Были некоторые сомнения: нужно ли писать традиционный отчет за минувший год, если и год, и вслед за ним отчёт получаются совсем даже не традиционными? А с другой стороны, нужно ведь всё-таки отдать должное нашим педагогам и студентам за то, что героически перенесли все сложности не задавшегося високосного года!
Год на кафедре инструментов джазового оркестра (бывшей кафедре эстрадных оркестров и ансамблей) Московского государственного института культуры начинался, как обычно, с зимней сессии. Второй семестр тоже начался в нормальном режиме, хотя слухи о надвигающейся напасти становились все более настойчивыми. Ну и началось… В середине марта нас отправили во внеочередной отпуск, во время которого наше начальство пыталось определиться со сложившейся ситуацией. А с 6 апреля кафедру перевели на удалённую работу. Началась новая терминология — скриншоты, портал, еженедельные отчеты и т.п. Ветераны образования вошли в некоторый ступор. Честь и хвала заведующей кафедрой! Кристина Валерьевна Крит быстро освоилась с новыми правилами и терпеливо помогала нам и студентам.
Все с ужасом думали о том, как пройдут государственные экзамены, в особенности экзамен по ансамблю. Конечно, выпускники, вынужденные играть под фонограмму, выглядели явно не так выигрышно, как могли бы в нормальных условиях. Хотя педагоги по специальности (Сергей Константинович Резанцев, Павел Юрьевич Протасов, Рашид Исламович Кулеев, Армен Львович Петров, Виталий Владимирович Гудков и др.) и готовившая ребят к экзамену по ансамблю К.В. Крит сделали все, что только было возможно. Но все-таки экзамены прошли достойно, и это отметил председатель Государственной комиссии Анатолий Ошерович Кролл. Лучше всего выглядели на экзаменах Игорь Брежнев (гитара). Владимир Чепрасов (ф-но), Михаил Крутиков (саксофон).
С письменными дипломными работами, которыми руковожу обычно я, было, с одной стороны, проще, поскольку это привычно происходило по электронной почте. Но с 2019 года в нашем вузе требования к дипломным работам выросли, они начали проходить проверку на антиплагиат и помещаться на сайт института, поэтому их подготовка стала более тщательной. В последнем выпуске лучшие работы предоставили Андрей Филиппов, Михаил Крутиков, Игорь Брежнев,
По поводу проведения в удалённом режиме вступительных экзаменов было множество опасений, но мы тоже справились. Конкурс был, как обычно, большой, семь человек на место, и нужно было опросить более 30 абитуриентов. И это было действительно сложно — из-за постоянных сбоев интернета и плохого качества звука. Я принимала экзамены по теоретическим предметам, и мне пришлось, принимая устный экзамен, отсидеть не отходя от планшета ровно половину суток — с 10 утра до 10 вечера, хотя по нормам оплаты нашего вуза я должна была тратить на каждого абитуриента всего 9 минут на общий ответ по гармонии и сольфеджио. Мест бюджетных нам дают в последние годы очень мало (в этом году — всего пять!), на заочное отделение вообще перестали давать бюджетные места, поэтому заведующему чрезвычайно сложно поддерживать состав биг-бэнда.
Второй семестр начался в стенах института, но уже в середине октября сначала более «взрослых» педагогов, а затем и всех преподавателей перевели на дистанционную работу. Пока что это продлится до наступления второго семестра.
Естественно, весь график концертов и мероприятий 2020 года сбился. Были грандиозные планы на проведение нескольких, как сейчас принято говорить, «трибьютов» — посвящений Стиви Уандеру, Майклу Джексону… Мы планировали отметить столетние юбилеи музыкантов, провести в конце года 11-й конкурс молодых джазовых трубачей имени Евгения Савина и т.д. Увы, многое пришлось отложить на неопределённый срок.
Что всё-таки получилось из наших замыслов? 28 октября провели совместно с кафедрой эстрадно-джазового пения, во главе которой стоит Лариса Александровна Долина, концерт из почти тридцати песен Стиви Уандера — большой, в двух отделениях. В условиях сложной эпидемиологической обстановки это была прямая трансляция концерта из Учебно-творческого центра МГИК (при пустом зале), но от этого меньше работы на него не было потрачено. Репетиции шли, когда уже было много заболевших, и риск был огромный. Подготовить этот концерт, по сравнению с такого типа посвящениями прошлых лет (Элле Фитцджералд, Джорджу Гершвину, Коулу Портеру, Ирвингу Берлину) было неизмеримо труднее, поскольку партитур музыки Стиви Уандера для биг-бэнда практически нет. Написать их нужно было руководителю оркестра Сергею Долженкову и всё той же Кристине Валерьевне, за что им особая благодарность.
С большой долей риска 3 ноября и 22 декабря прошли живые концерты биг-бэнда Джаз-клубе Игоря Бутмана.
В декабре концерты солистов и ансамблей кафедры все же состоялись в онлайн-формате и транслировались на сайте института.
Участие студентов в конкурсах в этом году свелось к предоставлению видеозаписей, и итоги следующие:
- Виктор Чаплыгин (гитара) – I премия и диплом за лучшую авторскую композицию Международного джазового онлайн-конкурса «Lanote Jazz Online Competition», Гран-при Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар); III премия X Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ-2020»;
- Павел Соколов (саксофон) — I премия Международного джазового онлайн-конкурса «Lanote Jazz Online Competition», Гран-при Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар);
- Даниил Дражников (ф-но) — II премия и диплом за лучшую авторскую композицию Международного джазового онлайн-конкурса «Lanote Jazz Online Competition»;
- Дмитрий Королёв (тромбон) — II премия X Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ-2020»; I премия Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар)
- Влад Исаев (ударные) — III премия X Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ-2020»; I премия Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар);
- Ирина Алексеева (гитара) — III премия X Международного джазового фестиваля-конкурса молодых исполнителей «GNESIN-JAZZ-2020»; I премия Международного творческого онлайн-конкурса «Мир огромный» (Краснодар), II премия и диплом за лучшую авторскую композицию Международного джазового онлайн-конкурса «Lanote Jazz Online Competition».
Лауреатами конкурсов стали также Анна Новикова, Илья Зяйкин, Александра Даутова.
Коллектив PLANCK’sTONE (в состав входят выпускники кафедры и нынешние студенты — лидер Павел Алексеев (саксофон) и Влад Агафонов (бас-гитара) стал одним из победителей #StayHomeJazzChallenge. По условиям конкурса победителями стали 2 номинанта — одного выбрал менеджмент Igor Butman Music Group для участия в Джазовых сезонах в Горках Ленинских (этим победителем как раз и стал коллектив), второго по итогам онлайн-голосования выбрали интернет-зрители для участия в JAB Showcases в рамках IV Международного форум-феста Jazz Across Borders.
Педагоги тоже отличились: К.В. Крит получила 1 премию VIII Международного композиторского конкурса им. Яна Сибелиуса (Турку, Финляндия), 1 премию на II Всероссийском интернет-конкурсе «Музыкальные таланты России» (Москва), П.Ю.Протасов (контрабас) участвовал в телепередачах, в джаз-фестивалях во Владивостоке и Перми. А.А. Гуреев (саксофон) участвовал в фестивалях в Москве и Донецке, В.В. Гудков (гитара) – в Москве. Б.А. Ривчун и автор этих строк делали доклады на конференции в РАМ им. Гнесиных. Мне довелось также участвовать в экспертизе двух работ конкурса студенческих работ РАМ им. Гнесиных и читать лекции по истории джаза студентам Академии.
Так что мы изо всех сил старались сохранить творческую обстановку на кафедре — что нам, в целом, удалось.
А главное, что удалось кафедре — сохранить её стабильность. Нас, к счастью, не коснулся процесс «манипуляций» с кафедрами на нашем Факультете музыкального искусства, в ходе которого из 11 кафедр осталось 9. Педагогический состав у нас остался прежним. Изменилось только название кафедры: теперь это кафедра инструментов джазового оркестра, вместо по-советски традиционного — эстрадных оркестров и ансамблей. Так точнее определяется её творческая и образовательная направленность.
Остается надеяться, что наступивший год не принесёт нам больше таких испытаний на выживаемость.