14 мая 2021 на российском лейбле Rainy Days Records выходит альбом «Sing to the World», который записал выдающийся американский джазовый пианист родом из Венесуэлы — Бенито Гонсалес (Benito Gonzalez).
Альбом состоит из десяти треков, из которых сам Бенито написал музыку к восьми. Один трек — пьеса покойного трубача Роя Харгроува; ещё один написал барабанщик Джефф «Тэйн» Уоттс (Jeff “Tain” Watts). Тэйн — один из двух барабанщиков на альбоме: он играет в четырёх треках из 10, а на шести других на ударных играет российский музыкант Саша Машин. В работе над альбомом также приняли участие два трубача — молодая звезда Джош Эванс (Josh Evans) в одном треке и маститый Николас Пэйтон (Nicholas Payton) в четырёх других, два контрабасиста — Крисчен Макбрайд (Christian McBride) в девяти треках и Эссиет Окон Эссиет (Essiet Okon Essiet) ещё в одном. Наконец, в первом треке, «Звуки свободы», звучит альт-саксофон ещё одного музыканта — Макара Кашицына. Только пианист во всех треках один — сам Бенито Гонсалес.
Это международный релиз, который сразу будет представлен и на российском, и на американском, и вообще на всемирном рынке. Сразу нужно поздравить базирующийся в Санкт-Петербурге лейбл с этим фактом: с таким размахом российские звукозаписывающие компании работают нечасто.
Бенито Гонсалес, артист-эндорсер фортепианной компании Steinway & Sons, ещё не так давно считался молодым, многообещающим пианистом. Но время идёт: прямо в день выхода альбома артисту исполняется 45. О нём заговорили 15 лет назад, когда он победил в США в престижном конкурсе Great America Jazz Piano Competition. К тому моменту Гонсалес уже несколько лет жил в Северной Америке — сначала в Вашингтоне, затем в Нью-Йорке. Но теперь — после семи лет гастролей с ансамблем саксофониста Кенни Гарретта (в составе которого Бенито стал двукратным номинантом на премию «Грэмми») и теперь уже более двух лет работы в качестве музыкального директора и пианиста группы легендарного новатора джазового саксофона Фароа Сандерса — он уже признанный мастер. Тем более, что новая работа, «Пой миру» — его пятый авторский альбом. Сам Бенито считает, что лучший.
Альбом был записан в бруклинской студии Big Orange Sheep (звукоинженер Крис Бенхэм). Сведение и мастеринг выполнил в Нью-Йорке на студии Systems Two звукорежиссёр Майк Марсиано. Музыкальным продюсером выступил сам пианист, его сопродюсером — барабанщик Саша Машин, а исполнительным продюсером альбома стал глава Rainy Days Records Евгений Петрушанский.
Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков об альбоме:
Особняком, как верстовые столбы, стоят в альбоме три баллады — посвящение Рою Харгроуву (написанный им, но никогда не записанный автором при жизни третий трек, в котором солирует неподражаемый Николас Пэйтон); авторская пьеса Гонсалеса «Приношение» («Offering»), сыгранная в трио с Макбрайдом и Уоттсом, где барабанщик демонстрирует не обычный для себя грувовый «замес», а тонкие полиритмические фигурации, а контрабасист играет лиричное яркое соло; и нежнейшая «412», которую написал — как ни странно — тот же барабанщик Тэйн Уоттс. Остальное — авторский материал Бенито Гонсалеса: современный модерн-джаз, густо замешанный на афроамериканском наследии («я люблю, когда люди приплясывают под музыку», поясняет он в своих заметках к альбому) и настолько изощрённый, интенсивный, напористый и виртуозный, что в отдельных моментах может с непривычки и дух захватить.
Интересно, как в альбоме пересекается и ведёт за собой слушательскую драматургию игра двух контрастно разных барабанщиков, которые в окончательном треклисте альбома чередуются в причудливом порядке: Тэйн Уоттс играет во втором, четвёртом, пятом и восьмом треках, а в остальных задействован Саша Машин. Тэйн — это физическая мощь, хтоническая стихия нью-йоркского «замеса», огромная интенсивность удара (ну, если не считать баллад). Саша — хлёсткость, чёткость, огромная подробность в проработке мелких длительностей, никакого нутряного хаоса, всё захватывающе логично и настолько детализировано, что его продолжительное, головокружительно эмоциональное соло в девятом треке, «Flatbush Avenue» (посвящение улице в Бруклине, где живёт Гонсалес) с участием юного мастера джазовой трубы Джоша Эванса, ощущается как одна из драматургических вершин альбома. Удивительно, как оба они по-своему работают с тектонически мощным контрабасистом Крисченом Макбрайдом — настолько по-своему, что Макбрайд пластично образует с каждым из них совершенно разный грув, хотя везде остаётся узнаваемым упругим и напористым Макбрайдом, и его мелодичные, но настойчивые соло и страшно моторные басовые линии ухватисто ложатся как в ту, так и в другую барабанную фактуру.
Но лидер здесь, конечно же, сам Бенито Гонсалес, ему принадлежат и основные вершины в звуковой драматургии этой работы, да и сама эта драматургия: хотя Саша Машин выступил как сопродюсер альбома, основным музыкальным продюсером заявлен Бенито, и «Пой миру» — безусловно его авторская работа от начала и до конца.
В своих заметках к альбому Бенито Гонсалес неоднократно упоминает Маккоя Тайнера — пианиста легендарного квартета Джона Колтрейна. Маккой был первым джазовым пианистом, повлиявшим на юного Бенито ещё в Каракасе, столице Венесуэлы, где Гонсалес вырос. Бенито помнит первый трек Колтрейна, на котором услышал игру Маккоя — «Afro Blue» — и рассказывает об охватившем его тогда понимании, что он хочет научиться играть вот в точности так же. На своём предыдущем альбоме, посвящённом Тайнеру («Passion Reverence Transcendence», Whaling City Sound, 2018), он доказал, что научился — и тем произвёл хорошее впечатление на самого Маккоя, который удостоил Бенито трёхчасовой личной встречи. Мало того, когда в 2020 году вышел второй авторский альбом барабанщика Саши Машина «Happy Synapse», на нём был трек-посвящение Маккою Тайнеру, который ушёл из жизни 6 марта 2020 года — «Сулайман Сауд» (мусульманское имя Маккоя), пьеса, которую написал трубач Джош Эванс; и Бенито Гонсалес играл в этом треке — как, собственно, и на всех остальных треках альбома Машина.
У Гонсалеса и Машина вообще, надо сказать, между собой сложилась интересная — как говорят американские музыканты — «химия»: у них достаточно контрастная энергетика — могучее туше, жёсткая атака и по-тайнеровски головокружительная аккордика у Бенито, хлёсткая и упругая детальность у Саши — и в рамках этой контрастности пианист и барабанщик пряно, даже пикантно дополняют друг друга. С особенной ясностью это слышно в пьесе «Colors», финальном треке нового альбома Бенито Гонсалеса «Sing to the World». Эта пьеса записана в составе фортепианного трио: Гонсалес, Машин и могучий Макбрайд — и это настолько захватывающая и убедительная композиционная и энергетическая точка в новом альбоме, если рассматривать его не просто как набор треков, но как цельное произведение, что точка эта разом придаёт завершённость и, не побоюсь этого слова, окончательность всему высказыванию.
Добавить к этому высказыванию нечего: его можно только, передохнув и осмыслив, повторить — как минимум чтобы разобраться во всех сплетениях энергетических и композиционных токов этой незаурядной работы. Ну и, конечно, чтобы получить от неё удовольствие — как интеллектуального характера, так и чисто физического: Бенито Гонсалес не просто так упоминает в своих заметках опору на ритм, на побуждение слушателя к физическому движению — он этим альбомом действительно это побуждение вызывает.
АЛЬБОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ И ФИЗИЧЕСКИХ НОСИТЕЛЯХ:
Bandcamp (цифровой альбом, винил и CD) | трейлер на YouTube | CD для покупателей в России | Apple Music | Spotify | Deezer