Вот уже семь лет в Москве ежегодно проходит «Детский Триумф джаза» — важная и неотъемлемая составляющая одного из самых масштабных джаз-фестивалей Европы «Триумф джаза». В марте 2021 из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, конкурсные прослушивания детского фестиваля и его Гала-концерт проходили в онлайн-формате, но это никак не повлияло на популярность и нисколько не снизило высокие стандарты, предъявляемые к процессу организации и проведения этого события. О том, как проходила подготовка, как расширилась география, о победителях этого года и достижениях победителей прошлых лет рассказал бессменный художественный руководитель фестиваля-конкурса «Детский Триумф джаза», первый заместитель директора Академии джаза, тромбонист, композитор, аранжировщик Павел Овчинников.
Павел Леонидович, из-за существующих ограничений, связанных с проведением массовых мероприятий для детей, VII «Детский Триумф джаза» прошёл в онлайн-формате. Расскажите, как проходил процесс приёма и отбора заявок? Кто в этом году был в составе жюри?
— Процесс приёма заявок и отбора участников, собственно, не отличался от традиционного. Мы получали заявки в электронном виде и совместно с членами жюри этого года, а это были Валерией Гроховский, Эдуард Зизак, Сергей Богданов, Кристина Ковалёва и Алина Енгибарян, сначала просматривали присланные видео и решали — кто, собственно говоря, у нас будет допущен к конкурсным прослушиваниям.
Нам удалось сохранить все номинации: саксофон, флейта, кларнет, труба, тромбон, фортепиано, клавишные, гитара, контрабас, бас-гитара, ударные инструменты (включая вибрафон и перкуссию), джазовый вокал, а также инструментальные и вокальные ансамбли, биг-бэнды и духовые оркестры учащихся и студентов — для младшей (от 7 до 12 лет) и старшей (с 13 до 17 лет) возрастной категории; тут никаких ограничений мы не ввели. Всё было, как и при обычном, очном формате конкурса.
Кстати, в этот раз почти не было проблем с заполнением заявок, а если они возникали — мы давали возможность исправить ошибки и направить форму повторно. Мы приняли решение не вводить жёсткие ограничения, ведь для нас в первую очередь важно содержание — музыка, которую исполняют, и правила «если неправильно заявку оформили, значит всё, вы не допущены» мы не придерживались.
Ежегодно география конкурса растёт. Откуда в этом году, кроме Москвы, поступали заявки на участие? Не так давно фестиваль приобрел международный статус, а в этом году были ли заявки из-за рубежа?
— Да, фестиваль приобрёл международный статус в 2019 году, чему мы очень рады. В этом году к нам поступили заявки в основном из стран ближнего зарубежья, если говорить о международном формате: у нас были участники из Украины, из Белоруссии и также впервые мы получили заявки из Приднестровской Молдавской республики, из Тирасполя.
Расскажите подробнее о победителях этого года. Откуда они, впервые ли участвуют в «Детском Триумфе», кто их педагоги?
— Стоит отметить, что уже второй раз в номинации «Саксофон» победила юная саксофонистка из Академии джаза — Вероника Зейдель. Она также получила специальный диплом за лучшую авторскую композицию. К сожалению, Вероника, из-за болезни не смогла участвовать в Гала-концерте нашего фестиваля. Мы вручили ей награды чуть позже. В номинации «Саксофон» тоже победил воспитанник Академии джаза — Раду Мутелика, ученик Жанны Абрамовны Ильмер, стремительно развивающийся талантливый молодой человек. Он с большим успехом представил одну из собственных пьес на Гала-концерте нашего фестиваля.
Еще одним победителем в номинации «Саксофон» стала Мария Головченко из Ярославля.
В номинации «Тромбон» в младшей возрастной группе победил юный тромбонист, воспитанник детской школы искусств имени Гольденвейзера из Москвы — Илья Хомяков. В номинации «Труба» победил юный трубач и по совместительству джазовый вокалист — Давид Литовченко из Архангельска. А в старшей возрастной группе победы добился ещё один воспитанник школы Гольденвейзера — Семён Саломатников, класс преподавателя Романа Иванова.
В младшей возрастной группе в номинации «Фортепиано» жюри в этом году не присудило первое место, а вот в старшей возрастной группе победителем стал Эдмонд Мурадян, студент Академии джаза, воспитанник прекрасного джазового пианиста и композитора Евгения Лебедева.
Лучшим среди бас-гитаристов вновь стал учащийся школы Гольденвейзера — Габриэль Гаспарян. В прошлом году он тоже занял у нас первое место. Он выступал в младшей возрастной группе.
А вот среди гитаристов и бас-гитаристов старшей возрастной группы, к сожалению, в этом году первое место присуждено не было. Среди барабанщиков в старшей возрастной группе у нас два победителя: Владимир Кунц из Академии джаза, который учится у Эдуарда Зизака, и Давид Магоян, учащийся школы Гольденвейзера, класс преподавателя Александра Второва. А вот в младшей возрастной группе победителем стал Михаил Иванов — ученик Детской школы искусств №19 из города Санкт-Петербург. Это знаменитая Детская школа искусств, где преподают Синеглазовы — наши «поставщики» талантливых детей. Михаил Иванов у нас завоевал Гран-при.
В номинации «Духовой оркестр» вновь отличился оркестр под руководством Анастасии Борисовой из Академии джаза. Они заняли первое место. Среди биг-бэндов первое место завоевал неоднократный победитель наших конкурсов — джазовый оркестр «Александр бэнд» из школы им. Дунаевского, которым руководит заслуженный работник культуры РФ Александр Краси. А Гран-при получил образцовый детский биг-бенд JAM из города Курганинска Краснодарского края, руководитель — Роман Наумов. Этот биг-бэнд уже был победителем нашего конкурса. Пару лет назад они приезжали в Москву. Очень талантливые ребята. Сейчас выпускники музыкальной школы Курганинска, трубачка Снежана Ведерникова и тромбонист Дмитрий Якименко, игравшие в этом образцовом детском биг-бэнде, учатся у нас в Академии джаза.
В номинации «Инструментальный ансамбль» блеснули сразу три коллектива! Впервые в истории конкурса мы единогласно дали первые места сразу трём ансамблям: ансамблю саксофонистов из города Екатеринбург — «ЮниДжаз», ансамблю пианиста Бориса Григоряна и ансамблю Академии джаза, педагогом которого также является Жанна Абрамовна Ильмер.
Здорово! От души поздравляем всех победителей! Скажите, пожалуйста, а за семь лет вашей работы изменился ли уровень подготовки конкурсантов?
— Вы знаете, да. Уровень подготовки конкурсантов значительно вырос, и нам очень отрадно видеть, что мы сейчас «не отсеяли» из-за недостаточной подготовки претендентов ни одной заявки, уровень у всех очень хороший. Особенно порадовали вокалисты: кстати, первые места в этой номинации заняли Виктория Буваева, Алика Карпенко — в младшей возрастной группе и Вероника Антонян — в старшей. Гран-при взял вокальный ансамбль DooBand. Наши члены жюри долго и упорно спорили, потому что трудно было выбрать победителей.
Как в этом году, несмотря на отсутствие зрителей в зале, прошёл Гала-концерт? Кто принимал участие, как шла подготовка к выступлению? Правда, что его трансляцию посмотрели более 500 тыс. зрителей?
— В этом году мы провели Гала-концерт в совершенно новом для нас формате — в режиме онлайн-трансляции и без зрителей в зале… Все происходило на сцене Театрального зала Дома музыки и транслировалось в прямом эфире на порталах Культура.рф и Mos.ru и на ресурсах этих порталов в соцсетях. В этом году было принято решение не приглашать на Гала-концерт наших иногородних победителей. В связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой как в Москве, так и в других регионах России всякое перемещение детей было бы небезопасно. Поэтому мы провели Гала-концерт с участием московских детей, соблюдая все необходимые меры предосторожности. В день концерта, перед саундчеком, мы сделали тесты на Covid-19 всем, кто должен был выйти на сцену. Слава Богу, что все оказались здоровы и концерт прошел по сценарию! По итогу трансляцию посмотрели примерно 500 тысяч человек. Это потрясающий результат, которым оргкомитет Фестиваля-конкурса очень гордится! Мы получили массу очень хороших отзывов от зрителей, и я оцениваю проведение Гала-концерта как очень успешное мероприятие. Кстати говоря, запись трансляции сохранилась, и вы можете посмотреть её, если вдруг ещё не видели.
За год все мы привыкли к онлайн-концертам, онлайн-урокам и мастер-классам, а сложно ли было провести в онлайн целый фестиваль-конкурс — с точки зрения процесса организации? Многие российские конкурсы были перенесены, а вы нашли в себе силы и ресурсы сделать всё возможное, чтобы событие состоялось. Большая команда трудилась над подготовкой и проведением конкурса?
— Благодаря тому, что все культурные и образовательные учреждения России с марта прошлого года перенесли все свои конкурсы, концерты, мастер-классы, лекции, уроки в онлайн-режим, мы успели наработать кое-какой опыт за это время. Например, Академия джаза уже буквально через несколько дней после объявления всеобщего карантина начала активно записывать и транслировать в прямом эфире мастер-классы наших выдающихся педагогов, как джазовых, так и академических. Но целый фестиваль-конкурс… да, были сложности, потому что непривычный формат, но мы с этим справились, и всё прошло очень здорово. Дмаю, что тот опыт, который мы сейчас наработали в организации седьмого «Детского Триумфа джаза», поможет нам вывести этот конкурс на более высокий уровень, может — даже на какие-то всероссийские телеканалы. Это было бы хорошо. Команда, которая трудилась над подготовкой и проведением фестиваля конкурса — это очень опытные сотрудники Igor Butman Music Group и Фонда Игоря Бутмана под руководством Романа Христюка и специалисты Академии джаза. Общими усилиями мы сделали всё возможное, чтобы это событие состоялось. Всё прошло очень хорошо, не случилось никаких форс-мажоров и т.д. Всё прошло на высшем уровне, как и наши очные конкурсы.
В чём принципиальное отличие «Детского Триумфа джаза» от других музыкальных конкурсов?
— Пожалуй, главное отличие — мы не принимаем заявки, где участники исполняют свои программы под любые виды фонограмм. Только живое исполнение, только с живым аккомпанементом концертмейстеров — сиюминутное живое исполнение. Конечно, многие ругаются, возмущаются, но у нас такой конкурс. Мы выступаем за живую музыку. А тем более джазовая музыка — это особая тема. Еще одно отличие, на мой взгляд очень хорошее: участие в нашем конкурсе — бесплатное. Подавляющее большинство конкурсов имеют некие вступительные взносы для участников, у нас этого нет.
Мы знаем, что победитель самого первого «Детского Триумфа» в этом году выступал на XXI «Триумфе джаза». Как, на ваш взгляд победа, в конкурсе может повлиять на дальнейший успех молодого музыканта?
— Да, победитель самого первого «Детского Триумфа» — Николай Мищенко — в этом году уже выступил на взрослом «Триумфе» со своим ансамблем как успешный профессиональный музыкант. Николай учится в американском колледже Бёркли. Но, как недавно стало известно, ещё один двукратный победитель нашего конкурса, юный саксофонист из Санкт-Петербурга — Данила Кутузов — в этом году поступил в колледж Бёркли на полную стипендию. Он — единственный музыкант, которого приняли на таких условиях. В 18 лет этот блестящий парень добился таких потрясающих успехов! Мы этому очень рады, и уверены, общение с нашими педагогами, общение с Игорем Михайловичем Бутманом, у которого он имел возможность проконсультироваться, задать ему вопросы по поводу исполнительства, по поводу импровизации и т.д., и победа в нашем конкурсе сыграли немаловажную роль в его дальнейшей карьере.
Кстати, Николай Мищенко выступал на международном фестивале Игоря Бутмана «Будущее Джаза», на этом же фестивале в прошлом году выступала София Ацбеха Негга, победившая в «Детском Триумфе» и я уверен, что Данила Кутузов тоже вскоре будет выступать как участник этого фестиваля.
Мы очень рады, что победители нашего конкурса с успехом продолжают свою музыкальную карьеру: радуемся достижениям Макара Кашицына, который победил в нашем конкурсе в 2017 году. Он обучается в Манхэттенской школе музыки в классе Винсента Херринга, записал сольный альбом и успешно выступает на джазовых фестивалях с собственным коллективом. В 2019 году он представил свой проект на шоукейсе третьего международного форума-фестиваля Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге.
В ноябре 2020 года ещё один победитель «Детского Триумфа» — саксофонист Андрей Баталеев — в составе собственного квартета стал победителем студенческого конкурса четвёртого международного форума Jazz Across Borders.
Я уже не говорю о тех, кто продолжает свою учебу и в Академии джаза и в Академии им. Гнесиных. Эти ребята — Нестор Смышляев, Даниил Фиссон, Ярослав Константинов, Борис Григорян, Сурен Кочарян, Касьян Лекус и многие другие — наша гордость. Мы восхищаемся ими и следим за их судьбой.
Павел Леонидович, вы очень много работаете с молодыми музыкантами: успешно руководите оркестрами в Академии джаза и Академии им. Маймонида, худрук двух международных фестивалей, руководите процессом обучения в летней джазовой антишколе на «Тавриде»… Легко ли воспитывать будущее джаза?
— Конечно, любое воспитание молодёжи — это дело нелёгкое, но для меня главное — найти с ними общий язык, найти правильные пути общения. Очень важно доверять им, очень важно терпеливо, без лишних эмоций и, главное, на понятном для них языке объяснять им те вещи, которые они в силу своей молодости не понимают.
С чего посоветуете начать уже сегодня чтобы завтра стать успешным музыкантом?
— Если вы в самом начале пути, то с музыкальной школы. Это именно то место, где можно чётче понять — может ли человек пойти дальше по профессиональной дороге, есть ли у него особые способности и талант. Да и в любом случае очень полезно поучиться в музыкальной школе, овладеть каким-то инструментом, если даже не сложится судьба дальше как профессионального музыканта, то в любом случае занятия музыкой способствуют гуманитарному развитию, которое очень важно для детишек — наравне со спортом, спешу заметить.
А дальше, когда дети заканчивают музыкальную школу и решают поступать в музыкальные колледжи и училища, здесь уже нужно понимать, что если вы пошли учиться дальше, чтобы стать профессиональным музыкантом, то необходимо очень много заниматься. Очень важны занятия с педагогом, но помимо них надо заниматься самообразованием. А как самообразовываться музыкантам? Слушать больше музыки, ведь ты идешь учиться играть джаз: это подразумевает, что ты любишь джазовую музыку и готов открывать для себя много нового. Нужно слушать, анализировать, делать транскрипции понравившихся тебе соло, нужно изучать биографии твоих любимых музыкантов, нужно знать джазовых композиторов, нужно знать о различных эпохах становления джаза, как зарубежного, так и российского. Нужно не бояться просить советы у педагогов и более опытных коллег. Вот тогда можно рассчитывать на какой-то успех. Ну и конечно, нужно ходить на концерты, интересоваться музыкальной жизнью и не бояться проявлять себя.