21 января 2021 в Лос-Анджелесе на 85 году жизни скончался ветеран советской джазовой сцены 1960-70-х гг., проживший в США более трёх с половиной десятилетий — саксофонист Алексей Зубов.
Алексей Зубов родился в Москве 15 ноября 1936 г., окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова и был распределён в легендарный ФИАН (Физический институт Академии наук СССР), но вместо этого предпочёл другой путь и карьеру.
Зубов писал о себе:
Я родился в Москве в семье учёных и должен был продолжить семейную традицию и проявить себя на научном поприще. По окончании физфака МГУ мне была предложена престижная работа а ФИАНе в лаборатории будущих нобелевских лауреатов Басова и Прохорова, работа, о которой любой начинающий физик мог бы только мечтать.
Но… коварный змей джаза стал искушать меня еще в начале 50-х. Сталин был ещё жив, когда я ночами просиживал у приёмника, стараясь поймать джазовые программы «Голоса Америки» и «Би-Би-Си». На втором курсе университета я, наконец, и сам начал играть джаз сначала на кларнете, а затем на саксофоне, став одним из участников ранней волны возрождения джаза в Советском Союзе. Стоит упомянуть, что занятия джазом в то время чуть ли не приравнивались к государственной измене.
Итак, вместо того, чтобы стать многообещающим научным работником, я отправился на гастроли с оркестром Олега Лундстрема, тогда лучшим биг-бэндом в стране. Так я стал профессиональным музыкантом…

В конце 50-х, в 60-е и 70-е годы джазовая музыка уже не была таким табу, по крайней мере власти её терпели. В 60-х в Москве появилось несколько джазовых клубов, стали проводиться ежегодные джазовые фестивали, и джазовых музыкантов даже посылали за границу на международные джазовые фестивали…
История Алексея Зубова в джазе началась в первые годы хрущёвской «оттепели». В 1955 г. он стал участником студии Центрального Дома работников искусств «Первый шаг» и её знаменитой в ту пору в Москве «Восьмёрки ЦДРИ», а в 1960-м поступил в биг-бэнд Олега Лундстрема. В 1966 г. Зубов стал играть в оркестре Всесоюзного радио под руководством Вадима Людвиковского, а с 1973 стал одним из ведущих солистов легендарного ансамбля «Мелодия».

Алексей Зубов возглавлял также несколько собственных коллективов и был участником многих джазовых групп, наиболее известными из которых были квартет «Крещендо» (на пластинках тех лет название писали как «Кресчендо»), дуэт с пианистом Игорем Саульским, квинтет «Барометр».

Его ансамбли уже тогда осваивали и вводили в контекст джазового искусства интонационное богатство русского (сюита «Былины-старины») и азербайджанского («Крепостной тупик») фольклора.

Многие советские джазовые фэны считали его саксофонистом номер один; так оно и было, пока в 1984 г. Алексей не переехал из Москвы в Лос-Анджелес. Там было много разного: успешная работа на местной джазовой сцене, потеря зубов, пятилетний перерыв в творчестве и длительный процесс восстановления формы, создание собственной студии звукозаписи — и налёт грабителей, в результате которого студия перестала существовать. Был удачный альбом 2006 г. «Rejuvenation Project», записанный с молодыми калифорнийскими музыкантами, и выступления с ещё одним лос-анджелесским джазменом из бывшего «восточного блока» — болгарским пианистом Милчо Левиевым.
В ноябре 2006 Алексей Зубов впервые после 22-летнего перерыва выступил в Москве, отметив своё семидесятилетие; в 2006, 2007 и 2013-м играл в Иерусалиме и Тель-Авиве в рамках фестиваля «Джаз-Глобус», демонстрируя свой знаменитый звук, безукоризненную технику и нестандартное джазовое мышление, позволившее ему не только успешно играть «старую музыку», но и полноценно выступить в амплуа новоджазового музыканта. В 2012 и 2013-м он также выступал в Москве, в основном с музыкантами новоджазового направления — «Круглым бендом» Алексея Круглова и трио пианиста Андрея Разина «Второе приближение».
Тогда же Алексей Зубов дал подробнейшее биографическое интервью «Джаз.Ру», которое мы считаем одним из лучших за всю историю нашего издания: в нём музыкант был абсолютно честен, не пытался представать в лучшем свете, чем видел себя сам, и в результате рассказал впечатляющую историю жизни и творчества, олицетворявшую едва ли не весь «героический период» советского джаза 1960-70-х гг. и практически всю историю советской джазовой эмиграции.

Редакция «Джаз.Ру» выражает глубокое соболезнование Марине Красновой, жене музыканта, которая была его ангелом-хранителем в последние десятилетия. Нам всем станет житься по-другому в мире, где больше нет Алексея Зубова.
Как больно и скорбно.
Ещё одна брешь в рядах ветеранов, проторивших дорогу в джазе будущим поколениям.
Алексей был в первом ряду и он свою миссию выполнил сполна и до конца.
Светлая память на все времена.
Очень жаль, что уходят такие люди…царствие небесное…музыка твоя вечна…