14 марта (ночью на 15 марта по московскому времени) состоялась 63-я церемония вручения премии Национальной академии звукозаписи США (NARAS) — общественной организации, объединяющей тысячи профессионалов американской музыкальной индустрии. В этом году церемония, обычно проходящая в конце января или феврале, радикально сдвинулась во времени из-за пандемии, да и проводится при крайне малом стечении публики. Официально это «Премия NARAS», но во всём мире она известна как «Грэмми» («граммофончик») — по бронзовым статуэткам граммофонов, составляющим материальное воплощение этой престижной награды. Хотя церемония и сползла на март, по статуту премии Grammy получали артисты и продюсеры, выпустившие записи за «академический год» — с 1 сентября 2019 по 31 августа 2020 — в 83 категориях (на одну меньше, чем в 2020).
Как вошло в традицию уже много лет назад, вручение «Грэмми» в джазовых категориях не показывают в телетрансляции. Увидеть вручение премий в этих категориях непросто: происходит оно отдельно, в ходе дневной так называемой «пред-церемонии», которую транслируют только на интернет-канале Академии — вместе с вручением премий за лучший звук, лучшее переиздание, лучший ремикс, лучшие записи фольклора, художественного слова, хоров, комедийных монологов, опер и т. д. Зато джазовые результаты известны раньше, чем в имена лауреатов в поп-, рок- и рэп-категориях. В частности, это позволяет нам назвать их уже в ночь на 15 марта!
В разные годы церемония проводится то на Восточном побережье США (в Нью-Йорке), то на Западном. В этом году «Грэмми» снова вручали в Лос-Анджелесе — как обычно в таких случаях, в спортивном комплексе «Стэйплс-центр» с его мега-залом на 20 000 мест. Правда, хотя карантинные меры в Калифорнии и смягчены, публики на этой огромной арене всё равно немного: продолжают действовать серьёзные ограничения.
Как и в минувшем году с его исполинским скандалом вокруг Академии звукозаписи, события в джазовом поле премии Grammy 2021 года выглядят довольно бледно. Но нам по-прежнему интересны именно они. И список джазовых лауреатов пр-прежнему короток: мы помним, что в последние годы на долю джазового искусства осталось всего пять (из 83) категорий премии (плюс некоторые джазовые имена, всплывающие в других жанровых категориях). Помним мы также, что в номинации попадают таланты, а победителей определяет их известность внутри Академии и квалификация пиарщиков фирм грамзаписи, причём направленная не на слушателей, а именно на тех примерно 1500 (из общего количества в 21 000) членов Академии, кто имеет право принимать решения в данном «жанровом поле» (каждый член NARAS может голосовать не более чем в 20 из 83 категорий). И естественно, что на результатах сказался уход из жизни джазового фаворита «Грэмми» последних десятилетий — пианиста Чика Кориа, обладателя наибольшего количества премий Grammy за всю их историю. Забегая вперёд, скажем, что к его прижизненной коллекции из беспрецедентных 23 бронзовых граммофончиков в 2021 году добавились два посмертных. Можно предположить, что и не последних: пока голосует нынешнее поколение членов Академии и в закромах фирм грамзаписи остаются неизданные записи Чика, список может в последующие годы ещё вырасти.
«Лучший инструментальный джазовый альбом»: Chick Corea «Trilogy 2»
Были также номинированы:
- Ambrose Akinmusire «On The Tender Spot Of Every Calloused Moment»
- Terri Lyne Carrington + Social Science «Waiting Game»
- Gerald Clayton «Happening: Live At The Village Vanguard»
- Redman Mehldau McBride Blade «RoundAgain»
«Лучший вокальный джазовый альбом» — Kurt Elling Featuring Danilo Pérez «Secrets Are The Best Stories»
Были также номинированы:
- Thana Alexa «Ona»
- Carmen Lundy «Modern Ancestors»
- Somi With Frankfurt Radio Big Band Conducted By John Beasley «Holy Room: Live At Alte Oper»
- Kenny Washington «What’s The Hurry»
«Лучший альбом латин-джаза» —Arturo O’Farrill & The Afro Latin Jazz Orchestra «Four Questions»
Были также номинированы:
- Afro-Peruvian Jazz Orchestra «Tradiciones»
- Chico Pinheiro «City Of Dreams»
- Gonzalo Rubalcaba & Aymée Nuviola «Viento Y Tiempo — Live At Blue Note Tokyo»
- Poncho Sanchez «Trane’s Delight»
«Лучшее импровизационное джазовое соло» — Chick Corea «All Blues» (трек из альбома «Trilogy 2»)
Были также номинированы:
- Christian Scott aTunde Adjuah «Guinnevere» (трек из альбома «Axiom»)
- Regina Carter «Pachamama» (трек из альбома вокалистки Таны Алексы Павелич «Ona»)
- Gerald Clayton «Celia»
- Joshua Redman «Moe Honk» (трек из альбома «RoundAgain» квартета «Редман Мэлдау Макбрайд Блэйд»)
«Лучший альбом большого джазового состава» — Maria Schneider Orchestra «Data Lords»
Были также номинированы:
- Gregg August «Dialogues On Race»
- John Beasley’s MONK’estra «Monk’estra Plays John Beasley»
- Orrin Evans And The Captain Black Big Band «The Intangible Between»
- John Hollenbeck With Theo Bleckmann, Kate McGarry, Gary Versace And The Frankfurt Radio Big Band «Songs You Like A Lot»
В минувшие годы много джазовых имён всплывало и в других джазовых категориях, прежде всего Best Contemporary Instrumental Album. В прошлом году эта традиция пошатнулась, но в 2021 знакомые джазовой публике имена вновь есть и вне джазового жанрового поля. Выясним, какие.
Лучший современный инструментальный альбом — Snarky Puppy «Live At The Royal Albert Hall»
Эта категория до 2010-х гг. именовалась «Лучший альбом современного джаза», но при большой реформе Grammy в 2012 г. осталось только слово contemporary, так как внезапно выяснилось, что инструментальные альбомы записывают также рок-музыканты… и не только: одними из номинантов текущего года оказался инструментальный альбом хип-хоп дуэта Black Violin, состоящего из двух классических скрипачей! Вот кто ещё из знакомых джазовой публике артистов был номинирован в этом году на премию в этой категории:
- Christian Scott aTunde Adjuah «Axiom»
- Jon Batiste «Chronology Of A Dream: Live At The Village Vanguard»
- Grégoire Maret, Romain Collin & Bill Frisell «Americana»
В категории «Лучшая инструментальная композиция» из джазовых людей номинировался Артуро О’Фаррилл, победивший в латин-джазовой категории (см. выше), и джазовый пианист Крисчен Сэндз, а выиграла Мария Шнайдер, которая также победила в биг-бэндовой категории: бронзовый граммофончик достался ей за композицию «Sputnik» (которая отсутствует на YouTube и вообще в стриминг-сервисах, поэтому представить её читателям я не могу: такова сознательная политика Шнайдер — в стриминге её записей практически нет).
В категории «Лучшая аранжировка, инструментальная или a cappella» Grammy получил Джон Бизли, который был в этом году рекордсменом по числу номинаций: он был представлен в номинациях не только за собственный альбом «MONK’estra Plays John Beasley» (в оркестровой и аранжировочной категориях), но и за свои аранжировки для корейско-американской певицы Соми (полное имя Чон Со Ми) и для её коллеги Марии Мендес. Домой он, тем не менее, унёс только один граммофончик: за аранжировку для своего альбома пьесы Чарли Паркера «Donna Lee».
В категории «Лучший исторический альбом», где соревнуются переиздания, сборники и ранее не издававшиеся записи прошлых десятилетий, в номинациях мелькнул Нат «Кинг» Коул с компиляцией самых ранних его записей 1936-1943 гг., которую спродюсировал известный продюсер исторических переизданий Зев Фелдман, но Grammy достался сборнику записей с участием популярного телеведущего 1960-70-х гг. Мистера Роджерса.
На этом список джазовых имён среди номинантов и лауреатов Grammy-2021 исчерпан. Что он говорит нам, и говорит ли что-то — автор, если честно, не хочет высасывать из пальца. Премия NARAS с начала 2010-х гг. и так уже находится в глубоком кризисе, хотя вручение её до сих пор собирает у телеэкранов миллионы зрителей (ну, в поп-категориях, конечно, хе-хе). И, что касается конкретно джазового искусства — премия давно уже представляет не реальные процессы в музыкальной индустрии, а мастерство пиар-отделов фирм грамзаписи. Тем не менее среди победителей и тем более номинантов мы видим имена замечательных артистов, и альбомы, которые получают премию — зачастую отличные альбомы (как, например, и в 2021 году). Лучше ли они тех, которые премию не получили? Лучше ли они тех отличных альбомов, которые даже не были номинированы, потому что не попали в поле зрения 1500 голосующих в джазовом жанровом поле членов Академии звукозаписи? Этот философский вопрос автор желает оставить висящим в воздухе.
Большое спасибо !