28 февраля международный российско-армянский ансамбль VAN Quartet выпускает дебютный студийный альбом «Return» («Возвращение»), представляя релиз концертом-презентацией в московском джаз-клубе «Эссе».
VAN Quartet возник в 2017 г., был представлен на российском джазовом форуме-фестивале Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге, затем последовала череда успешных гастролей по России и странам Балтии, участие в крупнейших джазовых фестивалях и регулярные выступления в «Эссе».
Стилистическое определение музыки квартета не даётся даже самим его участникам. Рассказывает пианист и композитор Ваагн Айрапетян, заслуженный деятель искусств Республики Армения:
— Я бы отнес этот проект к авангарду и фолку. Но признаться честно, я и мои коллеги не занимаемся таким жанровым делением. Это работа критиков. Мы лишь исполняем музыку от души и для души. В этом квартете все солисты: виртуозный дудукист, обретший славу далеко за пределами нашей родины — Эммануэль Ованнисян; мощный и одновременно невероятно мелодичный Вартан Бабаян, который обычно играет только на барабанах, а в нашей группе работает с перкуссией; о контрабасисте Макаре Новикове я могу рассказывать часами взахлёб. Человек, которому подвластны все жанры музыки… пожалуй, так. Это наиболее ёмкое его описание.
Хоть это и студийная работа, но в какой-то степени альбом является «лайвом», потому что композиции записывались с одного-двух дублей. Вся прелесть музыки — в её оригинальности, и мы очень трепетно относимся к ней «в моменте здесь и сейчас». Мы стремились быть максимально честными со своими слушателями, поэтому собрались, сыграли и записали практически концерт: без дублей, переигрываний и обработки.
Впечатлениями от альбома делится главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков:
— Раз Ваагн говорит, что определение стилистики ансамбля — работа критиков, я попробую выполнить эту работу (хотя я журналист, а не критик). С моей точки зрения, VAN Quartet играет «этно-джаз» в его чистом виде, в каком эта стилистика возникла на рубеже 1980-90-х гг. Берётся национальная мелодика, вплоть до известных фольклорных мотивов, и усиливается использованием узнаваемого фольклорного инструмента, который однозначно ассоциируется именно с этой национальной мелодикой: в данном случае этот дудук. Часть изложения мелодического материала отдана также фортепиано, которое дублируется голосом пианиста, пропевающего те же ноты. Ритмика тоже основана на моделях фольклорной музыки — в данном случае армянской, с её сложными смешанными метрами. Но общий колорит звучания квартета при этом безусловно принадлежит джазу. И не только потому, что изложение музыкального материала решено тембровыми средствами акустического джазового ансамбля. В этом ансамбле ещё и доминируют два инструмента, которые практически не покидают джазовую стилистику: изощрённое джазовое фортепиано (в особенности в части продолжительных импровизационных соло, решённых в пост-боповом ключе) и чисто джазовый по задействованным приёмам игры контрабас. Да, квартет (за редкими исключениями) не играет узнаваемого «американского» свинга на 4/4, то есть музыка VAN — не джазовый мэйнстрим. Но это безусловно джаз, а не «мировая музыка», потому что национальный по форме материал, не покидая меланхолически-печального интонационного склада армянского музыкального фольклора, изложен средствами не «народного» музицирования и не поп-эстрады, а импровизационного джазового искусства.
Альбом был записан в январе 2020 года на одной из лучших российских студий звукозаписи — тон-студии концерна «Мосфильм». Из-за пандемии релиз стал возможным только сейчас: ещё и поэтому он назван «Return» — музыканты считают, что новый альбом знаменует возвращение к слушателям.
АЛЬБОМ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ:
Apple Music | Spotify | Amazon Music | Вконтакте | Яндекс Музыка
ВИДЕО: VAN Quartet записывает альбом на тон-студии «Мосфильм»