Человек-легенда. Саксофонист Алексей Зубов (1936-2021)

2
Алексей Зубов (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Алексей Зубов, декабрь 2013 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ

21 января 2021 в Лос-Анджелесе на 85 году жизни скончался ветеран советской джазовой сцены 1960-70-х гг., проживший в США более трёх с половиной десятилетий — саксофонист Алексей Зубов.

Алексей Зубов родился в Москве 15 ноября 1936 г., окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова и был распределён в легендарный ФИАН (Физический институт Академии наук СССР), но вместо этого предпочёл другой путь и карьеру.

Зубов писал о себе:

Я родился в Москве в семье учёных и должен был продолжить семейную традицию и проявить себя на научном поприще. По окончании физфака МГУ мне была предложена престижная работа а ФИАНе в лаборатории будущих нобелевских лауреатов Басова и Прохорова, работа, о которой любой начинающий физик мог бы только мечтать.
Но… коварный змей джаза стал искушать меня еще в начале 50-х. Сталин был ещё жив, когда я ночами просиживал у приёмника, стараясь поймать джазовые программы «Голоса Америки» и «Би-Би-Си». На втором курсе университета я, наконец, и сам начал играть джаз сначала на кларнете, а затем на саксофоне, став одним из участников ранней волны возрождения джаза в Советском Союзе. Стоит упомянуть, что занятия джазом в то время чуть ли не приравнивались к государственной измене.
Итак, вместо того, чтобы стать многообещающим научным работником, я отправился на гастроли с оркестром Олега Лундстрема, тогда лучшим биг-бэндом в стране. Так я стал профессиональным музыкантом…

Московский джаз-фестиваль 1965 г. Адольф Сатановский (контрабас), Георгий Гаранян, Константин Бахолдин, солирует Алексей Зубов (фото: Михаил Кулль)
Московский джаз-фестиваль 1965 г. Адольф Сатановский (контрабас), Георгий Гаранян, Константин Бахолдин, солирует Алексей Зубов (фото: Михаил Кулль)

В конце 50-х, в 60-е и 70-е годы джазовая музыка уже не была таким табу, по крайней мере власти её терпели. В 60-х в Москве появилось несколько джазовых клубов, стали проводиться ежегодные джазовые фестивали, и джазовых музыкантов даже посылали за границу на международные джазовые фестивали…

История Алексея Зубова в джазе началась в первые годы хрущёвской «оттепели». В 1955 г. он стал участником студии Центрального Дома работников искусств «Первый шаг» и её знаменитой в ту пору в Москве «Восьмёрки ЦДРИ», а в 1960-м поступил в биг-бэнд Олега Лундстрема. В 1966 г. Зубов стал играть в оркестре Всесоюзного радио под руководством Вадима Людвиковского, а с 1973 стал одним из ведущих солистов легендарного ансамбля «Мелодия».

Ансамбль «Мелодия», середина 1970-х: Алексей Зубов четвёртый справа в верхнем ряду (слева от него Борис Фрумкин, прямо под ним сидит Георгий Гаранян)
Ансамбль «Мелодия», середина 1970-х: Алексей Зубов четвёртый справа в верхнем ряду (слева от него Борис Фрумкин, прямо под ним сидит Георгий Гаранян)

Алексей Зубов возглавлял также несколько собственных коллективов и был участником многих джазовых групп, наиболее известными из которых были квартет «Крещендо» (на пластинках тех лет название писали как «Кресчендо»), дуэт с пианистом Игорем Саульским, квинтет «Барометр».

Алексей Зубов. Фото второй половины 1970-х из коллекции Рафаэля Авакова
Алексей Зубов. Фото второй половины 1970-х из коллекции Рафаэля Авакова

Его ансамбли уже тогда осваивали и вводили в контекст джазового искусства интонационное богатство русского (сюита «Былины-старины») и азербайджанского («Крепостной тупик») фольклора.

1971, Москва. Джем советских джазменов с участниками оркестра Дюка Эллингтона. Слева Алексей Зубов, справа Пол Гонсалвес, между ними Леонид Утёсов
1971, Москва. Джем советских джазменов с участниками оркестра Дюка Эллингтона. Слева Алексей Зубов, справа Пол Гонсалвес, между ними Леонид Утёсов

Многие советские джазовые фэны считали его саксофонистом номер один; так оно и было, пока в 1984 г. Алексей не переехал из Москвы в Лос-Анджелес. Там было много разного: успешная работа на местной джазовой сцене, потеря зубов, пятилетний перерыв в творчестве и длительный процесс восстановления формы, создание собственной студии звукозаписи — и налёт грабителей, в результате которого студия перестала существовать. Был удачный альбом 2006 г. «Rejuvenation Project», записанный с молодыми калифорнийскими музыкантами, и выступления с ещё одним лос-анджелесским джазменом из бывшего «восточного блока» — болгарским пианистом Милчо Левиевым.

В ноябре 2006 Алексей Зубов впервые после 22-летнего перерыва выступил в Москве, отметив своё семидесятилетие; в 2006, 2007 и 2013-м играл в Иерусалиме и Тель-Авиве в рамках фестиваля «Джаз-Глобус», демонстрируя свой знаменитый звук, безукоризненную технику и нестандартное джазовое мышление, позволившее ему не только успешно играть «старую музыку», но и полноценно выступить в амплуа новоджазового музыканта. В 2012 и 2013-м он также выступал в Москве, в основном с музыкантами новоджазового направления — «Круглым бендом» Алексея Круглова и трио пианиста Андрея Разина «Второе приближение».

Тогда же Алексей Зубов дал подробнейшее биографическое интервью «Джаз.Ру», которое мы считаем одним из лучших за всю историю нашего издания: в нём музыкант был абсолютно честен, не пытался представать в лучшем свете, чем видел себя сам, и в результате рассказал впечатляющую историю жизни и творчества, олицетворявшую едва ли не весь «героический период» советского джаза 1960-70-х гг. и практически всю историю советской джазовой эмиграции.

Алексей Зубов. Интервью в Москве, декабрь 2013
Алексей Зубов. Интервью в Москве, декабрь 2013

Редакция «Джаз.Ру» выражает глубокое соболезнование Марине Красновой, жене музыканта, которая была его ангелом-хранителем в последние десятилетия. Нам всем станет житься по-другому в мире, где больше нет Алексея Зубова.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВокалистка Анастасия Лютова и «Лютый Бэнд»: премьера новой программы «The Jerome Kern Songbook»
Следующая статьяИнтервью «Джаз.Ру». Гитарист Эрик Хунцикер о новом альбоме трио DogOn
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Как больно и скорбно.
    Ещё одна брешь в рядах ветеранов, проторивших дорогу в джазе будущим поколениям.
    Алексей был в первом ряду и он свою миссию выполнил сполна и до конца.
    Светлая память на все времена.

  2. Очень жаль, что уходят такие люди…царствие небесное…музыка твоя вечна…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя