течении трех дней любители джаза имели уникальную возможность проследить историю российского джаза от его рождения в 1922 году, от возрожденных номеров «Эксцентрического джаз-банда Валентина Парнаха» и «Теа-джаза Леонида Утесова» до современности. Отдельной страницей фестиваля стал его заключительный концерт в БЗК — развитие проекта «Эдди Рознер. Возвращение оркестра» с участием Биг-бэнда Федеральной пограничной службы России (дирижер Владимир Вепринцев).

Сразу после открытия Международного дома музыки в 2003 году Майя Кочубеева и Алексей Баташев провели там афишный джазовый концерт с придуманной Майей программой «Серенады Солнечных долин, или Цветущий май», в котором участвовал Квартет Виктора Заходяева и «Moscow Band» Владимира Лебедева.

В 2004 году Кочубеева и Баташев подготовили и провели в Большом зале Консерватории концерт образцового исполнителя джазовой классики — американского оркестра «Султаны свинга» со специальной программой. Американцы исполнили «Голубую рапсодию» Гершвина (в честь 80-летия создания) в переложении Олега Лундстрема (солист — НА СССР Николай Петров), впервые познакомили российских слушателей с сюитой на темы «Щелкунчика» в переложениях Дюка Эллингтона и его коллег. Символическое рукопожатие — спустя 60 лет после премьеры в Карнеги Холле, сбор с которой пошел на помощь воюющей Красной Армии, в БЗК состоялось первое в России исполнение программной сюиты Эллингтона «Черные, коричневые и бежевые» с участием НА РФ Давида Голощекина и НА СССР Елены Образцовой.

Кочубеева и Баташев создают и джазовые развлекательные программы. Много публики и прессы привлек однодневный фестиваль «100-летие Луиса Армстронга» в саду «Эрмитаж». В 2001 году А.Н.Баташев был почетным гостем Новоорлеанского джаз-фестиваля, где как арт-директор Одесского джаз-карнавала выступил с предложением, чтобы Одесса и Новый Орлеан стали городами-побратимами и по-братски решили бы, где все-таки родился джаз. Не получив отклика, предложил устраивать в Москве карнавал в новоорлеанском стиле «Секондлайн», и первый такой карнавал при участии американских музыкантов 10th Avenue Jazz Band и американских туристов с успехом проведен совместно с Майей Кочубеевой летом 2002 года в Саду «Эрмитаж».

Ценители джаза любили ходить в первый и единственный в Москве танцевальный джазовый «Клуб Алексея Баташева» (также их совместный проект). В памяти многих остался придуманный Майей вечер «Встреча старых стиляг» в августе 2000 года.

А.Н.Баташев вел также симфонические и камерные концерты в проектах Майи Кочубеевой — Государственного академического симфонического оркестра (в том числе «Концерт на бис» в КЗЧ, «Музыка нашей Родины» в БЗК с произведениями И.О.Дунаевского, дирижер Павел Сорокин), Российского национального оркестра (премьера Симфонии «Желтые звезды» Исаака Шварца, дирижер Павел Сорокин), Московского симфонического оркестра (дирижер Владимир Зива), «Оперные фантазии» — в КЗЧ.

Подсчитано, что на концертах, придуманных и организованных Майей Кочубеевой и Алексеем Баташевым, включая визиты зарубежных звезд, побывало около 70 тысяч человек, пополнивших аудиторию любителей джаза. А за 50 лет творческой деятельности Баташева вся аудитория посетителей его лекций и концертов, вместе с радиослушателями и телезрителями исчисляется миллионами.

Алексей Баташев представлял российский джаз Президенту Михаилу Горбачеву в 1989 году, а также Президентам Владимиру Путину и Биллу Клинтону на специальном концерте в Кремле в июне 2000 года с участием Оркестра Олега Лундстрема, детского ансамбля Петра Петрухина и Квартета Игоря Бутмана.

Деятельность А.Н.Баташева связана не только с джазом. А.Н.Баташев – председатель Российского союза профессиональных литераторов (1990-2004), член Общественной палаты при Президенте России, член Координационного совета творческих союзов России. А.Н.Баташев в качестве члена Комиссии по правам человека при Президенте России разработал Федеральную программу защиты трудовых и социальных прав творческих работников свободных профессий и был в числе разработчиков закона о творческих работниках и творческих союзах. Этот важнейший для всех нас законопроект, социально защищающий не состоящих в штате артистов свободных free-lance профессий, дважды почти единогласно принимался Госдумой и Советом Федерации и соответственно дважды получал вето от обоих Президентов – Ельцина и Путина.

В 1984 году Алексей Баташев начал работать над большой книгой, которая по завершении была им озаглавлена «БАТАШ. Большой евразийский роман, или Опыт художественно-исторического исследования рода за 55 веков». Еще в 1995 году по первым наброскам к книге был снят документальный фильм «Алексей из рода Баташевых» (Реж. А.Лазо, ЦСДФ, 1995). Книга была подготовлена к печати и распространению при поддержке и активном творческом участии Майи Кочубеевой. Книга получила высокие оценки от известных писателей и деятелей культуры. За этот роман в 2006 году Баташев приглашен и единогласно принят в Союз писателей Москвы.

Выдающийся музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской Консерватории Валентина Джозефовна Конен, характеризуя своего коллегу, писала:

«А.Н.Баташев — талантливейший, смелый, упорный пропагандист джаза и организатор. Ему больше, чем какому-либо другому музыковеду обязаны мы тем, что джаз в нашей стране не угас в годы гонения на него, а развился в искусство, находящееся на мировом уровне».

Краткая библиография:

  • «Советский джаз». М., 1972;
  • «Искусство джаза в музыкальной культуре»// «Советский джаз». М., 1987;
  • «Феномен импровизации». — «Советская музыка», 1987, № 2;
  • «Египетский поворот». — «Театр», 1991, № 10;
  • «Музыка жизни» — «Огонек», 1993, № 31-32;
  • «Джаз афро-идиш — что за феномен?» — «Русский еврей», 2000

Телефильмы серии «Джаз из России»: «Юрий Маркин», «Владимир Данилин», «Алексей Кузнецов». (НТВ, 1998, 1999)

ВИДЕО: выступление Алексея Баташёва на открытии Ярославского джазового центра, 1999

реклама на джаз.ру

10 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Ещё одна звезда закатилась на джазовом небосводе.
    Но свет от неё остался. Он в наших сердцах, в наших воспоминаниях.
    Прощай, Лёша.
    Ты прожил красивую, яркую жизнь.
    Ты много сделал для того, чтобы в стране укрепился и расцвёл джаз мирового уровня.
    Прощай!

  2. Впервые выступление на радио Алексея Баташева я услышал много лет тому назад, когда в ВУЗах играли студенческие джаз оркестры. Блестящий пропагандист, знаток и прекрасный историограф отечественного джаза. Он навсегда останется в сердцах любителей джаза. Невосполнимая утрата для отечественной культуры!
    Игорь Долгошеев

  3. Лёша Баташев — это ЭПОХА. Я был с ним знаком с 1970 г. и кое в чем поучаствовал вместе с ним… Бережно храню его подарок — книгу «Баташ»… Светлая ему память!

  4. Леша был универсален и многогранен. Природа одарила его аналитическим умом, поразительной прозорливостью и ярким литературным талантом. Мне не перечислить всего, что он сделал для меня лично. И для многих других. Наш джаз без него просто немыслим. «Баташ» — героическое исследование. Я рад, что эта книга с его дарственной подписью стоит на моей полке.
    Кроме того, мне кажется, что следует собрать в один пучок его лучшие статьи о фестивалях и музыкантах. И хотя бы небольшим тиражом… Для истории.

  5. Когда Лёша объявил о сборе денег на издание книги «Баташ», я ни секунды не раздумывая, отправил ему требуемую сумму, хотя книга была не о джазе. Просто я понял, как это для него важно. А из встреч с ним мне больше всего запомнился Абаканский фестиваль «Джаз и фольклор» — он тогда со свойственным ему великодушием предложил мне совместное ведение концертов. И потом мы не раз встречались — в Красноярске и в Москве…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя