Пандемия многим спутала карты. Жёстко прокатилась она и по музыкальной индустрии, сделав почти недоступными некогда самые распространённые способы взаимодействия музыкантов с публикой и тем самым подхлестнув представителей отрасли к поискам способов существования. Организаторы стали чаще устраивать онлайн-трансляции концертов и фестивалей. Некоторым удалось представить публике действительно качественно выполненный и стоящий своих денег коммерческий продукт.
Ежегодный фестиваль Tampere Jazz Happening, проходивший в этом году в финском городе Тампере уже в 39-й раз и традиционно пользующийся огромным интересом у публики (в дни фестиваля гостиницы города обычно заполнены до отказа), тоже столкнулся с необходимостью изменить формат. Закрытие границ сделало практически невозможным выступление на фестивале зарубежных музыкантов, а требования эпидемиологической безопасности вынудили организаторов свести к минимуму количество слушателей в зале. Однако эти обстоятельства не испортили TJH. Продажа билетов на онлайн-трансляции (stream tickets) позволила посетить концерты самой широкой аудитории — хотя и виртуально. Оказалось, в этом есть преимущества, помимо очевидной возможности не расставаться с любимым диваном в процессе погружения в культурную среду. Воспользовавшись билетом на трансляцию, слушатель получал как доступ к просмотру концерта в режиме реального времени, так и возможность посмотреть концерт в записи в течение недели после его завершения. Это оказалось кстати не только с точки зрения планирования личного времени. Внимательным слушателям на больших фестивалях часто бывает нелегко послушать и осмыслить несколько концертов подряд, накапливается эмоциональная усталость. А если концерты идут одновременно на нескольких площадках, приходится мучиться сомнениями и выбором. Возможность самому определить, когда смотреть концерт, решает эту проблему. Кстати, полезно и ограничение возможности просмотра концерта одной неделей — оно пресекает попытки самых нерешительных слушателей бесконечно откладывать встречу с прекрасным.
У автора этих строк TJH-2020 стал первым опытом посещения фестиваля в онлайн-формате. К чему скрывать, в первые минуты, увидев на мониторе знакомый зал старой царской таможни Pakkahuone, корреспондент слегка взгрустнула от невозможности находиться в нём непосредственно. Но нужно сказать, что качество трансляции оказалось очень высоким, вплоть до того, что в наушниках можно было расслышать все нюансы акустики Pakkahuone, которым автор столько раз имела удовольствие внимать непосредственно. Непривычно было увидеть в зале круглые столики. С их помощью организаторы решили сразу две проблемы — достижение социальной дистанции и создание видимости полного зала при ограниченном количестве посетителей.
Первый день фестиваля имел собственное наименование «Spotlight on Tampere» («В центре внимания — Тампере») и по традиции представлял собой скорее шоукейс, на сей раз — не молодых джазменов со всей Скандинавии, как обычно это бывало, а местных артистов. Эта часть фестивальной программы TJH служит продвижению музыкантов, поэтому трансляцию шоукейса можно было посмотреть бесплатно. Для слушателей, которые пришли на концерт, вход в этот день также был бесплатным — с той оговоркой, что в связи с санитарными ограничениями в зал пустили строго двести человек. Естественно, маски обязательны.
В первом отделении вокалистка и композитор Киело Кярккяйнен (Kielo Kärkkäinen) со своим ансамблем Taming May представила программу, посвящённую Кармен Макрэй. Она исполнила песни из репертуара Макрэй в аранжировке гитариста Матти Сало (Matti Salo). Это был традиционный джазовый мэйнстрим. Впрочем, некоторые деликатно припрятанные гармонические построения и мелодические обороты неопровержимо свидетельствовали в пользу того, что это музыка века нынешнего, а отнюдь не музейная экспозиция.
Как известно, программа TJH не ограничивается исключительно джазом. Как правило, в ней представлены и пограничные направления. Секстет Masa Orpana Honk, который возглавляет тенор-саксофонист Маса Орпана (Masa Orpana), играет напористый, но довольно прохладный ритм-н-блюз.
Весомости звучанию ансамбля добавляет секция саксофонов, куда помимо лидера состава входят альт-саксофонист Туомас Хейнонен (Tuomas Heinonen) и баритон-саксофонистка Айно Хейкконен (Aino Heikkonen), присоединившиеся в заключительной части вечера к выступлению ансамбля Utopianisti, о котором хочется рассказать чуть подробнее.
Пожалуй, именно «Утопианисты», сделали как теперь говорят, вечер корреспондента «Джаз.Ру». Септет под предводительством живущего в Тампере саксофониста Маркуса Паяккалы (Markus Pajakkala) играет замешанный на джазе прогрессивный рок, вдохновляясь идеей, которую в семидесятые годы двадцатого века безуспешно пытались воплотить композиторы Фрэнк Заппа и Пекка Похьола. Тогда, как это часто бывает, помешали финансы: речь о большом симфо-роковом проекте. Трудно сейчас сказать, что могло бы получиться у Похьолы и Заппы, но альбом «Утопианистов» автор этих строк при случае с удовольствием приобрела бы для личной фонотеки.
Музыкальный материал ансамбля насыщен событиями. Тут есть и полиритмия, и полифония, и модуляции, и нелинейная форма, и непредсказуемое развитие, и неожиданные тембры — словом, всё то, чем можно потешить уши деревенского мизантропа вроде вашей покорной слуги.
Следующий фестивальный день начался выступлением квартета пианистки и композитора Иро Харла (Iro Harla). «Моя основная задача — пробудить музыкой эмоции, подвигнуть людей дарить любовь и принимать её», говорит о своей музыке Иро Харла. Эта формулировка творческого кредо привела в некоторое смятение вашего корреспондента, которая всегда считала музыку Иро категорией глубоко рассудочной. Впрочем, высказывание вполне имеет смысл, если спроецировать его на музыкантов квартета, чьи соло в данном проекте несут несколько бóльшую смысловую нагрузку, чем во многих других. Это не столько самовыражение в рамках композиции, написанной композитором, сколько предложение продолжить композицию в меру собственного разумения. По крайней мере, такое впечатление сложилось у корреспондента.
Ансамбль Jukka Gustavsson Prognosis, выступавший следом, создан человеком, заложившим в конце шестидесятых годов двадцатого столетия булыжник в фундамент концепции финского рока. Этим булыжником стала композиция «Luulosairas» («Ипохондрик») в исполнении группы Wigwam. По словам ведущей фестиваля, новый проект Юкки Густавссона направлен на преодоление недугов — как физических, так и социальных.
Это органный квартет с «Хаммондом», на котором играет лидер коллектива. Ансамбль исполняет лёгкую, понятную музыку, при этом сам Густавссон и бас-гитарист Янне Райала (Janne Rajala) хором поют тексты на злободневные темы, призывая человечество к добру и гармонии.
Концертную программу субботы открыл Reiska Laine Quintet. Барабанщик Райно «Рейска» Лайне — ветеран финской джазовой сцены, считающий делом своей жизни аккомпанировать музыкантам так, чтобы те могли раскрыться наилучшим образом. Он принял участие в записи более сотни альбомов, но никогда не выступал в качестве лидера ансамбля и не выпускал собственного альбома. В 2019 году он собрал квинтет, в состав которого помимо самого Лайне вошли ещё две легенды финского джаза — саксофонист Юхани Аалтонен (Juhani Aaltonen), которому в декабре исполняется 85 лет, и его коллега Ээро Койвистойнен (Eero Koivistoinen). Программа состояла как из собственных композиций участников ансамбля, так и джазовых стандартов — например, «Airegin» Сонни Роллинза. Убелённый сединами состав мощно играл добротный современный евроджазовый мэйнстрим и раскочегарил публику до такого градуса, что пришлось сыграть ещё и на бис.
Antti Lötjönen Quintet East тоже возглавляет опытный музыкант, дебютирующий в качестве лидера. Один из самых востребованных финских контрабасистов Антти Лётьонен считает себя, прежде всего, ансамблевым игроком, и эта важная функция контрабасиста в ансамбле не меняется от того, что исполняющий её Лётьонен возглавил ансамбль. За исключением двух сольных композиций для контрабаса он всё так же остаётся опорой и поддержкой солистов. Как и в квинтете Рейски Лайне, короля здесь играет свита, если можно так выразиться.
Но если выше упомянутый квинтет играл всеми красками благодаря ветеранам финской джазовой сцены, то солисты ансамбля Антти Лётьонена представляют собой передний фланг современной финской импровизационной музыки — это саксофонист Микко Иннанен (Mikko Innanen) и трубач Вернери Похьола (Verneri Pohjola), а также их коллега саксофонист Юсси Каннасте (Jussi Kannaste). «Квинтет Восток» выпустил дебютный альбом минувшей весной и планировал тур. Но пандемия внесла коррективы, и выступление на фестивале стало лишь третьим концертом в поддержку альбома.
В последнее время Финляндия зарекомендовала себя как кузница перспективных баритон-саксофонистов. Судя по программе TJH, этот инструмент действительно пользуется большой популярностью среди финских музыкантов. Поэтому появление проекта Dark Roast, который возглавляет саксофонист Юаким Бергелль (Joakim Berghäll), можно считать вполне логичным. Особенность этого секстета в том, что духовая секция состоит исключительно из баритоновых саксофонов, на которых играют сам Бергель, Линда Фредрикссон (уже пятый год подряд попадающая в опрос критиков журнала DownBeat как одна из самых многообещающих баритон-саксофонисток), и Макс Ценгер (Max Zenger). Впрочем, в ходе выступления музыканты периодически откладывали саксофоны в сторону и играли на бас-кларнетах. Именно тембры этих инструментов ассоциативным образом повлияли на название проекта — dark roast значит «тёмная прожарка», хорошо известный всем кофеманам термин, использующийся для обозначения способа приготовления кофейных зёрен. Естественно, пьесы в массе своей исполнялись в умеренном темпе, что тоже вполне логично, так как три баритона, одновременно играющие в быстром темпе, скорее напомнили бы звучанием рой шмелей, чем что-то ещё. Ансамбль не обошёлся без влияния инди-рока, что, в общем-то, совершенно нормально для современных европейских джазменов, играющих авторский материал. Кстати говоря, вашей покорной слуге импонирует это обстоятельство, которое воспринимается ею как подтверждение тезиса о потенциале развития джаза.
По словам лидера Dark Roast, основная сложность написания аранжировок для трёх баритонов отчасти преодолевается за счёт самобытности звучания каждого из музыкантов ансамбля. И он прав, в случае с Dark Roast это работает. Особенно хочется сказать о Линде Фредерикссон, чья артикуляция и нюансировка на таком неповоротливом инструменте, как баритон, отличаются удивительной выразительностью. Приоритет использования полифонии супротив аккордового развития в tutti, характерный для Dark Roast, вероятно, служит решению тех же задач. Этот интересный состав для любителей новых звуков вызвал устойчивые ассоциации с «Кадансом» Германа Лукьянова, которого на определённом этапе творчества тоже занимала идея ансамбля инструментов с низким звучанием — с той лишь оговоркой, что Герман Константинович придумывал и конструировал такие инструменты самостоятельно, а Dark Roast воспользовались уже имеющимися.
Ещё один заслуживающий большого внимания проект, представленный на фестивале TJH в этом году, носит название Mortality («Смертность»). Так называется сорокаминутный альбом продюсера звукозаписывающего лейбла Eclipse гитариста и композитора Тапио Юлинена (Tapio Yulinen). Музыка была написана им в трагический период жизни. Первоначально автор планировал записать партии всех инструментов самостоятельно, как это делал британский композитор и мультиинструменталист Майк Олдфилд, оказавший на него большое влияние, но в итоге всё-таки прибегнул к помощи своих друзей. В результате получился ансамбль весьма примечательных музыкантов, среди которых пианист Аки Риссанен (Aki Rissanen), трубач Вернери Похьола (Verneri Pohjola) и саксофонист Паули Люутинен (Pauli Lyytinen).
Это музыка большой эмоциональной силы. Она очень мелодична. Печальные события стали для Тапио Юлинена отправной точкой для написания действительно красивой музыки. Поэтому автор этих строк осознанно воздерживается от музыковедческого анализа услышанного, дабы ненароком не испортить эмоциональное восприятие потенциальным слушателям.
Ежегодно на фестивале TJH происходит вручение самой почётной финской джазовой награды Yrjö Award. В этом году её получил саксофонист и бэндлидер Тимо Ласси (Timo Lassy). В концертной программе фестиваля он выступил в двух ансамблях — в дуэте с барабанщиком Теппо Мякюненом (Teppo Mäkynen) и в своём основном проекте Timo Lassy Band. Этот ансамбль существует уже более десяти лет и ориентирован прежде всего на живые концертные выступления. На вопрос, как ему удаётся сохранять один проект в течение столь продолжительного времени, Тимо Ласси отвечает: это происходит благодаря тому, что он сам и музыканты состава сконцентрировались на работе именно этого состава и не отвлекаются на другие проекты.
По сути, дуэт Ласси и Мякюнена тоже можно считать частью проекта. В этом дуэте на барабаны возложена не только ритмическая, но и мелодическая функция, что становится возможным за счёт настройки у барабанов трёх различимых относительных тонов. При этом в музыке сохраняется чёткая ритмическая организация, вплоть до танцевальных ритмов. Это полноценный дуэт, хотя нельзя сказать, что к нему нечего прибавить. Встроить в него партию басового инструмента не составило бы особого труда. Впрочем, его функция в данном случае настолько очевидна, что при желании можно его себе просто вообразить.
Ещё один коллектив, оставивший по себе самые приятные воспоминания — это дуэт Verneri Pohjola & Tuomo Prättälä. Трубача Вернери Похьола и пианист Туомо Пряттяля сотрудничали в различных коллективах около двадцати лет. Часть коллективов возглавлял Похьола, в других лидером оказывался Пряттяля. В конце концов, кривые дорожки совместных поисков привели музыкантов к наиболее бескомпромиссной форме взаимодействия на сцене — к дуэту. Катализатором послужило давнее увлечение обоих музыкантов электронными музыкальными инструментами, которые, по мнению Похьолы, открывают особые возможности для импровизационной музыки.
Начало выступления дуэта выглядело иррационально, что, впрочем, практически всегда происходит, когда смотришь на музыкантов, использующих секвенсеры и прочие чудеса техники — музыкальные события, воспринимаемые слухом, разворачиваются на фоне малой подвижности музыкантов, и фактически картинка не соотносится со звуком. Впрочем, ситуация изменилась, как только вступили труба и клавишные инструменты. Дуэт исполнял композиции с вышедшего в этом году альбома квартета Похьолы «The Deads Don’t Dream», в записи которого принимал участие и Пряттяля. Для дуэтного выступления музыканты совместно подготовили аранжировки пьес альбома. По прослушивании этого фестивального сета осталось ощущение света и эйфории. В последнее время нечасто именно эти переживания становятся лейтмотивом. Поэтому хочется закончить свой диванный репортаж именно этим выступлением, пусть даже и слегка погрешив против исторической последовательности событий.
В завершении стоит ещё раз подчеркнуть на примере Tampere Jazz Happening-2020, что концерты в онлайн-формате могут быть жизнеспособной формой взаимодействия музыкантов с публикой — при условии, что, заплатив за билет, слушатель получает качественный продукт с хорошо срежиссированной картинкой, звуком и, конечно же, прежде всего с интересным музыкальным материалом. Да, музыкантам не хватает эмоционального отклика из зала, и одобрение публики вынуждено обретать причудливые опосредованные формы. Но публика продолжает слушать музыку и готова выражать своё отношение к ней. Да, билет на онлайн-трансляцию фестивальных концертов TJH с учётом курса рубля к европейской валюте стоил недёшево, но это справедливая цена. И да, бесспорно, слушателям и музыкантам хочется снова стать ближе друг к другу. А это неплохая мотивация для движения навстречу.
ВИДЕО: короткий (три с половиной минуты) фильм о фестивале 2020 года