23 августа, чуть менее чем через две недели после своего 80-го дня рождения, в Лондоне ушёл из жизни один из ведущих музыкантов британской сцены джазового мэйнстрима — альт-саксофонист Питер Кинг. По сообщениям коллег и друзей, он давно был нездоров.
Питер Кинг родился в английском городе Кингстон-апон-Тэмс (графство Суррей) в 1940 г. В детстве он пробовал скрипку и фортепиано, но дело не пошло. Зато в подростковом возрасте он самостоятельно овладел кларнетом, затем саксофоном. На джазовой сцене он дебютировал 17-летним в самодеятельном диксиленде работников картографической службы, и после первого же выступления решил стать профессиональным музыкантом. В 1959 известный британский джазовый энтузиаст Ронни Скотт пригласил 19-летнего саксофониста выступить на открытии своего собственного джаз-клуба в Лондоне — того самого, который стал легендарным Ronnie Scott’s Jazz Club и работает как самая престижная лондонская площадка в джазовом мэйнстриме до сих пор, хотя со дня ухода самого Ронни Скотта из жизни прошло почти четверть века.
Питер Кинг играл в лучших джазовых оркестрах Великобритании, включая биг-бэнд Джонни Данкворта, но наибольшую известность получил благодаря гастролям американских джазовых звёзд в Европе. Гастроли джазового оркестра — дело накладное, и многие американские бэндлидеры и организаторы их туров экономили на трансатлантических билетах, нанимая часть музыкантов на месте — чаще всего в Лондоне и Париже. Питер Кинг блистал в европейских гастрольных оркестрах Мэйнарда Фергюсона, Рэя Чарлза, малых составах Ната Эддерли, Зута Симса, Реда Родни, Филли Джо Джонса и других американских знаменитостей. В США он выступал в оркестре Каунта Бэйси, когда его руководителем после смерти лидера стал Фрэнк Фостер, играл с Лало Шифриным, Максом Роучем, Милтом Джексоном и другими звёздами. Но он также много работал с ведущими джазовыми и блюзовыми музыкантами Великобритании, включая трубача Гая Баркера и The Blues Band, в котором он выступал не только в роли альт-саксофониста, но и как аранжировщик духовой секции.
Особую роль сыграла работа Питера в квартете и биг-бэнде выдающегося британского пианиста Стэна Трэйси, с которым Кинг записал несколько ярких альбомов.
СЛУШАЕМ: Stan Tracey Quartet «Rainbow At The Five Mile Road» (1970)
Питер Кинг — альт-саксофон; Стэн Трэйси — ф-но; Дейв Грин — бас; Брайан Спринг — ударные
httpv://www.youtube.com/watch?v=VFLanFY-LFM
По словам Питера, в конце 1960-х он на время покидал джазовую сцену и занимался академической музыкой, а кроме того — его музыкальное развитие на несколько лет остановилось из-за различных зависимостей, которые он, впрочем, преодолел. Он самокритично признавал отсутствие у себя лидерских качеств и амбиций и всегда чувствовал себя комфортнее сайдменом в проектах других музыкантов. Однако, вернувшись в джаз и проработав почти десятилетие с лондонским проектом Bebop Preservation Society, где Кинг мог вдоволь играть в манере своего кумира Чарли Паркера, он в возрасте за сорок наконец дебютировал как лидер: ряд его сольных альбомов выходил в 80-90-е гг. на британских джазовых лейблах Spotlite и Ronnie Scott’s.
СЛУШАЕМ: Peter King Quintet «Speed Trap»
httpv://www.youtube.com/watch?v=Il-T-hY1ydk
В 1990-е он вновь вернулся к позиции сайдмена-эксперта — стал музыкальным директором Charlie Watts Tentet, состава из десяти музыкантов, который собрал в качестве собственного джазового проекта барабанщик легендарной британской рок-группы Rolling Stones Чарли Уоттс. Играл Кинг и в джазовом квинтете барабанщика «роллингов».
ВИДЕО: Charlie Watts Quintet «Lover Man», 1992
Соло: Питер Кинг — альт-саксофон, Брайан Лемон — ф-но, Джерард Презенсер — труба, Бернард Фоулер — вокал
httpv://www.youtube.com/watch?v=fOH6IlZEa-w
Кинг не оставлял и опытов в академической музыке: его опера «Zyklon», например, в 2004 г. была поставлена в Нью-Йорке.
Питер Кинг работал также в кинематографе — от американского фильма 1969 года «Итальянская работа» с музыкой Куинси Джонса до «Талантливого мистера Рипли» (1999), где его можно видеть в сцене с джазовым ансамблем в Сан-Ремо, пока актёры Джуд Лоу, Матт Дэймон и Розарио Фьорелло поют «Tu Vuo’ Fa l’Americano».
ВИДЕО: фрагмент фильма «The Talented Mr. Ripley»
httpv://www.youtube.com/watch?v=mT-fOr29OfA
Питер Кинг гастролировал и в России: в октябре 2002 с трио пианиста Льва Кушнира и тенор-саксофонстом Олегом Киреевым он выступал в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Уфе и Москве.
Помимо джаза, Питер Кинг был экспертом в ещё одном виде творческой деятельности — авиамоделировании. Он не только сам строил модели самолётов, завоёвывавшие призы на международных соревнованиях, но и активно писал в специализированной прессе. В середине 1980-х он занял второе место на европейском чемпионате резиномоторных авиамоделей — первое, и вообще лидирующие позиции в этом виде моделирования, занимал тогда авиамоделист из СССР Александр Андрюков, с которым Кинга связывала многолетняя дружба.
Он вообще обладал литературным даром и в 2011 г. выпустил написанную им самим, без привлечения соавторов, автобиографию под названием «Flying High: A Jazz Life and Beyond», предисловие к которой написал легендарный американский коллега — тенорист Бенни Голсон.
ВИДЕО: Peter King «Lush Life», 2003
httpv://www.youtube.com/watch?v=KckCnEHoD5g