63 церемония вручения премии Grammy: «Грэмми», джаз и пандемический год

1
Grammy 2021
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ

14 марта (ночью на 15 марта по московскому времени) состоялась 63-я церемония вручения премии Национальной академии звукозаписи США (NARAS) — общественной организации, объединяющей тысячи профессионалов американской музыкальной индустрии. В этом году церемония, обычно проходящая в конце января или феврале, радикально сдвинулась во времени из-за пандемии, да и проводится при крайне малом стечении публики. Официально это «Премия NARAS», но во всём мире она известна как «Грэмми» («граммофончик») — по бронзовым статуэткам граммофонов, составляющим материальное воплощение этой престижной награды. Хотя церемония и сползла на март, по статуту премии Grammy получали артисты и продюсеры, выпустившие записи за «академический год» — с 1 сентября 2019 по 31 августа 2020 — в 83 категориях (на одну меньше, чем в 2020).

Как вошло в традицию уже много лет назад, вручение «Грэмми» в джазовых категориях не показывают в телетрансляции. Увидеть вручение премий в этих категориях непросто: происходит оно отдельно, в ходе дневной так называемой «пред-церемонии», которую транслируют только на интернет-канале Академии — вместе с вручением премий за лучший звук, лучшее переиздание, лучший ремикс, лучшие записи фольклора, художественного слова, хоров, комедийных монологов, опер и т. д. Зато джазовые результаты известны раньше, чем в имена лауреатов в поп-, рок- и рэп-категориях. В частности, это позволяет нам назвать их уже в ночь на 15 марта!

В разные годы церемония проводится то на Восточном побережье США (в Нью-Йорке), то на Западном. В этом году «Грэмми» снова вручали в Лос-Анджелесе — как обычно в таких случаях, в спортивном комплексе «Стэйплс-центр» с его мега-залом на 20 000 мест. Правда, хотя карантинные меры в Калифорнии и смягчены, публики на этой огромной арене всё равно немного: продолжают действовать серьёзные ограничения.

Те самые бронзовые граммофончики
Те самые бронзовые граммофончики

Как и в минувшем году с его исполинским скандалом вокруг Академии звукозаписи, события в джазовом поле премии Grammy 2021 года выглядят довольно бледно. Но нам по-прежнему интересны именно они. И список джазовых лауреатов пр-прежнему короток: мы помним, что в последние годы на долю джазового искусства осталось всего пять (из 83) категорий премии (плюс некоторые джазовые имена, всплывающие в других жанровых категориях). Помним мы также, что в номинации попадают таланты, а победителей определяет их известность внутри Академии и квалификация пиарщиков фирм грамзаписи, причём направленная не на слушателей, а именно на тех примерно 1500 (из общего количества в 21 000) членов Академии, кто имеет право принимать решения в данном «жанровом поле» (каждый член NARAS может голосовать не более чем в 20 из 83 категорий). И естественно, что на результатах сказался уход из жизни джазового фаворита «Грэмми» последних десятилетий — пианиста Чика Кориа, обладателя наибольшего количества премий Grammy за всю их историю. Забегая вперёд, скажем, что к его прижизненной коллекции из беспрецедентных 23 бронзовых граммофончиков в 2021 году добавились два посмертных. Можно предположить, что и не последних: пока голосует нынешнее поколение членов Академии и в закромах фирм грамзаписи остаются неизданные записи Чика, список может в последующие годы ещё вырасти.

«Лучший инструментальный джазовый альбом»: Chick Corea «Trilogy 2»

Были также номинированы:

  • Ambrose Akinmusire «On The Tender Spot Of Every Calloused Moment»
  • Terri Lyne Carrington + Social Science «Waiting Game»
  • Gerald Clayton «Happening: Live At The Village Vanguard»
  • Redman Mehldau McBride Blade «RoundAgain»

«Лучший вокальный джазовый альбом» — Kurt Elling Featuring Danilo Pérez «Secrets Are The Best Stories»

Были также номинированы:

  • Thana Alexa «Ona»
  • Carmen Lundy «Modern Ancestors»
  • Somi With Frankfurt Radio Big Band Conducted By John Beasley «Holy Room: Live At Alte Oper»
  • Kenny Washington «What’s The Hurry»

«Лучший альбом латин-джаза» —Arturo O’Farrill & The Afro Latin Jazz Orchestra «Four Questions»

Были также номинированы:

  • Afro-Peruvian Jazz Orchestra «Tradiciones»
  • Chico Pinheiro «City Of Dreams»
  • Gonzalo Rubalcaba & Aymée Nuviola «Viento Y Tiempo — Live At Blue Note Tokyo»
  • Poncho Sanchez «Trane’s Delight»

«Лучшее импровизационное джазовое соло» — Chick Corea «All Blues» (трек из альбома «Trilogy 2»)

Были также номинированы:

  • Christian Scott aTunde Adjuah «Guinnevere» (трек из альбома «Axiom»)
  • Regina Carter «Pachamama» (трек из альбома вокалистки Таны Алексы Павелич «Ona»)
  • Gerald Clayton «Celia»
  • Joshua Redman «Moe Honk» (трек из альбома «RoundAgain» квартета «Редман Мэлдау Макбрайд Блэйд»)

«Лучший альбом большого джазового состава» — Maria Schneider Orchestra «Data Lords»

Были также номинированы:

  • Gregg August «Dialogues On Race»
  • John Beasley’s MONK’estra «Monk’estra Plays John Beasley»
  • Orrin Evans And The Captain Black Big Band «The Intangible Between»
  • John Hollenbeck With Theo Bleckmann, Kate McGarry, Gary Versace And The Frankfurt Radio Big Band «Songs You Like A Lot»

В минувшие годы много джазовых имён всплывало и в других джазовых категориях, прежде всего Best Contemporary Instrumental Album. В прошлом году эта традиция пошатнулась, но в 2021 знакомые джазовой публике имена вновь есть и вне джазового жанрового поля. Выясним, какие.

Лучший современный инструментальный альбом — Snarky Puppy «Live At The Royal Albert Hall»

Эта категория до 2010-х гг. именовалась «Лучший альбом современного джаза», но при большой реформе Grammy в 2012 г. осталось только слово contemporary, так как внезапно выяснилось, что инструментальные альбомы записывают также рок-музыканты… и не только: одними из номинантов текущего года оказался инструментальный альбом хип-хоп дуэта Black Violin, состоящего из двух классических скрипачей! Вот кто ещё из знакомых джазовой публике артистов был номинирован в этом году на премию в этой категории:

  • Christian Scott aTunde Adjuah «Axiom»
  • Jon Batiste «Chronology Of A Dream: Live At The Village Vanguard»
  • Grégoire Maret, Romain Collin & Bill Frisell «Americana»

В категории «Лучшая инструментальная композиция» из джазовых людей номинировался Артуро О’Фаррилл, победивший в латин-джазовой категории (см. выше), и джазовый пианист Крисчен Сэндз, а выиграла Мария Шнайдер, которая также победила в биг-бэндовой категории: бронзовый граммофончик достался ей за композицию «Sputnik» (которая отсутствует на YouTube и вообще в стриминг-сервисах, поэтому представить её читателям я не могу: такова сознательная политика Шнайдер — в стриминге её записей практически нет).

В категории «Лучшая аранжировка, инструментальная или a cappella» Grammy получил Джон Бизли, который был в этом году рекордсменом по числу номинаций: он был представлен в номинациях не только за собственный альбом «MONK’estra Plays John Beasley» (в оркестровой и аранжировочной категориях), но и за свои аранжировки для корейско-американской певицы Соми (полное имя Чон Со Ми) и для её коллеги Марии Мендес. Домой он, тем не менее, унёс только один граммофончик: за аранжировку для своего альбома пьесы Чарли Паркера «Donna Lee».

В категории «Лучший исторический альбом», где соревнуются переиздания, сборники и ранее не издававшиеся записи прошлых десятилетий, в номинациях мелькнул Нат «Кинг» Коул с компиляцией самых ранних его записей 1936-1943 гг., которую спродюсировал известный продюсер исторических переизданий Зев Фелдман, но Grammy достался сборнику записей с участием популярного телеведущего 1960-70-х гг. Мистера Роджерса.

На этом список джазовых имён среди номинантов и лауреатов Grammy-2021 исчерпан. Что он говорит нам, и говорит ли что-то — автор, если честно, не хочет высасывать из пальца. Премия NARAS с начала 2010-х гг. и так уже находится в глубоком кризисе, хотя вручение её до сих пор собирает у телеэкранов миллионы зрителей (ну, в поп-категориях, конечно, хе-хе). И, что касается конкретно джазового искусства — премия давно уже представляет не реальные процессы в музыкальной индустрии, а мастерство пиар-отделов фирм грамзаписи. Тем не менее среди победителей и тем более номинантов мы видим имена замечательных артистов, и альбомы, которые получают премию — зачастую отличные альбомы (как, например, и в 2021 году). Лучше ли они тех, которые премию не получили? Лучше ли они тех отличных альбомов, которые даже не были номинированы, потому что не попали в поле зрения 1500 голосующих в джазовом жанровом поле членов Академии звукозаписи? Этот философский вопрос автор желает оставить висящим в воздухе.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДом-музей Луи Армстронга в Нью-Йорке приглашает на онлайн-семинары по джазовому искусству
Следующая статьяСаксофонист Олег Киреев выпустил в Сербии первый российско-сербский джазовый альбом
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя