9 февраля 2021 в США умер один из самых известных джазовых музыкантов в мире — пианист, композитор, клавишник, первопроходец стилистики фьюжн… и прочая, и прочая, и прочая. Для того, чтобы нужным образом описать его роль в истории джаза, нужно много слов. Если коротко, то 9 февраля умер Чик Кориа. Как сообщает его семья в официальном заявлении, опубликованном в ночь с 11 на 12 февраля по московскому времени, причиной смерти стала редкая форма рака, которую у музыканта диагностировали только совсем недавно.
Армандо Энтони Кориа (Чик — «Цыпа» — его музыкантское прозвище) родился 12 июня 1941 в Челси, штат Массачусетс (пригород Бостона). До 1958-го он жил с родителями в доме № 149 на Честнат-Стрит, которая в 2001 г. была в честь своего знаменитого уроженца переименована в Chick Corea Street. В 1956-м, когда Кориа учился в девятом классе, он был избран «президентом» своего класса и, согласно школьной характеристике, проявил себя «самым устремлённым к успеху, самым открытым для сотрудничества и самым музыкальным». Согласно той же характеристике, он тогда, в 15-летнем возрасте, хотел «стать джазовым музыкантом и писать песни». Его бывшие одноклассники вспоминают, что он был очень скромным, что его папа руководил любительским ансамблем, который играл на всех школьных мероприятиях (для тех мест это было необычно — во всех окрестных школах просто заводили пластинки), а сам Чик играл в школьном оркестре на трубе и аккомпанировал школьному хору на рояле.
Большая джазовая карьера Чика Кориа началась в Нью-Йорке в первой половине 1960-х гг. в составе джазовых и латин-джазовых коллективов, которыми руководили Монго Сантамария, Уилли Бобо, Хэрби Мэнн и Стэн Гетц. Тогда же он сделал первые сольные записи. Наиболее важной из его ранних работ считается его второй сольный альбом «Now He Sings, Now He Sobs» (1968), введённый в начале нынешнего столетия в Зал славы премии «Грэмми».
Важнейшим этапом в жизни музыканта стало приглашение в ансамбль великого революционера джаза — трубача Майлза Дэйвиса, в сотрудничестве с которым были записаны важные альбомы Майлза конца 60-х: «Filles de Kilimanjaro», «In A Silent Way», «Bitches Brew».
С тех пор Чик Кориа неоднократно обращался к самым разным стилевым направлениям — от авангардного акустического джаза (1968-1971) до фьюжн (начало 1970-х и затем неоднократно в 1980-е и 90-е) и пост-бопа; всё это у него часто обильно пересыпано элементами латиноамериканской музыки, частью традиции которой он себя считает. В конце 80-х и в 90-х годах Чик Кориа увлёкся крупными концертными формами, написал концерт для фортепиано с симфоническим оркестром (записан с Лондонским филармоническим оркестром), а также джазовые версии концертов В.А. Моцарта и другие крупные формы в манере crossover (на стыке джаза и академической музыки).
В разные годы Чик Кориа работал с самыми разными собственными составами — авангардным Circle, фьюжн-группами Return To Forever и Elektric Band, пост-боповыми Akoustic Band, New Trio, The Origin и др.
ВИДЕО: Чик Кориа со своей группой Return To Forever, 1973
На счету Чика Кориа — выступления на всех крупнейших и престижнейших концертных сценах Америки, Европы и Азии, участие в важнейших фестивалях и яркие дуэтные проекты с прославленными музыкантами, среди которых вокалист Бобби Макферрин, гитаристы Джон Маклафлин, Эл ДиМеола и Пако де Лусия, пианист Хёрби Хэнкок, басист Джон Патитуччи, банджоист Бэла Флек и др. Всего Чик Кориа записал и выпустил более 100 альбомов. Особую роль в жизни Чика Кориа сыграло сотрудничество с вибрафонистом Гэри Бёртоном, с которым они с 1972 г. время от времени записывают альбомы для ECM и гастролируют.
В жарком июле 1982 года Чик Кориа впервые приехал в Москву именно дуэтом с Гэри Бёртоном, но то был один из самых напряжённых моментов холодной войны, отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки были как никогда враждебными, и публичного концерта не было. Кое-кто смог попасть на их закрытое выступление в Спасо-Хаузе, резиденции американского посла, а на следующий день был джем-сешн в зале Союза Композиторов — где советские джазмены, как говорят многочисленные свидетели, несколько перестарались, пытаясь произвести впечатление на заморских «суперстаров».
Впервые для широкой московской публики Чик Кориа выступал в Большом зале Московской консерватории в апреле 2001 с The Chick Corea New Trio (он сам, контрабасист Авишай Коэн из Израиля и барабанщик Джефф Баллард). Тогда же в БЗК прозвучало и симфоническое произведение Кориа — «Концерт №1», исполненный маэстро вместе с трио и с симфоническим оркестром Большого зала консерватории п/у Юрия Ботнаря.
Дуэт с Бёртоном появился на московской сцене только в 2006, когда отмечал 35-летие своего первого совместного альбома мировым турне. Два года спустя на ЕСМ вышел их альбом «The New Crystal Silence», в очередной раз отмеченный премией «Грэмми», и в апреле 2011 в ходе нового мирового тура дуэт Чик Кориа — Гэри Бёртон выступил в России в третий раз. В промежутке, в 2007 г., Чик приезжал в российскую столицу дуэтом с прославленным импровизатором на банджо – Бела Флэком. А летом 2012 Кориа выступал в КЗ им. Чайковского в дуэте с вокалистом Бобби Макферрином. Ещё одно появление Чика на московской сцене состоялось в мае 2017, когда он дал концерт в зале им. Чайковского в трио с давним соратником ещё по 1970-м — контрабасистом Эдди Гомесом — и барабанщиком Брайаном Блэйдом.
Самый недавний визит Чика в Россию состоялся в 2018: впервые он дал в нашей стране сольные концерты. Вообще-то Кориа много выступал как сольный пианист, начиная с альбома 1983 г. «Present Time» не раз выпускал записи, на которых звучит только его фортепиано, и в 2014 г. совершил очередной мировой тур под простым названием «Solo Piano». В тот раз до России он не доехал, но его концерт в Зале Чайковского и в Большом зале Петербургской филармонии в апреле 2018 тоже назывался «Solo Piano» и представлял практически ту же программу, что и сольный тур. Впрочем, на сцене Чик был один не всё время: как и за 17 лет до того, в 2001-м на сцене БЗК, на сцене «Чайника» к нему на несколько минут присоединялся саксофонист Игорь Бутман.
Чик Кориа до самого недавнего времени был полон сил и, в частности, в период пандемии постоянно общался со слушателями и вёл мастер-классы через живые эфиры на своём канале в YouTube прямо из гостиной своего дома…
Летом 2016, когда Чику Кориа исполнялось 75 лет, наше издание опубликовало часть своего богатого архива текстов, посвящённых прославленному пианисту. Желающим почитать его интервью и подробно познакомиться с историей музыканта предлагаем ссылку на этот «джазовый лонгрид»: «Джаз.Ру»: избранное. К 75-летию: Чик Кориа, живой классик. Два интервью.
Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы не он. Прощай, дорогой друг! Буду помнить тебя и твою музыку, пока жив.
Царствие небесное…Великий музыкант!
Великий музыкант! Такие гении рождаются раз в сто лет!
Первый концерт слушал в далеком 1976 году: «The Leprechaun».
Это был шок !
Покойся с миром, ВЕЛИКИЙ МАСТЕР….
Я прорыдал вчера весь вечер. Чик был Другом человечества. Не могу понять, как этот человек вложил в меня столько доброты через….свою Музыку!
Он сыграл мою жизнь и я счастлив что жил в одно время с этим гением которого мог видеть и слышать.Он ушел но оставил много красоты которая будет жить вечно.Не перестаю слушать и переслушивать все его творчество.Оно спасает в трудные минуты,охлаждает в жару и согревает в лютый холод.Спасибо и низкий поклон Чику!Надеюсь в раю будет теперь вечно звучать его прекрасная музыка.Даст БГ мы еще послушаем эти чарующие звуки.