6 марта 2021 исполнилось 85 лет со дня рождения человека, который стал в 1960-е годы первопроходцем джазовой темы на Всесоюзном радио СССР и, как профессиональный музыковед (в то время это было непременное требование для занятий музыкальной критикой) — одним из первых советских джазовых критиков. Его звали Аркадий Петров.
Аркадий Евгеньевич родился в Москве 6 марта 1936 г., окончил теоретическое отделение Московской Государственной консерватории. Он первым в СССР «пробил» на Всесоюзном радио регулярную джазовую передачу: его «Радиоклуб Метроном», выходивший в эфир в 1965-67 гг. (часть выпусков программы вели также Леонид Переверзев и Алексей Баташёв), стал «окном в джаз» для тысяч людей по всей территории бывшего Союза, а сделанные им в студии Всесоюзного радио записи множества ведущих джазовых музыкантов Советского Союза стали серьёзным фактором самоосознания джазового движения. Часть этих записей погибла после закрытия «Метронома» и увольнения Петрова из Гостелерадио, часть была им чудесным образом вынесена из Радиодома и сохранена в Гнесинском музыкальном училище (переименованном впоследствии в Государственное музыкальное училище эстрадного и джазового искусства), а впоследствии оцифрована.
В архивах «Джаз.Ру» есть запись программы «Джем-клуб» на московской радиостанции «Ракурс» от 15 января 1997 г. Аркадий Евгеньевич рассказывал ведущему Константину Волкову о «Метрономе» и показывал некоторые записи, сделанные им в те годы (продолжительность 46:34, качество удовлетворительное; последняя музыкальная композиция, к сожалению, оборвана на середине).
Часть избранных треков из архива Аркадия Петрова прозвучала и в нашем подкасте «Слушать здесь» в 2009-2010 гг. В первом из выпусков подкаста, посвящённых архиву Петрова, можно услышать спродюсированную им запись пьесы Геннадия Гольштейна «Кумушки» в исполнении квартета саксофониста Геннадия Гольштейна и трубача Константина Носова (студия Государственного дома радиозаписи, 1970).
В 1974 г. именно Аркадий Петров (и Владимир Фейертаг) разработали методические рекомендации по преподаванию истории джаза в советских музыкальных учебных заведениях, когда в нескольких музыкальных училищах впервые открылись эстрадно-джазовые отделения. В 70-е и сам Аркадий Евгеньевич читал по разработанному им и Фейертагом курсу историю джаза в училище им. Гнесиных (ныне — Музыкальное училище эстрадного и джазового искусства Российской Академии музыки им. Гнесиных).
Ряд портретно-очерковых текстов Аркадия Петрова вошёл в крупнейший книжный проект 80-х, посвящённый отечественному джазу — сборник «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера», вышедший в 1987 г.
В 1993-94 гг. программы Аркадия Петрова (под знакомым названием «Радиоклуб Метроном») выходили на недолго просуществовавшей московской средневолновой радиостанции «Вокс». К сожалению, после тёмной истории с полукриминальной ликвидацией радиостанции записи этих программ, судя по всему, не сохранились.
В 1996 г. Аркадий Евгеньевич выпустил в московском издательстве «Музыка» подготовленный ещё в 92-м сборник своих статей о выдающихся музыкантах советской (и постсоветской) джазовой сцены — «Джазовые силуэты», ставший едва ли не единственной крупной книжной публикацией об отечественном джазе за все 90-е годы. Подробно об этой книге в видеоподкасте главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова, 2020:
В последние годы жизни Аркадий Петров много публиковался в газете «Культура», время от времени его журналистские работы появлялись и на виртуальных страницах электронного издания «Полный джаз», на плечах которого вырос наш журнал «Джаз.Ру». Когда в 2007 началось издание «Джаз.Ру» на бумаге, мы планировали обратиться к Аркадию Евгеньевичу с просьбой написать об истории программы «Радиоклуб Метроном», о том, каково было «проталкивать» джаз в советских масс-медиа 60-х. Не успели… 9 августа 2007 г. Аркадий Петров скончался в одной из московских больниц в возрасте 71 года.
Аркадий Петров о себе (из написанного в 1992 г. предисловия к книге «Джазовые силуэты» — Москва, «Музыка», 1996)
Джазом интересуюсь почти сорок лет. Началось всё с музыки, выловленной в начале 50-х годов из неведомого эфира. Как непохожа была она на звучавшие тогда повсюду краковяки и падэспани! Позже, студентом Московской консерватории, услышал пластинки — сначала политональные многоэтажия оркестра Стена Кентона, потом диск Армстронга, которым снабдил меня приятель-однокурсник, композитор Альфред Шнитке (в свою очередь, получивший его от соседа по коммуналке, переводчика-шведа). Армстронг играл на трубе и пел «Се си бон» — мелодию, которую мы только-только услышали и полюбили в образцовской радиопередаче об Иве Монтане! Почти в это же время (1954-1955) — знакомство с пианистом Николаем Капустиным. Один из любимых учеников Гольденвейзера, он тем не менее играл джаз. Это казалось каким-то чудом — человек садился за рояль и импровизировал на любую тему!
В 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи состоялся вызвавший массу толков «конкурс джазов». Там были итальянцы, исландцы, англичане, французы, польская группа Кшиштофа Комеды. Был и наш наращивавший обороты, но сразу же после фестиваля распущенный оркестр ЦДРИ Юрия Саульского: Гаранян, Бахолдин, Зубов…
Работая с конца 50-х годов на радио, я всеми силами стремился поддержать молодых джазистов, быть им чем-то полезным. Прежде всего, я мог приглашать их в студию и записывать, записывать. Первая серия таких записей была организована в марте 1960 года на иновещании под благовидным предлогом предстоящего визита в Советский Союз президента Эйзенхауэра. Посоветовавшись с Саульским, я собрал «сборную команду»; часто игравшие вместе Гаранян — Зубов — Бахолдин плюс Борис Рычков за роялем, Игорь Берукштис при контрабасе и Александр Гореткин за ударными. Нужен был трубач; рассматривались разные кандидатуры, однако все они были отвергнуты в пользу нового в Москве человека — Германа Лукьянова, музыканта, которого недолюбливали за независимый характер, длинный язык и не всем понятную музыку, но другого, повторяю, не нашлось. Звукорежиссёр Виктор Бабушкин (также мой однокурсник) блистательно записал десять композиций, пятьдесят минут звучания… Но… под Свердловском был сбит самолет-шпион «У-2», и вся наша затея, естественно, провалилась. На приёме программы было жарко: одни в худсовете — композиторы М. Иорданский и Б. Терентьев — говорили об идеологической диверсии со стороны работников иновещания; другие — А. Эшпай и А. Бабаджанян — отстаивали нашу работу. Худсовет «раскололся», пришлось прибегнуть к третейскому суду (А. Цфасман и Н. Минх), который принял в фонд три номера с примечаниями: «Для крайне ограниченного использования. Давать в эфир только с разрешения главного редактора». С такой устрашающей надписью они пролежали без движения свыше двадцати лет. Сейчас их иногда передают по «Маяку»…
В 60-е годы в отношении к джазу были свои приливы и отливы. Во времена относительно мирные и «витаминные» я продолжал записывать наши лучшие группы — трио Лукьянова, ансамбли Рычкова, Рафика Бабаева, «Неву», «КМ-квартет», составы Носова — Гольштейна… По этим пленкам я подготовил затем не один десяток радиопередач. Помню запись ленинградской звезды, Романа Кунсмана, в марте 1965 года — в студию ввалилась целая толпа московских музыкантов, из которой пришлось отбирать отдельных исполнителей, ибо все вместе они просто «не влезали» в помещение. Игоря Бриля, например, я сурово отвергнул — молод ещё! Однако три месяца спустя, на Втором московском джаз-фестивале в гостинице «Юность», блеснул именно Бриль…
В ноябре 1965 года в эфир вышла первая советская еженедельная передача «Радиоклуб Метроном». Ее появление — в период некоторой идеологической оттепели тех лет — как-то удачно соответствовало потребностям тогдашней «инженерной» молодежи эпохи «физиков — лириков». За два года через «Метроном» прошли все заметные представители отечественного джаза, были передачи, посвящённые «Модерн джаз квартету», чехословацким коллективам, которыми мы тогда увлекались (оркестр Густава Брома, «Юниор-трио» с Яном Хаммером и братьями Витоушами), Эллингтону, Джанго Рейнхардту (была даже радиопостановка, автором которой стал ленинградец Ефим Барбан), «Свингл сингерс», венскому конкурсу молодых джазовых солистов 1966 года… В студии «Метронома» побывали большинство наших джазовых критиков (Медведев, Переверзев, Барбан), а Алексей Баташёв помогал мне вести программы и, разумеется, был автором собственных выпусков (например, об оркестре Иосифа Вайнштейна). Спектр музыки, звучавшей в передачах «Метронома», был весьма широк — даже авангардиста Сесиля Тейлора удалось однажды протащить в эфир. Информация была свежей и, как правило, из первых рук: мы тогда зачастили на фестивали в Прагу и Варшаву и привозили каждый раз что-нибудь новое и интересное. «Метроном» просуществовал до сентября 1967 года и был благополучно прикрыт во время крепнущего идеологического морозца. Всего в эфир прошло 97 программ…
Записями отечественного джаза я занимался вплоть до последнего часа своей работы на радиостанции «Юность», с которой расстался весной 1973 года, уже в свинцово застойное время…
Дружба с музыкантами, естественно, продолжалась и позже. Я заседал в различного рода жюри, стал писать о джазе в прессе. Наверное, счёт этих публикаций можно вести от статьи в «Советской культуре», озаглавленной «Джаз — это серьёзно» (март 1965). Сейчас она выглядит, быть может, наивно, но, во-первых, тогда я именно так думал, и, во-вторых, дабы реабилитировать любимый жанр в глазах власть предержащих, приходилось противопоставлять высокое искусство джазовой импровизации разным пошлым танцулькам…