Альметьевск. Мне нравится этот город в Татарстане. Он небольшой, компактный, современный… и здесь есть деньги. Город основан в 1953 году после открытия месторождения нефти, и жизнь здесь во многом связана с «Татнефтью», штаб-квартира которой, как огромная нефтяная капля, нависает над городом.
Распорядиться деньгами, если они есть, можно по-разному. В Альметьевске многое сделано для создания городской атмосферы — отремонтированы и перекрашены в жизнерадостные цвета дома, созданы парковые зоны и городской пляж, есть каток и ледовый дворец. Весь город покрыт сетью велодорожек, построены мечети и церковь, работают лыжная и горнолыжная база, ипподром. Мои друзья, которые приехали сюда 12 лет назад, говорят, что все это появилось в последнее десятилетие. Ну и что самое главное, здесь есть музыкальный колледж, оркестр и джазовый фестиваль. Последний существует благодаря подвижникам: его проводят трубач Олег Якимочев и его команда. Не без непосредственной поддержки «Татнефти», естественно.
В этом году фестиваль прошёл в один день в зале Татарского драматического театра (7 марта, буквально за две недели до начала карантина). Зал мест на четыреста, с прекрасными акустическими условиями, был практически полным. Несмотря на продолжительность концерта — более четырёх часов — слушатели, пришедшие на фестиваль, не покинули театр до самого финала выступлений.
По традиции фестиваль открыли хозяева — оркестр AJC. Аббревиатура эта означает «Альметьевский джаз-клуб», и им руководит Олег Якимочев — впрочем, как и оркестром. Как и в прошлом году, музыканты представили программу из популярной джазовой классики, иногда в более современных аранжировках. Так, «Caravan» прозвучал в той версии, что в конце девяностых сделала группа Chicago. Удивительная группа саксофонов, где играют исключительно девушки, в этом году расширилась до полноценной — два альта, два тенора и баритон. Медные же были представлены трубой и тромбоном, партию которого исполняет приглашаемый из Казани Александр Мажуренко. Дефицит духовиков в российских городах — тема для отдельного поста. Но хорошо, что оркестр существует, ритм-секция полноценная, есть даже перкуссия. Порадовали и альметьевские вокалистки.
За год, что я ребят и девчат не слышал, оркестр здорово окреп, звучат уверенно, стройно и точно попадает в акценты. Это отметил и Пётр Востоков, который руководит московским Большим Джазовым Оркестром и знает оркестровую специфику изнутри.
Вторыми играл ансамбль «Джазия» пианиста Олега Анохина — квартет с солирующей скрипкой Ильи Ершова исполнил авторские композиции Олега и Ильи, необычные, как из-за саунда скрипки, так и за счет самой мелодико-гармонической основы пьес. Поддерживала ярославцев (Анохин перебрался к нам из Казани три года назад, Ершов — чуть позже из Архангельска) московская ритм-секция — Ринат Сафаргалиев (бас) и Пётр Афанасьев (ударные). Прием у публики был очень тёплым. К перерыву единение сцены с залом было полностью достигнуто.
Второе отделение открыли мы, то есть «Майнугин-бэнд» с американским певцом Рэем Брауном-младшим. Рэй пел в соул-манере — как песни из репертуара Эллы Фитцджеральд, его приёмной матери, так и свои собственные версии джазовых и блюзовых стандартов. Мне нравится его версия композиции «Moondance» ирландского рокера Вэна Моррисона, оценила её и альметьевская публика. Ритм-секция была представлена все тем же Ринатом Сафаргалиевым на басу и казанским барабанщиком Андреем Казанцевым.
Завершал фестиваль новый проект казанского саксофониста Юрия Щербакова. Квинтет с трубой, на которой играл Пётр Востоков, а место за роялем занял Олег Анохин, хорошо знакомый с Юрием по работе в Казани, исполнил музыку, которую любят и знают и Востоков и Щербаков. В их исполнении прозвучали известные джазовые композиции с выраженным привкусом бибопа в исполнении. На басу в ансамбле играл Владимир Переверзев. Отмечу оригинальную версию «Nature Boy», где Юра играл на флейте, а Пётр и Олег блестнули сольной игрой.
В итоге всё состоялось как нельзя лучше — теплейший прием со стороны альметьевцев, компания друзей-музыкантов и много разноплановой и интересной музыки. Шестой фестиваль завершился — ждем седьмой, что-то там Якимочев опять придумает? (И будем надеяться, что к марту 2021 накал эпидемиологических ограничений снизится…)