16 сентября в Бронксе (район Нью-Йорка) в хосписе «Калвари» после продолжительной тяжёлой болезни умер на 75 году жизни джазовый критик и историк джаза и американской культуры Стэнли Крауч (Stanley Crouch).
Его знали далеко за пределами США — как одного из основных спикеров в документальном сериале режиссёра Кена Бёрнса «Джаз» (PBS, 2001) и как сооснователя, многолетнего идеолога и вдохновителя репертуарной политики программы «Джаз в Линкольн-Центре», ведущей джазовой культурной организации в США, а также советника главы этой программы — композитора, трубача и бэндлидера Уинтона Марсалиса. За свои труды в области джазовой историографии и анализа проблем межрасовых отношений в США Стэнли Крауч удостоился стипендии Фонда Макартуров («Стипендия гения») и был номинирован на Национальную книжную премию США.
Его наследие включает восемь книг, в том числе одну художественную (повесть «Разве Луна не выглядит одинокой?», 2000). Наиболее широкий резонанс вызвала самая новая его книга, «Молния из Канзас-Сити: восхождение и эпоха Чарли Паркера» (2013), биография гениального саксофониста — революционера джазовой эстетики. Впрочем, это только первый том планировавшейся дилогии: в книге Крауч довёл историю Чарли Паркера до начала 1940-х — времени, когда будущий лидер революции бибопа окончательно переехал из родного города в Нью-Йорк. Второй том остался неоконченным.
Но книги Крауча — только часть картины: он написал тысячи статей, в том числе для буклетов сотен альбомов, включая все альбомы трубача Уинтона Марсалиса, начиная с самого первого (1982), и множество брошюр с программами «Джаза в Линкольн-Центре», и был одним из самых ярких (и вызывающих самые противоречивые отклики) джазовых критиков как в изданиях «общего интереса», так и в джазовых журналах на протяжении трёх десятилетий.
Стэнли Лоуренс Крауч родился 14 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе у матери-одиночки родом из Техаса. Из-за рано проявившейся астмы он рос книгочеем и киноманом, любил поэзию и рано заинтересовался джазом, но музыкального образования не получил, хотя самоучкой освоил игру на ударной установке. Получив филологическое образование, он преподавал литературу в колледже и в конце 60-х руководил ансамблем экспериментального джаза Black Music Infinity, в котором с ним играли будущие звёзды джазового авангарда — саксофонисты Дэвид Мюррей и Артур Блайт, флейтист Джеймс Ньютон и контрабасист Марк Дрессер. В возрасте 27 лет Крауч выпустил свою первую книгу — сборник собственных стихотворений — и через три года переехал в Нью-Йорк, чтобы сосредоточиться на литературном труде. После 1975 г. он уже не играл, так как журналистика, критика и литература заняли большую часть его времени. К концу десятилетия он был постоянным автором влиятельных изданий Village Voice и New Republic, а его вкусы и интересы в музыке переместились от авангарда, адептом которого он был в свои калифорнийские годы, к джазовому традиционализму, в духе которого он и воспитал своего главного ученика — Уинтона Марсалиса, которого целенаправленно формировал как музыкального мыслителя с тех пор, когда впервые повстречался с 17-летним трубачом в 1978 г. В этот период Стэнли Крауч решительно отвергал все формы афроамериканской музыки, кроме джазового мэйнстрима до 1960-х гг.: с его точки зрения, джаз-рок и фьюжн были смехотворны, джазовый авангард отвратителен, а рэп (особенно гангста-рэп) и хип-хоп олицетворяли всё худшее в американской жизни.
Здесь следует заметить, что Крауч писал далеко не только о джазе: минимум половина его книг и значительная часть его журналистского труда была посвящена расовым проблемам в американском обществе, рассматриваемым с точки зрения радикального мыслителя-афроамериканца. Крауч занимал настолько экстремальную и ни на кого не похожую позицию в расовых вопросах, что отрицал даже термин «афроамериканец» и утверждал, что презрительное когда-то слово «чёрный» всё-таки предпочтительнее этой искусственной конструкции, и мало того — что слова «негр» или «цветной» ему представляются лучше «чёрного», потому что включают большее разнообразие оттенков кожи «небелого» населения США. Энергичный, боевитый и всегда стремившийся привлекать внимание, Крауч, по определению лидера американского «нового журнализма» Роберта Бойнтона, обладал «ненасытным аппетитом на противоречивость». Мало у кого из критиков есть настолько же эклектичная и интригующая система взглядов, как у Крауча, писал Бойнтон; и при этом мало кто готов лезть в драку, чтобы доказать свои взгляды. Это была правда: Бойнтон имел в виду знаменитый эпизод в 1997 г., когда на афтепати «Джазовой премии» Ассоциации джазовых журналистов при большом стечении джазовых знаменитостей Стэнли Крауч полез в драку со своим коллегой, бывшим главным редактором журнала «ДаунБит» Ховардом Мэнделом, из-за того, что Мэндел критиковал его консервативные воззрения на джазовую историю. Радикализм воззрений Крауча не всегда шёл на пользу его карьере: в 2003 его уволили из ведущего американского джазового журнала JazzTimes после того, как он опубликовал там вызвавшую взрыв негодования статью «Ответственность белого человека». В статье Крауч поносил своего белого филадельфийского коллегу Фрэнсиса Дэйвиса за неправильные взгляды на чёрных американцев, белого трубача Дейва Дагласа — за то, что он слишком редко играет с негритянскими музыкантами (Крауч, напомню, настаивал на употреблении слов «негр» и «негритянский», считая их более правильными, чем «афроамериканец»), а чёрного кларнетиста Дона Байрона — за то, что слишком много играет музыки с белыми корнями (имея в виду его увлечение клезмером — музыкой восточноевропейских евреев: еврейская тема вообще была особенно чувствительной для Крауча, он часто возвращался в своих статьях к теме еврейского заговора, в том числе и в джазе). Центральной мыслью статьи было утверждение, что «умеющих играть белых музыкантов слишком часто превозносят выше их заслуг, чтобы белые критики могли более комфортно чувствовать себя в роли аналитиков формы искусства, которая им на самом деле чужда». Впрочем, общественное мнение в конце концов оказалось в этой истории скорее на стороне Стэнли Крауча: со стороны «Джаз Таймс» увольнять своего единственного чёрного автора, учитывая неугасаемую остроту расового вопроса в США, было как минимум неумно.
Два десятилетия, с 1995 по 2014, Крауч публиковал еженедельную колонку в популярной газете New York Daily News, где писал о культуре и расовых вопросах (или о расовых вопросах в культуре). Кроме того, он регулярно появлялся как аналитик в популярном ток-шоу компании Bloomberg Television, выходившей на общенациональной общественной телесети PBS — «Шоу Чарли Роуза», пока его в 2017 г. не закрыли из-за скандала вокруг автора и ведущего шоу, связанного с обвинениями в сексуальных домогательствах. Недолгими оказалась работа Крауча комментатором в телепрограмме «60 минут» телеканала Си-Би-Эс (1996) и преподавателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке (2000). В последние годы жизни он работал председателем Образовательного фонда им. Луи Армстронга, который финансировал проекты в области музыкального образования.
Несомненные заслуги Стэнли Крауча в неустанной пропаганде джазового искусства были отмечены многочисленными наградами и премиями, среди которых стипендия Фонда Гуггенхайма (1982), литературная премия им. Джона Уитинга (1991), вышеупомянутая «Стипендия гения» Фонда Макартуров (1993), стипендия Фонда Флетчеров (2005), премия Уиндэма и Кэмпбелла в области документальной литературы от Йельского университета и присвоенная ему в 2020 «премия за заслуги в течение всей жизни» от Ассоциации джазовых журналистов, во главе которой стоит тот самый Ховард Мэндел (см. выше). В 2019 г. Национальный фонд искусств США присвоил ему высшую государственную награду Америки в области джазового искусства — звание «Мастер джаза» (National Endowment of the Arts Jazz Master).