«Арфа против губной гармошки» — вот как переводится название альбома «Harp vs. Harp» (ACT, 2019). Авторы лукавят: никакая это не дуэль, а совсем наоборот — счастливый союз двух инструментов, которые по неизвестным причинам оказались на задворках джаза.
Но колумбийский арфист Эдмар Кастаньеда и швейцарский харпер Грегуар Маре далеко не аутсайдеры. Это востребованные мастера, которые постепенно, но неумолимо взбираются на вершину джазового Олимпа.
Их совместная работа насквозь музыкальна и далека от пустого бравирования техникой. Пока один вяжет узоры в аккомпанементе, другой играет с мелодией, как кот с клубком ниток. Они без натуги творят ритмические чудеса, а импровизируют так стройно, что хочется подпевать.
Пластинку открывает солнечный «Blueserinho» — «блюзочек» с налётом самбы. Арфа Кастаньеды то строго басит, то струится мелодическим ручьём, а губная гармоника доказывает, что способна не только вести тему, но и становиться полноценным аккомпанирующим инструментом, играющим богатые, сочные аккорды.
Самбой и блюзом дело, конечно, не ограничивается. Кастаньеда и Маре легонько касаются классического танго («Romance de Barrio»), где гармоника Маре вполне убедительно имитирует бандонеон, и даже бразильского шору («Santa Morena»). Кое-где они зовут в сообщники великого банджоиста Белу Флека и вокалистку Андреа Тьерра.
Кипящий талант музыкантов и неожиданное сочетание инструментов выводят пластинку далеко за грань привычных шаблонов и делают её по-настоящему живой. Изумительные «No Fear» с Белой Флеком и «Manha de Carnaval» Луиса Бонфа из фильма «Чёрный Орфей» (реж. Марсель Камю, 1959) — просто праздник.