В августе 2020 года 22-летний Николай Мищенко выпустил свой первый фортепианный альбом «Amberflection» и организовал проект «ДЖАЗИДЖАЗ» — онлайн- и офлайн-лекции о том, как слушать и анализировать музыку. В интервью «Джаз.Ру» Николай рассказал, как проходит учёба в бостонском музыкальном колледже Бёркли, кому будет полезно посетить его лекции и чего ожидать на предстоящих концертах в Москве: Николай (сольно и с трио) будет выступать в Джаз-клубе Игоря Бутмана два дня подряд, 14 и 15 января.
В ноябре я была на твоём концерте, и ты сказал, что хотел бы записать со своим трио альбом «Amberflection». Скажи, жива ли эта идея?
— Идея жива, мы планируем записать новый альбом в трио сразу после январских концертов. Когда я задумывал «Amberflection», я и представить себе не мог, что эта музыка зазвучит настолько по-новому в составе с барабанщиком Мишей Фотченковым и басистом Колей Ольшанским. Думаю, этот альбом станет неким завершением всей истории «Amberflection» и положит начало следующим идеям.
Трио Николая Мищенко существует уже пять лет. Как у вас устроен сочинительский процесс?
— Чаще всего в трио мы играем мою музыку, но вклад в неё делают все участники коллектива равноправно. Я не боюсь что-то в своей музыке изменить под влиянием творческих взглядов Миши или Коли. Наоборот, я очень это ценю в нашем трио и в джазовой музыке вообще. Мы втроём много экспериментируем, а эксперименты часто приводят к неожиданным результатам, новому звучанию. Иногда ребята приносят свои композиции, и мы тоже их играем.
В январе у тебя будет два концерта: 14 и 15 января. Один из них будет сольный, а другой с трио. Насколько разные эти выступления для тебя? Чего ожидать зрителям от этих концертов?
— Концерты будут очень разные! На сольном концерте 14 января я предполагаю провести личный, практически интимный диалог со зрителем, приоткрыть дверь в музыкальный и пианистический мир, в котором я живу. На концерте будет много импровизации, а ещё я собираюсь вынести на сцену часть своих увлечений электронной музыкой. А 15 января будет концерт в трио со специальными гостями. Для меня этот вечер — совместный праздник, возможность разделить свои интересы с любимыми музыкантами. Будем играть музыку из альбома, и новую музыку тоже. Так что приглашаю посетить оба, повторений не будет!
Ты упомянул электронную музыку, и у меня сразу возник вопрос: хотелось бы тебе двигаться в том же русле, как, например, Роберт Гласпер или Хёрби Хэнкок, работать с электронными продюсерами или хип-хоп артистами? То есть выйти за рамки устоявшихся жанров?
— Это как раз то, в чём я стараюсь развиваться последнее время. Я постепенно начинаю видеть себя не только как пианиста и композитора, но и как музыкального продюсера. Я начинаю писать треки и аранжировки для артистов, занимаюсь саунд-дизайном. Уже в январе я буду преподавать один модуль в рамках курса по саунд-дизайну на образовательной платформе GeekBrains. С Гласпером или Хэнкоком мне сложно себя сравнивать — они музыканты колоссального масштаба! Но я уже встаю на дорожку, сильно выходящую за рамки традиционного представления о том, кто такой джазовый музыкант.
Когда-то у тебя в инстаграме появился проект «ДЖАЗИДЖАЗ». Расскажи, как возникла мысль сделать такую рубрику и для кого она?
— Эта рубрика — не больше и не меньше, чем естественное выражение моей страсти к поиску интересного в мире музыки, а также желание делиться найденными тонкостями с другими. Я с жадностью слушаю музыку всю свою жизнь, и рано или поздно я должен был начать об этом говорить. Как ни странно, я стараюсь создавать видео рубрики «ДЖАЗИДЖАЗ» не для музыкантов, вернее не только для музыкантов. Эти видео в первую очередь полезны слушателям — людям, которые интересуются музыкой. Я верю, что взаимодействие с хорошей музыкой по-настоящему способно улучшить качество жизни любого человека, в независимости от интересов, а я стараюсь рассказать в чем это улучшение может проявляться и почему это так важно.
ВИДЕО: Выпуск «ДЖАЗИДЖАЗ», посвящённый аккомпанементу в джазе
Позднее ты решил делать «ДЖАЗИДЖАЗ» в офлайн формате и недавно у тебя уже было второе мероприятие в рамках этого проекта. Что обычно происходит на этих лекциях?
— Живые лекции «ДЖАЗИДЖАЗ» — одни из самых ярких событий моей творческой жизни на данный момент. На лекциях мы собираемся со слушателями не в самой формальной обстановке, чтобы слушать музыку, или, лучше сказать, учиться слушать музыку. К каждому разу я приготавливаю одну основную тему, одно явление в мире музыкальных культур, и начинаю диалог со зрителями. Мы вместе слушаем, анализируем, обсуждаем музыку. Эти лекции — свободный диалог со слушателем, попытка приоткрыть для зрителя дверь в мир творческого музыкального анализа и, конечно, получить удовольствие от музыки и общения.
Ты собираешься продолжать встречи в формате «ДЖАЗИДЖАЗ»? Есть ли у тебя планы на будущее с этим проектом?
— Недавно мне пришла идея вывести «ДЖАЗИДЖАЗ» на уровень подкаста или программы на радио. Я думаю о реализации этих идей, стараюсь найти заинтересованных людей, которые были бы готовы поддержать или реализовать проект.
В условиях пандемии и карантина было сложно играть концерты, и многие артисты уходили в онлайн. Насколько я знаю, помимо этой проблемы у тебя, как у студента, есть ещё одна: дистанционное обучение. Расскажи, как сейчас для тебя проходят занятия в Berklee College of Music?
— Надо отдать должное: в Бёркли основательно подготовились к онлайн-преподаванию. Я не могу жаловаться, зная плачевную ситуацию во многих отечественных университетах. Все занятия у нас проходят строго по расписанию, но главное то, что Бёркли продолжают активно приглашать разных артистов, музыкантов из индустрии, хоть и для онлайн-конференций. За последние месяцы у меня были онлайн-встречи с Джейкобом Коллиером, Уэйном Шортером, Дайан Ривз и многими другими. Конечно, учиться музыке, сидя у компьютера, непросто, но Бёркли по-настоящему заботится о своих студентах, и мы, студенты, не можем этого не видеть.
Планируешь ли ты возвращаться в Бостон или останешься жить в Москве?
— Я планирую расширять свои возможности настолько, насколько это возможно. Москва — прекрасный город, и Бостон прекрасный. Но эти города — не единственные прекрасные в мире. Я надеюсь провести большую часть 2021 года в Штатах, окончить Бёркли, находясь там. А после этого мне будет ясно, где оставаться или куда переезжать. Мир большой и интересный, было бы странно с моей стороны провести свою жизнь всего в двух местах планеты.
Есть ли у тебя большая творческая мечта? Например, собрать огромную площадку или написать саундтрек к новому фильму Кристофера Нолана?
— У меня есть несколько больших «мечт», но скорее даже не мечт, а целей, ведь я упорно двигаюсь к их достижению. Во-первых, я мечтаю записать свою музыку с оркестром, держа в руках дирижёрскую палочку. Я пишу музыку для оркестра, поскольку учусь искусству композиции для кино, так что думаю, это произойдет раньше, чем позже. Моя другая большая цель — открыть музыкальную образовательную программу, создать общество студентов, преподавателей и артистов. Общество, которое будет заботиться о своих участниках и музыкальной индустрии в целом, помогать друг другу и передавать знания. А ещё я стремлюсь выступить на джаз-фестивале в Монтрё (Швейцария). Это если коротко!
Год подходит к концу, все думают о том, что будет дальше. Есть ли у тебя уже какие-то планы, которые ты собираешься осуществить в 2021 году?
— Думаю, 2021 год будет интересным для меня в профессиональном плане. Предстоит записать два альбома, один из которых с американским артистом, окончить колледж. Надеюсь, у меня получится записать и свою оркестровую музыку в конце года. А вообще, я пока не чувствую конца года. 2020 тянулся долгой пеленой онлайн-жизни и, видимо, это изменится не скоро. Но и в этом, как мы выяснили, нашлись свои плюсы.