Главные альбомы-9. Пианист Алексей Подымкин о самых важных для себя джазовых пластинках

0
Алексей Подымкин (фото © Антон Веселов)
Алексей Подымкин (фото © Антон Веселов)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

Пианист Алексей Подымкин продолжает рассказывать читателям «Джаз.Ру» о джазовых альбомах, которые сформировали его как артиста. В девятом (из запланированных 10) выпуске речь идёт о первом альбоме, который молодому музыканту довелось «снимать» в далёкие 1980е-е годы: Steps Ahead «Smokin’ In The Pit» (1980).

Продолжение. См. Выпуск №1; Выпуск №2; Выпуск №3; Выпуск №4; Выпуск №5; Выпуск №6; Выпуск №7; Выпуск №8

Как я уже говорил, мой джазовый дебют состоялся в 1985-м, когда я в компании с Ильёй Гиммельфарбом, Антоном Усатюком и Дмитрием Рогозиным выступил на большой сцене Новосибирского джаз-фестиваля, посвящённого 10-летию «Творческого Джазового Объединения». Причём на эту сцену мы попали лишь после моего дерзкого разговора с Алексеем Баташёвым, который был ведущим концерта и, как я сейчас понимаю, был немного ошарашен тоном моего к нему обращения (впоследствии мы много раз встречались и с улыбкой вспоминали эту сцену из прошлого).

За день до этого мы выступили на сцене местного музучилища, где число слушателей в зале не превышало 20 человек, но при этом я тогда услышал очень хороших молодых музыкантов из Томска, Омска, Кемерово и Новосибирска (мне тогда очень понравилась игра молодого новосибирского альт-саксофониста Армена Чугуряна, с которым мы впоследствии очень подружились и сыграли вместе не один десяток концертов).

Я посчитал совершенно невозможным вернуться в Барнаул, не приняв участие в концерте на главной сцене фестиваля, и Алексей Николаевич попросил у организаторов десять минут для нашего выступления. Спасибо ему за это! Всё-таки играть для полного зала было намного круче!

А годом раньше я поехал в Красноярск, на первый в моей жизни джазовый фестиваль, но исключительно в качестве слушателя. Это было незабываемо! И не в последнюю очередь благодаря моему старшему товарищу и земляку Юрию Шерстюку, у которого я был подопечным по педпрактике за год до этого. Он тоже принял активное участие во внедрении джазового вируса в мой неокрепший организм. К тому моменту он уже учился в Кемерово и приехал на фестиваль в составе трио с Александром Каратаевым на басу и Андреем Потаниным на барабанах.

Они играли очень здорово, всё звучало фирменно, стилистически выверенно, интеллигентно и с хорошим свингом. Публика принимала их с большим воодушевлением. Ещё мне на том фестивале очень понравилось блистательное выступление пианиста из Одессы Сергея Терентьева и ансамбль из Иркутска «Молодые боперы» (думаю, название было придумано за кулисами). Эти ребята — гитарист Евгений Дмитриев, братья Лавровы (Александр на флейте и Андрей на альт-саксофоне), контрабасист Андрей Мингалёв, барабанщик Сергей Кушилкин и пианист Александр Дубинский играли с соответствующим их возрасту задором, но при этом очень зрело и слаженно.

А Юра Шерстюк чуть позже стал первым человеком, показавшим мне, как правильно работать с записями и научил меня снимать соло. Он это делал при помощи кассетного магнитофона «Легенда-404». У него была методика, которую он прививал и мне — подмечать и вычленять из общего материала наиболее используемые исполнителем обороты и фразы. Потом снятое соло надо было обязательно научиться играть с записью, точно попадая по ритму в каждую ноту. Одним из наших любимых пианистов в этом занятии был Томми Флэнеган (Tommy Flanagan). В скором времени у меня появился такой же аппарат, и началось… Кстати, ещё Юра научил меня правильно заниматься с метрономом — когда ты точно попадаешь в доли, его не должно быть слышно.

обложка оригинального винилового издания 1980 г.
обложка оригинального винилового издания 1980 г.

Но первым альбомом, который я снимал взахлёб, стал этот двойник — «Steps — Smokin’ in the Pit».

А появился он у меня благодаря замечательному саксофонисту, музыканту и просто очень хорошему человеку Виктору Виницкому (он брат известного гитариста Александра Виницкого).

Познакомились мы с ним примерно так. Были летние каникулы, и я поехал в Омск, где жила моя родня: дедушка, тётя и брат. Моя мама родом из этого могучего сибирского города.

Во время прогулки по городу краем глаза зацепился за знакомое слово на афише. Вот не совру, если скажу, что в написанном виде слово «Джаз» или «Jazz» в те годы вызывало у меня дрожь в теле (особенно мне нравился треугольный логотип, который печатали в левом верхнем углу пластиночных конвертов на фирме «Мелодия»).

Так я узнал, что в городе через пару дней состоится фестиваль. И на первом же концерте услышал Витин ансамбль, в котором, я помню, играли два брата-близнеца. Они были незрячие. Если не ошибаюсь, Саша и Серёжа Глухих (да, вот такая фамилия). Программа у них была немного эклектичная, но уровень исполнения очень высокий. В Барнауле никто в то время на таком уровне не играл. И, на моё счастье, по завершении концерта, в котором также принимал участие квартет Валерия Кузьмищева из Новосибирска, кто-то из музыкантов предложил организовать небольшой джем-сешн прямо на сцене. Мне тоже удалось поучаствовать. После этого мы с Витей начали регулярно общаться. Потом он переехал в Израиль, и мы как-то потерялись.

Комета-212-1
Комета-212-1

Этот альбом я у него переписал в тот же приезд и затем, примерно в течении трёх месяцев, транскрибировал запись при помощи магнитофона «Комета-212-1» (на фото). Надо сказать, магнитофон не выдерживал моего натиска и периодически отказывался функционировать. Приходилось уговаривать.

Обложка CD-переиздания 1999
Обложка CD-переиздания 1999

От редакции. Первый концертный альбом группы Steps Ahead «Smokin’ In The Pit» вышел как двойной виниловый альбом ещё под первоначальным названием коллектива — Steps — в 1980 г. Он был записан 15-16 мая 1979 г. на концертах в токийском джаз-клубе Pit Inn и первоначально был выпущен только японским лейблом Better Days, который принадлежал корпорации Nippon Columbia. Этот лейбл выпустил три самых ранних записи Steps Ahead: эту, записанный в 1980 самый первый (студийный) альбом «Step by Step» и ещё один концертный альбом, «Paradox», записанный в том самом нью-йоркском клубе Seventh Avenue South, принадлежавшем братьям Майклу и Рэнди Бреккерам, где из спонтанных сессий Майкла с целым рядом ярких музыкантов поколения 1970-80-х (пианист Дон Гролник, вибрафонист Майк Мэйниери, барабанщик Стив Гэдд, басист Эдди Гомес) и родился этот ансамбль. Только в 1999 г. альбом был впервые издан в США на двойном CD (лейбл NYC Music).
ВНИМАНИЕ: на сервисе Яндекс Музыка по каким-то причинам представлены только два трека с этого альбома. Желающие послушать его целиком могут обратиться к сервисам Spotify или Apple Music.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя