Джазмен высокого полёта. Ветеран британской джазовой сцены альт-саксофонист Питер Кинг (1940-2020)

0
Питер Кинг, Центральный Дом художника (Москва), октябрь 2002 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»
Питер Кинг, Центральный Дом художника (Москва), октябрь 2002 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ

23 августа, чуть менее чем через две недели после своего 80-го дня рождения, в Лондоне ушёл из жизни один из ведущих музыкантов британской сцены джазового мэйнстрима — альт-саксофонист Питер Кинг. По сообщениям коллег и друзей, он давно был нездоров.

Питер Кинг родился в английском городе Кингстон-апон-Тэмс (графство Суррей) в 1940 г. В детстве он пробовал скрипку и фортепиано, но дело не пошло. Зато в подростковом возрасте он самостоятельно овладел кларнетом, затем саксофоном. На джазовой сцене он дебютировал 17-летним в самодеятельном диксиленде работников картографической службы, и после первого же выступления решил стать профессиональным музыкантом. В 1959 известный британский джазовый энтузиаст Ронни Скотт пригласил 19-летнего саксофониста выступить на открытии своего собственного джаз-клуба в Лондоне — того самого, который стал легендарным Ronnie Scott’s Jazz Club и работает как самая престижная лондонская площадка в джазовом мэйнстриме до сих пор, хотя со дня ухода самого Ронни Скотта из жизни прошло почти четверть века.

Peter King, 1964
Peter King, 1964

Питер Кинг играл в лучших джазовых оркестрах Великобритании, включая биг-бэнд Джонни Данкворта, но наибольшую известность получил благодаря гастролям американских джазовых звёзд в Европе. Гастроли джазового оркестра — дело накладное, и многие американские бэндлидеры и организаторы их туров экономили на трансатлантических билетах, нанимая часть музыкантов на месте — чаще всего в Лондоне и Париже. Питер Кинг блистал в европейских гастрольных оркестрах Мэйнарда Фергюсона, Рэя Чарлза, малых составах Ната Эддерли, Зута Симса, Реда Родни, Филли Джо Джонса и других американских знаменитостей. В США он выступал в оркестре Каунта Бэйси, когда его руководителем после смерти лидера стал Фрэнк Фостер, играл с Лало Шифриным, Максом Роучем, Милтом Джексоном и другими звёздами. Но он также много работал с ведущими джазовыми и блюзовыми музыкантами Великобритании, включая трубача Гая Баркера и The Blues Band, в котором он выступал не только в роли альт-саксофониста, но и как аранжировщик духовой секции.

Особую роль сыграла работа Питера в квартете и биг-бэнде выдающегося британского пианиста Стэна Трэйси, с которым Кинг записал несколько ярких альбомов.
СЛУШАЕМ: Stan Tracey Quartet «Rainbow At The Five Mile Road» (1970)
Питер Кинг — альт-саксофон; Стэн Трэйси — ф-но; Дейв Грин — бас; Брайан Спринг — ударные

httpv://www.youtube.com/watch?v=VFLanFY-LFM

По словам Питера, в конце 1960-х он на время покидал джазовую сцену и занимался академической музыкой, а кроме того — его музыкальное развитие на несколько лет остановилось из-за различных зависимостей, которые он, впрочем, преодолел. Он самокритично признавал отсутствие у себя лидерских качеств и амбиций и всегда чувствовал себя комфортнее сайдменом в проектах других музыкантов. Однако, вернувшись в джаз и проработав почти десятилетие с лондонским проектом Bebop Preservation Society, где Кинг мог вдоволь играть в манере своего кумира Чарли Паркера, он в возрасте за сорок наконец дебютировал как лидер: ряд его сольных альбомов выходил в 80-90-е гг. на британских джазовых лейблах Spotlite и Ronnie Scott’s.
СЛУШАЕМ: Peter King Quintet «Speed Trap»

httpv://www.youtube.com/watch?v=Il-T-hY1ydk

В 1990-е он вновь вернулся к позиции сайдмена-эксперта — стал музыкальным директором Charlie Watts Tentet, состава из десяти музыкантов, который собрал в качестве собственного джазового проекта барабанщик легендарной британской рок-группы Rolling Stones Чарли Уоттс. Играл Кинг и в джазовом квинтете барабанщика «роллингов».
ВИДЕО: Charlie Watts Quintet «Lover Man», 1992
Соло: Питер Кинг — альт-саксофон, Брайан Лемон — ф-но, Джерард Презенсер — труба, Бернард Фоулер — вокал

httpv://www.youtube.com/watch?v=fOH6IlZEa-w

Кинг не оставлял и опытов в академической музыке: его опера «Zyklon», например, в 2004 г. была поставлена в Нью-Йорке.

Питер Кинг работал также в кинематографе — от американского фильма 1969 года «Итальянская работа» с музыкой Куинси Джонса до «Талантливого мистера Рипли» (1999), где его можно видеть в сцене с джазовым ансамблем в Сан-Ремо, пока актёры Джуд Лоу, Матт Дэймон и Розарио Фьорелло поют «Tu Vuo’ Fa l’Americano».
ВИДЕО: фрагмент фильма «The Talented Mr. Ripley»

httpv://www.youtube.com/watch?v=mT-fOr29OfA

Питер Кинг гастролировал и в России: в октябре 2002 с трио пианиста Льва Кушнира и тенор-саксофонстом Олегом Киреевым он выступал в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Уфе и Москве.

Помимо джаза, Питер Кинг был экспертом в ещё одном виде творческой деятельности — авиамоделировании. Он не только сам строил модели самолётов, завоёвывавшие призы на международных соревнованиях, но и активно писал в специализированной прессе. В середине 1980-х он занял второе место на европейском чемпионате резиномоторных авиамоделей — первое, и вообще лидирующие позиции в этом виде моделирования, занимал тогда авиамоделист из СССР Александр Андрюков, с которым Кинга связывала многолетняя дружба.

Питер Кинг и одна из его моделей
Питер Кинг и одна из его моделей

Он вообще обладал литературным даром и в 2011 г. выпустил написанную им самим, без привлечения соавторов, автобиографию под названием «Flying High: A Jazz Life and Beyond», предисловие к которой написал легендарный американский коллега — тенорист Бенни Голсон.
ВИДЕО: Peter King «Lush Life», 2003

httpv://www.youtube.com/watch?v=KckCnEHoD5g

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя