Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»
Выпуск 13. Владимир Фейертаг и Андрей Соловьёв о значке джаз-клуба МВТУ им. Баумана, конец 1970-х
В.Б. Фейертаг:
— Не берусь комментировать значок джаз-клуба МВТУ — ныне Московский государственный технический университет им. Баумана. Светлая память создателю клуба Игорю Косолобенкову, я храню все его самиздатовские журналы. Не хуже выпускаемого в Ленинграде «Квадрата», который все-таки отвлекался на рецензии, на юбиляров. А Игорь делал интересные, в основном теоретические сборники. Жду воспоминаний московских джазменов о клубе МВТУ.
Комментирует трубач Андрей Соловьёв
Справка «Джаз.Ру»: Андрей окончил философский факультет МГУ, защитил диссертацию по истории европейской философии, преподавал, дослужился до профессора. Параллельно много времени уделял музыке, играл джаз на трубе, выступал со многими известными музыкантами, как отечественными (Сергей Курёхин, Владимир Чекасин, Марк Пекарский, Сергей Летов), так и зарубежными (Питер Ковальд, Ханс Кох, Луис Склавис). Гастролировал в Германии, Италии, Швейцарии, США, записал полтора десятка компакт-дисков и виниловых пластинок с различными составами. В 1985 году создал знаменитый «Оркестр московских композиторов», а с 1995 года постоянно играет на трубе в московской рок-группе «Вежливый отказ». Несколько лет вёл джазовые программы на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Ракурс». Подкасты Андрея Соловьёва «Дом, который построил джаз: вид сбоку» выходили на «Джаз.Ру» с 2006 по 2015 год.
— Эту птичку, логотип джаз-клуба МВТУ им. Баумана, я впервые увидел в 1978 году. Кто-то подарил мне малотиражку «Бауманец», четвертая полоса которой была отдана под джазовую страницу. В то время я ещё о джазе не писал, хотя уже публиковался в «Вопросах философии», но мечтал об этом и очень хотел познакомиться с ведущими джазовыми критиками. В дирекции бауманского ДК мне дали телефон Игоря Косолобенкова, президента джаз-клуба, я позвонил, и он предложил встретиться. Напечататься в «Бауманце» было совсем не сложно: в конце 70-х – начале 80-х мы сделали довольно много интересных выпусков джазовой странички.
Игорь был довольно цепким и настойчивым руководителем клуба. Уж если кто-то вступал с ним в контакт, он загружал по полной, так как сам работал на каком-то оборонном заводе от звонка до звонка и был весьма ограничен во времени. Некоторые студенты даже поплатились за это, так как дел в клубе было много (концерты, издание альманаха, фестиваль «Джазовые посиделки», джазовый ансамбль, секция филофонистов и прочее), и ребят просто отчисляли за неуды и прогулы.
Основная площадка – большой зал ДК МВТУ – находилась на пятом этаже высокого здания сталинской постройки. Лифта не было. Своей аппаратуры тоже. Каждый раз мы буквально надрывались, таская вверх и вниз то весьма тяжёлый аппарат Алексея Козлова, то электропиано Rhodes Николая Левиновского. Правда, концерты были интересные. Например, важным событием стало выступление трио Вячеслава Ганелина с программой «Домашнее музицирование» (в Москве ГТЧ показали её всего дважды). Запомнились первые московские гастроли Тыну Найссоо и Арво Пиллироога, которые мы с Игорем организовали при поддержке (точнее, при латентном противодействии) дирекции ДК. Ох, и набегался я тогда между Союз-, Рос- и Москонцертом!
Хорошая площадка была в общежитии № 10 – там Игорь Косолобенков мечтал оборудовать постоянное джазовое кафе, но удавалось лишь проводить джемы от раза к разу. Моей основной нагрузкой было издание многостраничного альманаха, который сначала назывался «Пресс-бюллетень джаз-клуба МВТУ», а потом я переименовал его в «Панораму». Печаталось всё на машинке, машинистку брали не самую дорогую, и она делала баснословное количество опечаток, да ещё и не могла разобрать всякие термины и имена музыкантов. Многие авторы приносили тексты, неразборчиво написанные от руки. Долгие часы у меня уходили на то, чтобы подчистить эти опечатки скальпелем, замазать белилами и исправить на Unis’e. Все латинские названия и термины аккуратно вписывались от руки, латинской машинки у нас не было.
Каждый выпуск альманаха открывался результатами опроса джазовых критиков, которые определяли лучших джазменов страны. Голосование по инструментам, на мой взгляд, было необъективным: три лучших скрипача или вибрафониста — это не то же самое, что тройка лучших саксофонистов или трубачей. Я предложил оценивать общий творческий потенциал музыкантов и составить «джазовую пирамиду» независимо от их инструментальной специализации. Многие нас критиковали за это, но получилось интересно, на мой взгляд.
У Игоря был какой-то хороший контакт с людьми, которые в его фирме занимались ксерокопированием. И когда очередной альманах был собран и отредактирован, он печатал тираж и привозил его к себе домой. Я приезжал рано утром, чтобы застать его дома, Игорь запирал меня на ключ, и я часов восемь-девять раскладывал всё по страничкам. Постепенно набиравшиеся экземпляры лежали повсюду – на диване, на столе, на полу в комнате и в коридоре. Дома со мной оставалась тёща Игоря, которая находилась в состоянии глубокой деменции и иногда часами стояла у двери и, не отрываясь, следила за мной тяжёлым взглядом. Однажды я был на грани провала. В дверь постучали, тёща двинулась к ней, чтобы открыть. Я кое-как знаками убедил её не делать этого и не палить нашу подпольную типографию.
Помимо бауманского сборника, я раскладывал и другие издания – «Джазовые опыты» Ефима Барбана, пару ленинградских «Квадратов», какой-то перевод Юрия Верменича. В начале 80-х в моей жизни появилась труба, меня взял в свой ансамбль контрабасист Виктор Мельников, в то время художественный руководитель джаз-клуба, и я постепенно отошёл от наших издательских дел. Последний раз я был в МВТУ в середине 90-х, выступал на концерте памяти Игоря Косолобенкова (1944-1994) с группой ветеранов джаз-клуба.
А значка такого у меня почему-то нет. Но зато я знаю, кто его создал: автор логотипа клуба и самого значка — Ольга Зайцева.
НАПОМИНАНИЕ В.Б.ФЕЙЕРТАГА: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.