«Джаз.Ру»: избранное. «Весёлые истории» Игоря Бутмана

0
Игорь Бутман на обложке «Джаз.Ру»
Игорь Бутман на обложке «Джаз.Ру», 2007 (фото для обложки © Павел Корбут)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

Материал выходил в бумажном «Джаз.Ру» №8/9-2007. В сетевой версии издания публикуется впервые в 59-й день рождения артиста.

В декабре 2007 г. впервые в истории российского джаза альбом живущего в России джазового музыканта вышел на одном из крупнейших мировых мейджор-лейблов: саксофонист Игорь Бутман выпустил диск «Весёлые истории» (в международной версии — «MagicLand») на лейбле Sony Classical, подразделении мирового концерна Sony BMG Music Entertainment (в России диск выпущен Sony BMG Russia).

Диск необычен по многим показателям: вместе с Игорем Бутманом (тенор- и сопрано-саксофоны) здесь играют пианист Чик Кориа, контрабасист Джон Патитуччи, вибрафонист Стифон Харрис, трубач Рэнди Бреккер и барабанщик Джек ДеДжонетт, который также выступил в роли продюсера этой записи. И вся эта блестящая сборная выдающихся джазовых музыкантов современности импровизирует на темы… песенок из советских мультфильмов и детского кино.

Об истории создания альбома рассказывает Игорь Бутман.

Интервью после выхода альбома, 2007 (фото © Павел Корбут)
Интервью после выхода альбома, 2007 (фото © Павел Корбут)

— Предыстория у этого проекта довольно длинная. Мы давно начали играть на концертах «мультяшные» темы. Началось это с фильма-мюзикла Александра Абдулова «Бременские музыканты» (2000), где для записи саундтрека он собрал мощные вокальные силы — Агутин, Долина… Я написал для фильма часть музыки, в том числе аранжировку песни Геннадия Гладкова «Луч солнца золотого», из оригинального мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973). Я принёс её ребятам в свой квартет, и как-то так хорошо она легла, что мы включили её в свой репертуар.
СЛУШАЕМ: «Луч солнца золотого» в исполнении квартета Игоря Бутмана. Версия с одноименного альбома 2018 г. Вокал, фортепиано: Олег Аккуратов; контрабас — Сергей Корчагин; ударные — Эдуард Зизак

httpv://www.youtube.com/watch?v=8pYojXuzaP8

Затем, по просьбе одного моего товарища, мы сделали квартетом целый альбом обработок музыки из мультфильмов — это был диск, который делался как один из новогодних подарков в одной дружественной нам компании, его нужно было срочно записать. Мы записали его в «Ле Клубе», ночью, и он увидел свет только как корпоративное издание: даже у меня нет экземпляра, только копия «мастер-диска». Альбом получился очень симпатичный — по игре, по всему. Я взял его с собой в Нью-Йорк и показал критику Айре Гитлеру — он меня спросил, что у меня есть новенького, и я прямо в машине ему поставил, объяснив, что это за музыка и откуда. И ему очень понравилось, он оказался под сильным впечатлением того, как мы играем (а мы играли тогда — ночью — честно говоря, спонтанно: по одному дублю, без наложений, ничего не переписывали — только бы скорее отдать, над нами висел срок сдачи). И практически всем, кому мы ни ставили эту запись, она понравилась. Тогда мы стали говорить с рядом компаний; Сбербанк и компания «Нафта Москва» откликнулись на идею записать эту музыку с американскими джазовыми звёздами для того, чтобы эта музыка могла вызывать интерес у западного слушателя. Музыка-то хорошая, но если я буду играть её со своим московским квартетом, то трудно будет объяснить её значимость потенциальному покупателю — моего авторитета с моим московским квартетом не хватит, чтобы она продавалась на Западе, а моя задача — сделать так, чтобы этот альбом сработал и на нашего слушателя, и на западного. И вот Сбербанк и «Нафта Москва» дали бюджет, достаточный для того, чтобы сделать эту запись со звёздами.

Jack DeJohnette (photo © Oliver Abels)
Jack DeJohnette (photo © Oliver Abels)

Много времени ушло на то, чтобы всех как минимум собрать вместе. Я стал переписываться с барабанщиком Джеком ДеДжонеттом, и он сказал, что мог бы взять эту функцию на себя — стать продюсером записи: подобрать музыкантов из числа тех, кого я хочу, договориться с ними, в общем — стать мозговым центром для этого диска. И вот в январе 2006 года всё совпало: в Нью-Йорке была очередная конференция IAJE (Международная ассоциация джазовых преподавателей. — Ред.), и поэтому в городе два дня был Чик Кориа и сам ДеДжонетт — они вместе даже выступали в программе конференции, с Эдди Гомесом на контрабасе. Была возможность взять Эдди Гомеса на запись, но я уже записал с ним несколько альбомов, у нас с ним есть какая-то совместная история, а мне хотелось чего-то совершенно нового для меня. Мы с Джеком обсудили это и пригласили на контрабас Джона Патитуччи: я с ним не играл, а Чик и Джек играли, и у них был какой-то общий настрой. Я хотел также, чтобы участвовал вибрафонист Гэри Бёртон, но Гэри прилетал в Нью-Йорк только во второй день записи после тяжелейшей поездки в Японию, поэтому он не смог. На вибрафон в результате мы взяли замечательного молодого музыканта, очень интересного — это Стифон Харрис, ученик и последователь Гэри Бёртона, Милта Джексона, Бобби Хатчерсона и Джо Локка. Очень хотел записаться с нами трубач Уинтон Марсалис, но он улетал в день начала записи, поэтому на трубе играет Рэнди Бреккер, мой друг, замечательный музыкант и человек. Такой вот подобрался состав.

Рэнди Бреккер, Игорь Бутман, Сергей Манукян. 50-оетие Игоря Бутмана в Государственном Кремлёвском дворце, Москва, 2011 (фото © Кирилл Мошков)
Рэнди Бреккер, Игорь Бутман, Сергей Манукян. 50-летие Игоря Бутмана в Государственном Кремлёвском дворце, Москва, 2011 (фото © Кирилл Мошков)

Студию мы взяли самую лучшую — в ней за последние 10 лет записано множество самых интересных джазовых записей, от Маккоя Тайнера и Джо Хендерсона до Майкла Бреккера и Роя Харгроува: это Avatar Studios, бывшая Powerstation. Нас записывал один из моих самых любимых звукоинженеров, Джеймс Фарбер. Таким образом, мы к этой записи привлекли лучшие силы и лучшие средства.

Интервью после выхода альбома, 2007 (фото © Павел Корбут)
Интервью после выхода альбома, 2007 (фото © Павел Корбут)

Что касается аранжировок, то две из них написаны контрабасистом моего московского квартета и биг-бэнда Виталием Соломоновым, мы их уже играли в Москве — это «Песенка о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето» и «Прекрасное далёко» из телесериала «Гостья из будущего» (обе — композитора Евгения Крылатова). У Виталия там интересно изменена гармония, с большим юмором написаны всякие забавные контрапункты… Николай Левиновский, легенда советского джаза — он живёт в Нью-Йорке — по моей просьбе написал аранжировку песенки Алексея Рыбникова «Бу-ра-ти-но» из кинофильма «Приключения Буратино». Остальные аранжировки мои, хотя мне очень хотелось, чтобы музыканты — Чик, Джон, Джек, Рэнди — добавляли что-то своё: у них есть опыт, у них есть собственное видение, совершенно не такое, как моё, они эту музыку по-другому слышат. Они ведь услышали её впервые, а не выросли с ней, как я. Вот, например, когда мы репетировали «Водные лыжи» (тема, которая звучит на титрах «Ну, погоди!») — Чик сидел в студии и просто баловался на фортепиано: тыгы-дынь-дынь-дынь… И я сказал ему: о, Чик, вот это и играй, а мы поверх этого сыграем тему. Джек спрашивает: а мне где вступать? Я говорю: а где хочешь, там и вступай. И вот там так и начинается: фортепиано, духовые… бас… и появляются барабаны. Спонтанный джем. И получился, наверное, лучший трек на альбоме. Я ни над чем не сидел, не корпел, я просто отдался выдающимся музыкантам, со всем их опытом игры, со всем их знанием истории музыки, пониманием материала и со всей их свободой…

Ты как-то вводил музыкантов в, так сказать, культурный контекст, с которым связан этот музыкальный материал?

— Да, мы взяли DVD-плейер и посмотрели несколько мультиков, смотрели и вместе смеялись — «Бременских», «Львёнка и черепаху»… Конечно, мы им объяснили; им было интересно.

Игорь Бутман и Чик Кориа, Большой зал Московской консерватории, апрель 2001 (фото © Павел Корбут
Игорь Бутман и Чик Кориа, Большой зал Московской консерватории, апрель 2001 (фото © Павел Корбут

Разумеется, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: Чик Кориа записал множество альбомов как «приглашённая звезда» со, скажем так, не очень известными джазовыми музыкантами. Да, найти момент в его расписании непросто, но всё равно можно, и если ему предложить соответствующий гонорар — то он запишется, и запишется прекрасно. Он потрясающий музыкант, профессионал, всё он сделает. Но вот заинтересовать? Заинтересовать можно материалом. А материал здесь другой. Не просто какие-то джазовые стандарты, Чарли Паркер, Джо Хендерсон или тот же Чик Кориа. Здесь что-то такое, что уже имеет собственную потрясающую внутреннюю энергию. Эта музыка, может быть, и простая, но энергия в ней есть. Записал же, например, Сонни Роллинз пластинку «Way Out West» с темами из кантри-музыки — альбом, который у него считается одним из лучших и вообще одним из самых выдающихся в джазе.

И в музыке из мультфильмов есть вот эта энергия — ощущение, что эту музыку любят миллионы. В России ведь, если начинаешь играть какого-нибудь «Умку» или «Я на солнышке сижу» — все начинают хлопать. Называешь тему: «Водные лыжи» — все в недоумении: что ещё за «Водные лыжи»? Начинаешь играть — а-а-а, «Ну, погоди!».
ВИДЕО: Игорь Бутман и его нынешний квинтет играют «Водные лыжи» в прямом эфире одной из московских радиостанций, 2016

httpv://www.youtube.com/watch?v=SOvJXUVZTu4

Понятно, что с представлением этой музыки, с «попаданием» в аудиторию на постсоветском пространстве — Россия, Украина, Белоруссия, и даже наверняка страны Балтии — ведь там до определённого возраста тоже все в детстве смотрели эти мультфильмы! — проблем не должно быть. Но как быть с западной аудиторией, ведь это международный релиз?

— Конечно, главная надежда — на имена. Во-первых, необычно, что Чик Кориа, Джек ДеДжонетт и Джон Патитуччи играют вместе — до того концерта на конференции IAJE и записи этого альбома Джек и Чик не играли вместе лет, наверное, тридцать. Ну и сама идея музыки может заинтересовать: почему они собрались вместе? Какой-то русский их собрал — ради чего? Плюс я очень надеюсь на рекламную поддержку со стороны Sony.

Ситуация с нашей страной не очень способствует: с одной стороны, к нам есть интерес, с другой — никто не ждёт джазовых музыкантов из России. Есть стереотип: джазовые музыканты едут из Америки, а из России едет балет. Из Бразилии — кофе, из Канады — хоккеисты, из Колумбии — … Поэтому будет сложно. Не имея много гастролей на Западе, продвинуться сложно. […] Понятно, что без рекламы ничего не получится, какая бы ни была музыка и кто бы ни играл. Но если будет реклама, то имена Чика и других, плюс моя скромная персона (всё-таки кто-то что-то обо мне слыхал)… В общем, есть какая-то надежда. И, конечно, есть огромная надежда на разбредшихся по миру русскоговорящих: если каждый русскоговорящий в мире купит мою пластинку, то… (смеётся)

[…]

Обложки российского и международного изданий альбома
Обложки российского и международного изданий альбома

Почему у российского и международного релизов разные названия?

В России альбом называется «Весёлые истории». Опять работают ассоциации: «…а также их родители, весёлые истории увидеть не хотите ли…». Думали-думали, как перевести «Весёлые истории» на английский — не придумали. Буквальный перевод, «Funny Stories», такой получается… неоднозначный. Остановились на названии «Волшебная страна», «Magic Land». Может быть, на стикере, который наклеивается поверх целлофана, надо было, помимо имён Чика Кориа и других участников, написать «Музыка из русских мультфильмов»… но, слушай, всего же не учтёшь. У меня будет шесть дней концертов в Нью-Йорке в Dizzy’s Club Coca Cola (в Линкольн-Центре) — уже заказано огромное количество пластинок… в количестве семидесяти пяти штук… (смеётся). Первоначально часть российского тиража идёт туда как импорт, и мне очень нравится, что компания Sony BMG идёт мне навстречу в этом. Если будет какой-то прорыв, то это будет прорыв не только для меня, но и вообще для российского джаза, который растёт и развивается. Большой прорыв для российского джаза… и маленький — для одного меня (смеётся).

Альбом в Apple Music | Альбом в Spotify

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяГлавные альбомы-7. Пианист Алексей Подымкин о самых важных для себя джазовых пластинках
Следующая статьяТромбонист Сергей Долженков представит в Москве авторский альбом своего квинтета
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя