«Джаз.Ру» начинает публикацию цикла очерков об американских музеях джаза и других исследовательских и просветительских заведениях, которые сохраняют, изучают и пропагандируют историю джазового искусства. Цикл основан на материалах, полученных делегацией российского Центра исследования джаза в ходе стажировки по теме «Менеджмент джазовых архивов в США» летом 2019 года в рамках программы профессионального обмена International Visitor Leadership Program. Часть материалов была собрана в ходе аналогичной экспедиции с целью изучения системы исследования и сохранения джазового наследия в США, состоявшейся в январе 2019 и поддержанной компанией The Real Jazz Ambassadors, LLC.
NEW: Как хранят историю джаза на его родине? Старейший в мире Нью-Орлеанский джазовый архив им. Хогана
Считается, что джаз родился в Новом Орлеане. На самом деле процесс зарождения джаза и других направлений популярной «вернакулярной» (неакадемической) музыки на рубеже XIX и XX столетий происходил одновременно во многих регионах американского Юга, но миф уже так укоренился, что опровергать его бесполезно. Тем более что сам город Нью-Орлеан, его жители, его руководство и особенно его бизнес очень хорошо понимают маркетинговую ценность репутации «родины джаза». Да что там, в Нью-Орлеане даже аэропорт назван именем Луи Армстронга!
Есть в Нью-Орлеане и Музей Джаза.
New Orleans Jazz Museum находится в здании, первоначально построенном для производства денег. Old U.S. Mint, то есть Старый монетный двор — государственное учреждение, где делали металлические деньги сначала для США, затем для Конфедерации, а после поражения Юга в гражданской войне 1860-х гг. — снова для США, начеканив за XIX столетие около 427 миллионов серебряных и золотых монет. Потом в здании была федеральная тюрьма, в которой уже в ХХ веке сидели главным образом бутлегеры — нарушители «сухого закона». А теперь там Музей Джаза.
Музей был создан в 1961 году, первоначально как частная инициатива. Его коллекции переезжали с места на место, пока в 1977 г. не были подарены Государственному музею штата Луизиана и в начале 1980 г. открылись для публичного доступа там, где они находятся и сейчас — в Старом монетном дворе. Здание пострадало в дни урагана «Катрина» в 2005 г., но в 2008 открылось снова, и в последние годы Музей джаза Нью-Орлеана занял уже все этажи здания, а не только второй, как до урагана, разделившего историю «Города-полумесяца» (Crescent City), или Большого Ленивца (Big Easy), как называют его жители, на время «до Катрины» и «после Катрины».
Входим в общедоступную часть помещений Нью-Орлеанского Музея Джаза. Девиз музея — Jazz in the very place it was born («Джаз в том самом месте, где он родился»). Вряд ли, конечно, джаз родился именно в федеральной тюрьме, но что Нью-Орлеан был одним из важнейших центров формирования профессиональной популярной музыки, из среды которой родилось джазовое искусство — это точно.
В настоящее время музей вернулся к работе в обычные дни после нескольких месяцев карантина — правда, посетители обязаны носить маски и соблюдать нормы «социального дистанцирования». Музей в очередной раз «ротировал» свою экспозицию: большую часть года в открытых для публики экспозиционных помещениях сменяют друг друга пять основных выставок. В 2019 и 2020 это «Drumsville: эволюция нью-орлеанского ритма», «Наблюдения за нью-орлеанской музыкой» — выставка работ художников Ноэля Рокмора и Эмили Риз, рисовавших музыкантов 1950-60-х гг. с натуры; выставка к 100-летию со дня рождения классика нью-орлеанского ритм-н-блюза, выступавшего под псевдонимом Длинноволосый Профессор (Professor Longhair). Четвёртая экспозиция называется «Cherchez la Femme» и посвящена женщинам в истории нью-орлеанской культуры. А в дни, когда делегация российского Центра исследования джаза посетила Музей, он показывал выставку «Дичайший!», посвящённую Луи Прима (1910-1978) — самому знаменитому итало-американцу из Нью-Орлеана.
Луи Прима начинал музыкальную карьеру в родном городе, и даже когда переехал в Нью-Йорк в 1934, первый свой нью-йоркский ансамбль упрямо назвал Prima and his New Orleans Gang — «Прима и его нью-орлеанская банда».
Музей джаза представляет не только выставки: у него есть и постоянная экспозиция. Вот этот ободранный корнет — почти точно тот самый инструмент, на котором в воспитательном доме для малолетних преступников учился играть 13-летний Луи Армстронг.
Часть постоянной экспозиции Нью-Орлеанского Музея Джаза посвящена предметам, связанным с ранней историей городской музыкальной сцены. Вот, например, типичный инструментарий джаг-бэнда — уличного ансамбля ударных инструментах. Именно в таких jug bands выковывалась в начале прошлого века ритмика, лёгшая в основу изначального джазового ритма.
Ещё один ударный инструмент в коллекции — уже не «типичные образцы», а исторический артефакт: дар легендарного Папы Джека Лэйна, одного из корифеев ранней нью-орлеанской сцены. Дарственную надпись первому хранителю Музея — Эдмонду «Доку» Сушону — старенький Папа сделал от широкой души прямо на всю ширину своего барабана.
А ещё на третьем этаже Нью-Орлеанского Музея Джаза находится небольшой концертный зал, где джазовые концерты проводятся не просто регулярно, а целых 365 раз в год — но не обязательно каждый день, а иногда по несколько в течение одного дня. В день нашего посещения, 2 июля 2019, например, играл самодеятельный джаз-ансамбль работников Национальной службы парков США. И неплохо играл!
Есть здесь и просто приметы времени, артефакты, тесно связанные с эпохой формирования ранних корней джазового искусства. Таково, например, механическое пианино из коллекции New Orleans Jazz Museum. Если вставить валик с механической записью нот популярной пьески, такие инструменты играли сами по себе, без пианиста. В Америке такие инструменты называются player piano, фортепиано-самоиграйка.
А теперь входим в святая святых Музея Джаза! Здесь начинается рабочая зона. Этих внутренностей New Orleans Jazz Museum не видят обычные посетители — только сотрудники, профессиональные исследователи и специальные гости.
Входим в хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза. Здесь бережно сохраняют множество артефактов, которые имеют отношение к истории джаза. Значительная часть этих коллекций даже не экспонируется, но тщательно сохраняется. Например, на следующем фото не просто склад контрабасов: каждый инструмент — с историей, каждый принадлежал какому-то известному музыканту, вплоть до самодельного трёхструнного контрабаса, которым владел один из самых ранних контрабасистов в джазе — Альсид «Слоу Дрэг» Паваго (Alcide «Slow Drag» Pavageau). То же касается и всех инструментов из богатейшей коллекции Музея.
Богатейшая коллекция исторических инструментов New Orleans Jazz Museum хранит, конечно, далеко не только контрабасы. Вот эта труба, например, принадлежала Диззи Гиллеспи. Он не жил в Новом Орлеане, но сам специально подарил один из своих инструментов Музею, посетив его ещё в 1965 г. Отдельно лежит сменный изогнутый раструб, специально изготовленный для Диззи.
Одна из главных драгоценностей коллекции — позолоченный мундштук для трубы модели Schilke LA2, сделанный специально для Луи Армстронга, самого знаменитого уроженца Нью-Орлеана. В 1970 Армстронг подарил мундштук своему другу Флойду Левину, а тот в 1988 г., в свою очередь, подарил его Музею.
Ещё один бесценный артефакт: этот корнет принадлежал Биксу Байдербеку, первому значительному белому солисту-импровизатору раннего джаза (1903-1931).
Фонд Музея насчитывает более 100 музыкальных инструментов, и у каждого из этих инструментов тоже есть своя история. В 2016 году один из крупнейших в США специалистов по сохранению исторических музыкальных инструментов, Эмануэле Маркони из Национального музея музыки в Вермиллионе (Южная Дакота), произвёл четырёхдневную экспертную ревизию всего этого фонда и поздравил его хранителя Дэвида Кумяна с тем, что инструменты хранятся в идеальных условиях — например, у духовых инструментов не провисает ни одна часть, все части инструментов опираются на мягкую подложку, так что после десятилетий хранения не образуются изгибы металла — и их состояние в целом превосходное.
В коллекции Музея джаза есть и самые разные устройства для записи и воспроизведения звука из разных эпох — и каждое из них тоже обладает собственной историей и появилось в Музее не просто так. Многие принадлежали известным музыкантам и другим деятелям истории музыки.
В коллекции New Orleans Jazz Museum имеются и фонографы, самые ранние коммерческие устройства для записи и воспроизведения звука. Их производили в конце XIX и начале XX века.
Особая зона хранилища коллекций Нью-Орлеанского Музея Джаза отведена под хранение исторических документов и мелких артефактов. Всё это тщательно учтено, каталогизировано и при необходимости может быть найдено по компьютерной базе данных музея в считанные минуты.
Нью-орлеанский Музей джаза — не единственное учреждение в 400-тысячном городе, которое занимается изучением историей джаза и распространением знаний об этом виде музыкального искусства. Это неудивительно: всё-таки весьма значительная часть ранней истории джаза связана именно с Нью-Орлеаном, и значительная часть артефактов, документов, фото- и киноматериалов этой ранней истории осела именно в Нью-Орлеане. Кроме того, «родина джаза» не стала одним лишь мемориалом джазовой истории: уже в «новое» и «новейшее» время музыкальной истории в Городе-Полумесяце продолжала развиваться собственная, в высшей степени оригинальная музыкальная сцена, региональные особенности которой генетически связаны с ранней историей джаза и продолжают подпитывать эту сцену даже более ста лет спустя.
Исторически первым таким учреждением был Нью-орлеанский джазовый архив им. Уильяма Рэнсома Хогана (William Ransom Hogan Jazz Archive @ Tulane University) — подразделение Университета им. Тулейна, одного из старейших учебных заведений Юга США. Он был создан в 1958 г. по инициативе тогдашнего декана исторического факультета университета, чьё имя теперь носит. Первым куратором учреждения Архива был известный историк джаза Уильям Расселл, в январе 1989 г. его сменил музыкант и историк, сын известного джазового бэндлидера 1940-х гг. Брюс Бойд Рэйбёрн, который оставался во главе исследовательской деятельности Нью-орлеанского джазового архива до конца 2017 г. Летом 2019 российская делегация посетила Архив, где с нами встретился заместитель куратора Линн Абботт, который при Рэйбёрне был штатным архивистом учреждения. Нынешний куратор Архива, музыкальный журналист и ведущая винилового шоу на нью-орлеанской радиостанции WWOZ Мелисса Вебер, вступила в должность через месяц после нашего приезда, так что с ней мы, увы, не общались.
Кроме корнета, хайли лайкли принадлежащего Луи Амстронгу, и автографа на платке, для обычной публики в этом музее нет ничего того, что напоминало бы о маэстро: ни предметов, ни афиш, ни описания в тексте.
Зато очень много полудолларовых монет, что очень точно соответствует названию музея.
А это и не музей Луи Армстронга, это музей американского джаза. К соответствующим датам бывают экспозиции, полностью посвящённые Армстронгу — вот как описанная в тексте экспозиция, посвящённая Луи Приме. Но темы Армстронга — только небольшая часть того, чем занимается музей. Напомним, что Армстронг провёл в НО только первые 22 года своей жизни и почти ничего, что с этими годами связано, не сохранилось. Всё, что в фондах нью-орлеанского музея есть по Амстронгу, было подарено им самим уже в 60-е гг.
Если хочется посмотреть «то, что напоминало бы о маэстро», идти надо в Дом-музей Луи Армстронга в Нью-Йорке. Там, собственно, почти всё, что Армстронг отставил в этой жизни — в том доме он прожил почти 30 лет и в нём же умер. Рассказ об этом музее у нас ещё впереди.