2 апреля на петербургском лейбле Rainy Days Records выйдет дебютный авторский альбом «Forgotten Melody» («Забытая мелодия»), который записал со своим трио 25-летний пианист Арсений Рыков. 5 апреля на основной сцене Клуба Алексея Козлова состоится концерт-презентация альбома. В составе трио — контрабасист Николай Ольшанский и барабанщик Виталий Эпов. Запись альбома — приз, который участники трио Арсения Рыкова получили как лауреаты Гран-При конкурса молодых исполнителей «Усадьба Jazz» в Сочи ещё в сентябре 2019.
Музыкальным продюсером альбома выступил барабанщик Саша Машин, который работает с «Дождливыми днями» с самого основания лейбла — в 2018 г. именно его дебютный альбом в качестве лидера, «Outsidethebox», стал самым первым релизом свежесозданной звукоиздательской компании. В последнее время Машин углублённо занялся продюсированием звука и звукорежиссурой: в частности, дебютный альбом Арсения Рыкова он не только спродюсировал, но и записал, и свёл на московской студии CineLab SoundMix.
Арсений Рыков привлёк внимание специалистов как зреющий новый голос на российской джазовой сцене ещё в первой половине прошлого десятилетия, когда он учился в Государственном музыкальном училище эстрадного и джазового искусства на Ордынке у выдающегося педагога по джазовому фортепиано Евгения Гречищева (выпуск 2015). Логика роста внутри системы российского джазового образования привела Арсения на джазовый факультет Российской Академии музыки им. Гнесиных. В годы учёбы в Гнесинке он продолжал стабильно брать высокие места на известных джазовых конкурсах — к чему, впрочем, относился вполне спокойно. Участвовал в летних джазовых образовательных программах по всей Европе, включая программы колледжа Бёркли, Амстердамской консерватории и джазовую мастерскую известного саксофониста Грега Осби, в результате чего, например, возник один из проектов Арсения — Asieny, дуэт с польской вокалисткой Иоанной Соларевич. При этом на конкурсах Арсений уже много лет регулярно показывал собственную авторскую музыку — например, его композиция «Далёкая красота» («Faraway Beauty»), которая звучит на дебютном альбоме, ещё в 2016 г. получила диплом как одна из лучших авторских пьес на конкурсе «Гнесин Джаз».
В буклете альбома Арсений Рыков пишет:
— Я начал сочинять музыку ещё в музыкальной школе. С тех пор я с каждым годом всё больше понимал, что музыка становится моим главным средством самовыражения и лучшим способом поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими. Я всегда хотел, чтобы мои композиции помогали людям застыть на мгновение и подумать о том, что происходит вокруг и, самое главное, внутри них. На мой взгляд, музыкант несёт двойную ответственность перед своей аудиторией. Поэтому так важно быть искренним, честным и последовательным в том, что ты играешь и особенно в том, что говоришь.
В альбом вошли композиции, сочиненные мной за последние два-три года. Это мои переживания и сомнения, мои победы и поражения, а также размышления о том, каким может быть современный джаз. Кто-то может услышать небольшие изменения в моей манере по мере того, как одна композиция сменяет другую, но одна вещь остаётся неизменной — то, что я ценю в музыке больше всего: красоту и важность мелодии и гармонии. Если можно было бы определить главную краску альбома, подобно тому, как нам в глаза бросается основная цветовая гамма в картине импрессионистов, то это определённо была бы «светлая грусть».
ВИДЕО: трейлер альбома
Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков об альбоме трио Арсения Рыкова:
— Действительно, эмоциональная доминанта альбома вполне может быть названа и так: «светлая грусть». Но она далеко не исчерпывает звуковую картину этой интересной работы. Влияния очевидны, но результат их воздействия вполне индивидуален и оригинален. При большом желании можно выделить мощное воздействие Брэда Мэлдау, которого сам Арсений называет своим любимым пианистом, можно определить глубокое знакомство с творческим методом Чика Кориа и даже влияние российского коллеги Евгения Лебедева, с которым у Рыкова есть прямая связь — не только через слушание пластинок артиста и посещение его концертов, но через воспитавшего их обоих педагога, пианиста Евгения Гречищева. Впрочем, вряд ли стоит так уж придирчиво разбирать работу молодого музыканта на составляющие. Он тем и выделяется среди музыкантов своего поколения, что очевидные влияния в его музыке образуют нечто большее, чем просто сумма источников и составных частей.
Музыка Арсения Рыкова — безусловно, продукт российской и, шире, европейской джазовой сцены, где влияния американского джазового мэйнстрима сосуществуют и взаимопереплетаются с влияниями европейской академической классики, европейского мелодического и гармонического мышления. Среди своих ориентиров — не только слушательских, но и исполнительских — Рыков называет, через запятую, Шостаковича, Дебюсси, Рахманинова, Равеля, Скрябина… Всё это европейская традиция, всё это — ключевые влияния, под воздействием которых развивался европейский джаз последних четырёх-пяти десятилетий. Европейским музыкантам вряд ли пристало играть в американцев, ограничивая выразительные средства своей музыки одной лишь системой художественных средств джазового мэйнстрима. Это возможно, и зачастую это так и делается — и зачастую даёт на выходе популярность среди тех слушателей, которые ищут прежде всего повторения знакомых звуковых впечатлений, живого воспроизведения звуковых миров с любимых джазовых пластинок прошедших эпох. Но, конечно, такой подход не ведёт к развитию джазового искусства, потому что обрекает исполнителя на роль живого фонографа, который воспроизводит (с той или иной степенью достоверности) чужие озарения из прошлого.
А джаз тем и отличается от академической классики, что даёт артисту свободу выражения себя, свободу реализации собственных художественных открытий — да, в рамках джазовой эстетики, но рамки эти в начале второго десятилетия XXI века очень широки и открыты постоянно ширящемуся спектру новых влияний, новых выразительных средств. Как ранний джаз в первые десятилетия прошлого века кристаллизовался в плавильном котле ранней глобальной межкультурной коммуникации, рождая изначальный облик нового искусства, так и джаз двадцать первого столетия жадно вбирает влияния музыкальных культур всего мира — и не перестаёт расти и развиваться.
Музыка Арсения Рыкова и его трио отражает межкультурную открытость современного джазового искусства, в котором есть место и исконной джазовой традиции, и элементам наследия тех музыкальных культур, в которых формируются и растут новые поколения музыкантов. Все эти источники и составные части не противоречат друг другу, а стремятся к взаимопроникновению и взаимному обогащению. Почти уже полвека прошло с тех пор, как в европейской музыкальной культуре возник феномен эстетики ECM, выразившей стремление новых поколений музыкантов Старого Света к объединению собственных музыкальных корней и эстетической свободы искусства джаза. И развитие этой ветви могучего джазового древа ещё далеко не завершено: новые поколения артистов ищут собственные пути, стремясь не столько повторить чьи-то находки, сколько рассказать миру собственные истории, соответствовать своим корням и своей современности. Дебютный альбом трио Арсения Рыкова представляется важным документом своеобразного, свойственного именно сегодняшнему дню пути этого развития.
5 апреля, 20:00, Клуб Алексея Козлова: ул. Маросейка 9/2, 3 этаж паба Left Bank, м. Китай-Город, тел. +7(926)952-0077. БИЛЕТЫ ОНЛАЙН (от 700 ₽ до 1 500 ₽)
АЛЬБОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ:
Spotify | Apple Music | YouTube | Яндекс Музыка | Deezer | Tidal | все ссылки