7 декабря на цифровых платформах появилась новая работа певицы Алины Ростоцкой — сингл «Радость моя».
Алина записала его в сотрудничестве с трио, в которое вошли известный американский гитарист израильского происхождения Гилад Хексельман, обладатель титула «восходящая звезда» журнала DownBeat и лауреат конкурса Montreux International Guitar Competition, и не менее маститые московские музыканты — басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов (участники самого востребованного на мировой сцене российского джазового малого состава — LRK Trio).
Два года назад, когда границы были открыты, мало кто знал, что означает слово «пандемия», а совместные выступления и записи музыкантов из разных стран в режиме оффлайн были вполне обычным явлением, музыканты впервые встретились прямо в тон-студии концерна «Мосфильм» и в сотворчестве со звукорежиссёром Андреем Левиным на одном дыхании записали два сингла: «Туман» (2019) и «Радость моя» (2020).
Алина Ростоцкая пишет о новой работе:
— Сегодня песня «Радость моя» звучит как будто ещё пронзительнее и острее. Когда концентрация негатива во внешнем мире, кажется, достигла пика и превысила все мыслимые пределы, как никогда важно не забывать, что источник чистой, незамутненной радости — всегда с нами, всегда внутри нас. «Ищи меня всюду, я многолика, и я всегда у тебя внутри».
В день релиза на YouTube также вышел видеоролик (так называемое mood video — «видео-настроение») в поддержку сингла.
Кирилл Мошков, главный редактор «Джаз.Ру»:
— Стилистическая ниша, в которой находится новый сингл Алины Ростоцкой, на российском музыкальном рынке очень скупо заселена. Даже точного термина нет для описания этой ниши. Современная песенная форма, музыка и текст написаны одним лицом, причём текст написан на родном языке автора, и это же лицо свою песню само и исполняет? Это сплошь и рядом в рок-музыке, встречается и в «качественной» поп-музыке, и уж тем более в совершенном порядке вещей в так называемой «авторской песне». Именно на стыке этих трёх видов музыки в России в последние два десятилетия бурно произрастает аналог западных singers-songwriters — вокалистов, исполняющих собственные авторские песни.
Вот видите, термина так и нет: скажешь «автор-исполнитель» — так это понятие никакой стилистики не описывает. Скажешь «авторская песня» — тут же возникает в подсознании печальный образ пресловутых «пузырястых треников» и расстроенной гитары у костра. И уж тем более это не рок и не поп — ну просто потому что это не рок и не поп.
То, что записала и выпустила Алина — по большинству стилистических признаков как раз джаз. Но только не джазовый мэйнстрим! Во-первых, в России в джазовом мэйнстриме за 50 или 60 лет истории стиля пение на русском языке так пока и не вышло из категории «экспериментов». Давление самой джазовой среды, воспитанной противостоянием официозному «совку», было так ощутимо, что петь джазовый мэйнстрим в России всегда означало петь по-английски, и лучше всего — классический заокеанский репертуар полувековой (и более) давности, так называемую «американу».
Во-вторых, работ такого рода — и интереснейших! — было огромное количество на европейской джазовой сцене, но стилистическая их природа не укладывалась в тесные рамки мэйнстрима.
И вот Ростоцкая представляет песенную форму на русском языке, причём полностью авторскую. Вокалистка с обширными джазовым опытом и несомненным умением петь джаз и знанием джазового репертуара исполняет не стандарт, а собственное сочинение на собственный текст — и с ней играют три джазовых музыканта,во вполне джазовой стилистике, со всеми особенностями современной джазовой ритмики, ну а гитарное соло Гилада Хексельмана вообще можно назвать образцовым по встраиванию джазовой фразировки и джазового импровизационного языка в песенную ткань.
Чуть проще становится анализировать эту работу, когда начинаешь смотреть на неё не с точки зрения сложившихся стереотипов российской джазовой сцены, а с точки зрения мирового джазового рынка. В этом случае мы имеем дело с качественным образцом world jazz, то есть джазовой стилистики, впитавшей внеамериканские, внемэйнстримовые элементы.
И вот тут всё становится на свои места. Богатая, умная, отлично сыгранная современная джазовая инструментальная фактура. Прихотливый современный мелодизм, в котором можно услышать весь песенный двадцать первый век — не заимствованиями и даже не прямыми влияниями, но безусловным воздухом времени. Чётко понятный текст — не иносказательный, не закутанный в метафорическую образность, но вполне доходчиво излагающий чувства и мысли. И, собственно, чувства и мысли, которые так хорошо умеет передать Алина Ростоцкая: её пение никогда не повторяет какие-то образцы, но всегда стремится к тому, чтобы передать слушателю саму Алину.
И всё это в одной даже не слишком продолжительной песне!
Spotify | Apple Music | Tidal | Deezer | Яндекс Музыка | полная подборка ссылок на цифровые платформы