Уже много лет по интернету то и дело принимается бродить текст якобы подлинного немецкого документа 1933 г., в котором якобы регламентировались правила исполнения джаза в нацистском государстве. Это началось в 2007 г., когда текст впервые вывесил на одной из первых блог-платформ известный в те времена блогер-тысячник «mi3ch». И все эти почти уже полтора десятилетия всё новые и новые читатели радостно покупаются на этот текст, как на подлинный документ — ведь написан он, что и говорить, весьма правдоподобно. Неужели этот документ действительно существовал, и нацистское правительство действительно так мелочно регламентировало исполнение эстрадной музыки?
Если коротко, то «Распоряжение Рейхсмузикфюрера Министерства культуры III Рейха Бальдура фон Блёдхайма» от 1933 г., якобы регламентировавшее исполнение «так называемой джазовой музыки» в нацистской Германии и якобы опубликованное якобы существовавшей газетой «Reichszeitschrift für Volkstanzmusik» — это фейк, а точнее — художественный вымысел. Разбираемся, что это за текст и откуда.
Приказываю:
1. Произведения в ритме фокстрота (так называемый свинг) не могут превышать 20 процентов репертуара оркестров танцевальной и развлекательной музыки.
2. В репертуаре так называемого джазового типа должны преобладать мажорные пьесы, а также тексты, провозглашающие радость жизни («Сила через радость»), нежели минорные и еврейско-пессимистические.
3. Темп следует предпочитать быстрый, а не медленный (как, например, блюз). В то же время темп не должен превышать надлежащей степени allegro в соответствии с арийской умеренностью и чувством дисциплины. Ни в коем случае не следует допускать негроидной распущенности в ритме так называемого хот-джаза или в сольных выступлениях (так называемых брейках).
4. Так называемая джазовая композиция может содержать не более 10 процентов синкоп, а остальное должна составлять музыка, связанная способом натуральным, плавно и без истеричных ритмических переходов, характерных для музыки варваров и возбуждающих низменные инстинкты, чуждые немецкому народу (так называемые риффы).
5. Строго запрещается применение инструментов, чуждых немецкому духу (так называемых каубеллз, флексатонов и щёток), всякого рода глушителей (сурдин), которые преобразуют благородное звучание духовых инструментов в жидомасонскую какофонию (так называемые уа-уа, ин хэт и другие).
6. Запрещается исполнение сольных партий на ударных инструментах, превышающих половину такта в размере четырёх четвертей (за исключением стилизованных войсковых маршей).
7. В так называемых джазовых композициях разрешается игра на контрабасе при помощи смычка. Вместе с тем запрещается игра пальцами, от которой страдают и инструмент, и арийский музыкальный вкус. Если в соответствии с характером музыки необходимо так называемое пиццикато, то надлежит исключить возможность ударения струны о гриф инструмента, поскольку это строго запрещено.
8. Запрещается провокационное вставание при исполнении сольных партий.
9. Во время исполнения произведений запрещаются выкрики музыкантов.
10. Всем оркестрам развлекательной и танцевальной музыки рекомендуется ограничить применение всех видов саксофонов и заменить их виолончелями, альтами и соответствующими народными инструментами.
Так вот: этот текст — не документ, а стилистически точная имитация документа, которую сочинил чешский писатель Йозеф Шкворецкий (Josef Škvorecký).
Он родился в городе Наход в 1924, в годы Второй мировой войны два года провёл на принудительных работах на расположенном в этом богемском городе авиазаводе Мессершмитта, в 1950-е стал писателем, а после пражских событий 1968 г. эмигрировал в Канаду, где основал издательство. Преподавал в Университете Торонто, умер в 2012. Всю жизнь был большим ценителем и знатоком джазовой музыки. Во многих его произведениях присутствует джазовая образность.
«Распоряжение рейхсмузикфюрера» представляет собой часть его рассказа «Eine kleine Jazzmusik» («Маленькая джазовая серенада», по аналогии с моцартовской «Маленькой ночной серенадой» — которая в оригинале называется «Eine kleine Nachtmusik»). Рассказ был написан в 1958 году, а в 1962 Шкворецки переделал его в киносценарий, по которому режиссёр Милош Форман тщетно добивался у чехословацких властей разрешения поставить фильм. В результате фильм по оригинальной повести поставила только в 1996 г. на Чешском телевидении режиссёр Зузана Земанова-Хойдова, по собственному сценарию. В конце этой публикации фильм можно посмотреть в оригинале.
И этот выдуманный документ, и сам рассказ ни в коем случае нельзя воспринимать как документальный текст — они выдуманы от начала до конца. Однако в силу таланта автора они, конечно, кажутся правдоподобными — ну, примерно настолько же, насколько может показаться правдоподобным любое другое сатирическое произведение на историческом материале.
Конечно, газета «Reichszeitschrift für Volkstanzmusik» (буквально «Имперская газета народной танцевальной музыки»), в которой, якобы, публиковалась эта «инструкция», никогда не существовала. Более того, никогда не существовала должность «рейхсмузикфюрера», то есть «имперского руководителя музыки», который якобы подписал эту инструкцию. Не говоря уж о том, что не существовал и носитель этой должности с восхитительным именем Бальдур фон Блёдхайм, который якобы был этим «рейхсмюзикфюрером»: имя Бальдур фон Блёдхайм, применительно к реалиям нацистского режима — это такое комическое, «говорящее» имя, состоящее из шаблонов наци-пропаганды («светлое германское божество Бальдур» и т.п.), как если бы воображаемый деятель сталинского режима был назван, допустим, Маркс Электрификациевич Днепрогэсов.
Мало того, в истории Третьего рейха действительно был человек с этим именем. Его звали Бальдур фон Ширах, и его родители действительно безумно увлекались древнегерманской мифологией — вот только они были американцы (!). Мать его так и не научилась говорить по-немецки, а отец, хотя и служил в молодости в германской кайзеровской армии, родом был серб-лужичанин и родился в США. Юный Бальдур до самой школы не говорил по-немецки, потому что дома разговаривали только по-английски. Зато в школе (да и под влиянием семьи) он воспринял радикальные националистические идеи, в 18 лет вступил в Национал-социалистскую рабочую партию Германии и вскоре стал рейхсштудентенфюрером, то есть главой Национал-социалистического союза студентов Германии, а в 1932, то есть перед приходом нацистов к власти — югендфюрером (руководителем молодёжи) Германского рейха. В годы Второй мировой войны, утратив в результате интриг в руководстве гитлеровской партии пост руководителя гитлерюгенда, фон Ширах был гауляйтером города Вены. На Нюрнбергском процессе его признали виновным в преступлениях против человечности; по приговору международного трибунала он отсидел 20 лет в тюрьме Шпандау, вышел на свободу больным стариком и умер в 1974 году.
Хотя «распоряжение рейхсмузикфюрера» и выдумка, Шкворецкий идеально передал дух времени. Нацисты действительно пришли к власти под лозунгами, которые включали и борьбу за «арийское искусство» против «дегенеративного» или «вырожденного искусства», к которому они причисляли и джаз, как «жидонегритянскую» или даже «жидобольшевистскую какофонию». Именно так, «Дегенеративное искусство» (или «Вырожденное искусство»), называлась выставка, которую в 1938 г. курировал в Дюссельдорфе функционер Kampfbund für deutsche Kultur (Боевого союза за германскую культуру) д-р Ханс Зеверус Циглер, личный друг и покровитель вышеупомянутого Бальдура фон Шираха. Обложка памфлета, написанного Циглером против «жидобольшевистской какофонии в музыке» специально для этой выставки, стала ярким символом крайних проявлений антисемитизма, антиамериканизма и нацистской теории превосходства белой («арийской») расы.
А вот и первоисточник, откуда этот текст пошёл в широкие русскоязычные массы: страничка из журнала Советской джазовой федерации «Джаз» за 1991 г. Всего в 1989-1991 гг. вышло три номера этого издания, ставшего уже букинистической редкостью. Перевод вымышленного документа появился в третьем, последнем номере.
Члены редколлегии журнала в те далёкие времена искренне считали эту публикацию хорошей весёлой шуткой и не предполагали, какое огромное количество людей купится на эту шутку, год за годом принимая вырванную из замечательного рассказа Шкворецкого цитату за подлинный документ. Очень показательно, что, поскольку авторы журнала в 1991 г. переводили текст с польского, неизвестный ещё у нас в те годы Шкворецкий (в советский период его на русском языке не публиковали, как диссидента и эмигранта) оказался Скворецким.
Интересно, что при всей сложности отношения нацистских властей к джазу — членам нацистской партии, например, воспрещалось посещать выступления джазовых музыкантов и обладать записями «негромузыки» — у рейхсминистерства народного просвещения и пропаганды начиная с 1940 г. был свой собственный джаз-оркестр, в котором были собраны лучшие джазовые музыканты Берлина. Не обязательно добровольно: как правило, выбор был — идти в этот оркестр или остаться без работы. Оркестр в одном и том же составе выступал в направленных на Великобританию радиопередачах под разными названиями, в зависимости от того, кто пел (естественно, по-английски): Charlie and his Orchestra, Bruno and His Swinging Tigers и т.п. В основе оркестра, создать который приказал лично рейхсминистр пропаганды д-р Йозеф Гёббельс, был ансамбль под руководством звёзд берлинской джазовой сцены — Лутца Темплина и Фрица Брокзипера. Английские пропагандистские тексты для исполнения оркестром известных джазовых стандартов писали специалисты геббельсовского министерства. Когда в 1943 г. союзники разбомбили радиостудию в Берлине, оркестр был переведён в Штутгарт и последние выступления в 1944-м доигрывал уже буквально под бомбами. Музыканты выжили, после войны играли в клубах для служащих американских и французских оккупационных сил, а Фриц Брокзипер под именем Фредди Брокзипер стал одним из самых известных джазовых барабанщиков Западной Германии и продолжал выступать вплоть до начала 1980-х. Вероятно, именно участие в пропагандистском оркестре спасло его жизнь: он был еврей.
БОНУС: фильм «Eine kleine Jazzmusik», 1996 (на чешском языке)
Спасибо за интереснейшую информацию, увлекательный музыковедческий детектив!
Очень неожиданный и интересный материал. Купиться на этот «документ» при его поверхностном прочтении легко, потому что сомнений не возникает по поводу того, что при тоталитарной власти — символе тирании джаз — символ свободного мышления всегда находился и будет находиться в загоне. Так что мистификация удалась.
Тема джаз и власть сама по себе интересная и насыщена многочисленными историями, фактами, байками. Фильмы на эту тему есть, один из лучших на мой взгляд — Swing Кids. Рекомендую посмотреть, отличный сценарий, великолепная игра актеров, мастерская режиссура и работа оператора. А главное — выпукло показан сам конфликт — тоталитарная власть и джаз.