Люди джаза. Фотограф и джазовый энтузиаст Анисим Соркин: к восемьдесят пятому дню рождения

0
Анисим Соркин
Анисим Соркин
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

Анатолий Журин
специально для «Джаз.Ру»

О джазе он знает всё — ну, почти всё: наверное, в мире нет человека, который бы мог похвастаться исчерпывающими знаниями о джазе. Но Анисим Соркин хотел узнать как можно больше об этом удивительном, неповторимом, захватывающем виде музыкального искусства с самого детства. Регтайм, диксиленд, драйв, свинг, синкопа — для Анисима сегодня всё это отнюдь не просто набор мудрёных слов из азбуки для начинающих увлекаться джазом. Это радость испытывать необъяснимое наслаждение от обаяния блюзового ритма. И сегодня, когда пройдена большая часть жизни, он не может усидеть спокойно, в тысячный раз восхищаясь композициями Чарли Паркера, Дюка Эллингтона или Луиса Примы — и вновь открывая для себя в них новое. Такова волшебная сила джаза. Это сегодня. А в начале…

Скорее всего, началом увлечения джазом для Анисима послужил концерт джаз-оркестра Леонида Утёсова, на который 10-летнему мальчишке разными окольными путями довелось попасть в 1945 году. Восторг от того выступления вскоре перерос в стойкое увлечение, захватившее его на всю жизнь. Последовали бесконечные просмотры американского фильма «Серенада Солнечной долины», который попал в советский прокат в недолгие годы союзничества СССР и США. А когда Анисим стал студентом Харьковского инженерно-строительного института, он, как и многие в то время его сверстники, по вечерам жадно ловил сквозь жутко мешающую «глушилку» неподражаемого Уиллиса Коновера, возвещавшего начало передачи словами «Time for Jazz» — «Время джаза». Для советских людей, влюбленных в джаз, программа Коновера на запретном для них «Голосе Америки» стала своеобразным окном в эту тысячу раз руганную, но такую манящую и недосягаемую страну. Поклонники Коновера ежевечерне настраивались на этот бархатистый баритон, передача собирала у радиоприемников по всему миру миллионы слушателей.

Леонид Утёсов (фото © Анисим Соркин, 1981)
Леонид Утёсов (фото © Анисим Соркин, 1981)

Вообще, Анисим Соркин — человек, которого интересует всё. И хотя главным делом всей его жизни уже шесть десятилетий является фотография, как выяснилось, она стала для него в первую очередь способом лучше рассмотреть мир. И, конечно, рассказать об увиденном и запечатленном как можно большему числу людей. Может, потому и в свои уже далеко не юные годы он не растерял того, чем всегда ценен истинный журналист — удивляться и удивлять других. Он всегда желанный автор многих изданий и остаётся востребованным не только потому, что объектив его камеры умеет подсмотреть самое интересное. Его фото — не просто случайно схваченные лица или события. Он обладает редкой для профессии фотожурналиста способностью запечатлеть для истории главное мгновение в жизни личности либо события. В этом нетрудно убедиться, ведь в качестве журналиста он побывал почти в двух десятках стран. Его фото, запечатлевшие важнейшие события политической, культурной, спортивной жизни, не однажды были востребованы ведущими советскими, российскими и зарубежными СМИ.

Портрет Юрия Саульского (фото © Анисим Соркин, 1990-е)
Портрет Юрия Саульского (фото © Анисим Соркин, 1990-е)

Среди тем, поднятых журналистом Анисимом Соркиным, особое место занимает музыкальное искусство — точнее, джаз, которому он предан всей душой. Он всегда объяснял своё увлечение, цитируя своего земляка, замечательного украинского актера Богдана Ступку: «Вся наша жизнь — сплошная импровизация, а значит, вся наша жизнь — это джаз». И этому есть объяснение. Анисим родился, рос и учился в Харькове — городе, знаменитом не только производством велосипедов, фотоаппаратов, тракторов и самолётов. Слобожанщина заслуженно гордится своими знаменитыми, ещё дореволюционными музыкантами — композитором Николаем Лысенко, певцами Иваном Алчевским и Семёном Гулак-Артемовским (он же автор оперы «Запорожец за Дунаем»), здесь оттачивала свое певческое мастерство плеяда мастеров вокала ХХ века — народные артисты СССР Марк Рейзен и Иван Козловский, Евгения Мирошниченко и Николай Манойло.

Moscow Band тромбониста Владимира Лебедева перед клубом Nostalgie на Чистопрудном бульваре, вторая половина 1990-х
Moscow Band тромбониста Владимира Лебедева перед клубом Nostalgie на Чистопрудном бульваре, вторая половина 1990-х

Отсюда начинался творческий путь к общепризнанной славе композиторов Исаака Дунаевского и Леонида Десятникова, пианиста Владимира Крайнева, мастеров эстрады Людмилы Гурченко, Георгия Мовсесяна, Вадима Мулермана, Клавдии Шульженко, Марка Бернеса. А чего стоят имена таких джазовых музыкантов, как популярнейшие в Харькове Александр Литвинов, Анатолий Слатин, как Владимир Михайлов, композитор и главный дирижёр цирковых оркестров в Харькове, Запорожье, Днепропетровске, в Московском цирке на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского, Государственного эстрадного оркестра Грузии «Рэро». А мировые звёзды — джазовые пианисты Даниил Крамер и Леонид Чижик!

Уличный диксиленд Владимира Титова перед зданием Театра им. Ермоловой в Москве, начало 1990-х (фото © Анисим Соркин)
Уличный диксиленд Владимира Титова перед зданием Театра им. Ермоловой в Москве, начало 1990-х (фото © Анисим Соркин)

Словом, не приходится удивляться, почему привыкший быть в самом центре важных творческих событий инженер-строитель всю оставшуюся жизнь отдал фотокамере и так увлёкся музыкальным искусством, отдав пальму первенства, естественно, джазу. А вот как молодого специалиста не уволили с работы, когда он не однажды срывался под разными предлогами то в Одессу на съемки фильма «Полосатый рейс», то в Москву на концерты кумиров Бенни Гудмана или Дейва Брубека — в этом случае объяснение одно: значит, ценили. Он ведь и профессию строителя освоил на отлично.

Пианист Игорь Бриль, 1990-е (фото © Анисим Соркин)
Пианист Игорь Бриль, 1990-е (фото © Анисим Соркин)

Всё же сегодня стоит лишь поражаться терпению его супруги Татьяны, которая давно перестала возмущаться тем, что их квартира в Бонне уже давно превратилась в музей. А как ещё назвать жилое помещение, стены которого увешаны визитками и портретами знаменитостей, с которыми хозяин лично общался, будучи аккредитован на множестве важных общественных, музыкальных и спортивных мероприятий! Здесь и Аркадий Райкин, и Марис Лиепа, и Клавдия Шульженко, и Иван Козловский, и Евгений Евтушенко, и мало ли ещё кто из известных людей. Кстати, многие из фоторабот Соркина с большим успехом экспонировались на выставках в Берлине, Кёльне, Тель-Авиве, Праге и других городах мира.

Олег Лундстрем в концертном зале Центрального Дома художников, середина 1990-х (фото © Анисим Соркин)
Олег Лундстрем в концертном зале Центрального Дома художников, середина 1990-х (фото © Анисим Соркин)

Но и это ещё не всё, что терпит верная и надежная спутница жизни: в доме повернуться негде, если учесть скопление огромной коллекции из 1500 долгоиграющих пластинок с записями классики, эстрады и — куда же от него деться — джаза. А еще 300 СD, где представлена вся антология американского джаза 20-50-х годов прошлого столетия.

Думаете теперь уже всё? Ошибаетесь. Мало того, что в доме Соркиных вы подивитесь ещё и коллекции раритетов начала и середины прошлого века — патефонов, так он ещё и очень давно увлёкся коллекционированием галстуков, число которых уже, наверное, перевалило за тысячу.

Легендарный советский джазовый барабанщик Борис Матвеев на сцене Центрального Дома работников искусств, середина 1990-х (фото © Анисим Соркин)
Легендарный советский джазовый барабанщик Борис Матвеев на сцене Центрального Дома работников искусств, середина 1990-х (фото © Анисим Соркин)

Мы часто созваниваемся с Анисимом. Говорим: я из Москвы, он — из Бонна, куда переехал 20 лет назад. Поговорить не всегда толком удаётся. Вот и на этот раз мешала громкая музыка из его квартиры. Звучала «Chattanooga Choo Choo» с неподражаемым саксофонистом Тэксом Бенеке из «Серенады Солнечной долины». Я понял, что Алика (я его всегда так называю) отвлекать нельзя: утром он не устаёт заниматься гимнастикой. И конечно, только под джазовые ритмы. А ведь 27 сентября 2020 Анисиму Соркину исполнилось 85. Нет, что ни говорите, а если человек заболел джазом, то это надолго. Нет, навсегда!

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя