На норвежском лейбле Losen Records перед самым началом международной пандемической изоляции состоялся релиз альбома «Blues Mizrahi», который выпустил коллектив Lenny Sendersky & Moon Strings. В Израиле, где саксофонист — лидер этого коллектива — живёт с начала 2010-х, он известен как Ленни Сендерски (Lenny Sendersky). Так его звали и в Дании, где он учился в 2000-е годы. Но для тех, кто хорошо знает историю петербургской джазовой сцены последних десятилетий, не секрет, что Ленни на самом деле — Леонид Сендерский.
Профессиональный саксофонист, ученик легендарного петербургского джазмена-педагога Геннадия Гольштейна, Сендерский в 2003 г. поехал учиться в Данию, потому что выиграл годовую стипендию на обучение у знаменитого американского педагога Марка Бернстайна. Именно в Дании его стали звать Ленни: однокашникам и педагогам так проще было выговорить и запомнить его имя. В 2004 музыкант вернулся в Санкт-Петербург и занялся воплощением собственных музыкальных идей. Спектр его интересов был очень широк. «Джаз.Ру» неоднократно приглашал его в Москву выступать в цикле концертов «Новый звук», который мы проводили на рубеже 2000-х и 2010-х, а ещё в 2005 поддержал его номинацию на участие в стажировке в США по линии программы «Открытый мир», давшей возможность полутора сотням молодых российских джазменов пройти интенсивные двухнедельные обучающие программы в лучших джазовых школах родины джаза. В США Сендерский выступал в составе группы стажёров, в которой были музыканты из нынешних лидеров российской джазовой сцены своего поколения: пианист Евгений Лебедев, барабанщик Александр Зингер, вибрафонист Анатолий Текучёв и др.
А в Петербурге у Леонида было множество разноплановых проектов, которые объединял он сам — со своей нешаблонной, «не как у всех» авторской музыкой и полистилистическим подходом к современной импровизации.
В 2011-м Сендерский переехал в Израиль, где занял заметное место на бурлящей джазовой сцене Святой земли. Там он регулярно выступал как с ведущими израильскими импровизаторами в диапазоне от Амоса Хоффмана и Анат Форт до Вячеслава Ганелина, так и с европейскими и американскими гастролёрами, записал альбом с Ганелиным и два — с американским гитаристом Тони Романо. Он также активно пишет музыку для театра и кино.
Ленни Сендерский много раз с тех пор приезжал в Россию с гастролями, а проект со струнным квартетом «Moon Strings» представил в 2018 на форуме-фестивале Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге. Результатом стало выступление проекта на Red Sea Jazz Festival (Эйлат, Израиль) — на форуме в родном для музыканта Петербурге его музыку со струнными услышал директор «Джаза на Красном море», который приехал на JAB среди десятков других ведущих представителей мировой джазовой инфраструктуры и неожиданно наткнулся на заинтересовавший его проект саксофониста, который, оказывается, тоже живёт в Израиле. И там же, на Jazz Across Borders, Ленни начал общение с норвежской фирмой звукозаписи Losen Records: в Петербург приезжал тогда её руководитель Одд Йельснес (Odd Gjelsnes), который в последние несколько лет выпустил на своём лейбле целый ряд записей российских (LRK Trio, Алина Ростоцкая, Трио Дмитрия Илугдина, Маша Арт) и украинских (Pokaz Trio) джазовых коллективов.
Нужно отметить, что проект получился российским как минимум в той же степени, как и израильским — если не в большей: запись сделана в Москве, записывал маститый Андрей Левин на одной из лучших столичных звукозаписывающих студий — Тон-студии киноконцерна «Мосфильм» — 23-24 апреля 2019 года. Основа звучания — игра самого Сендерского на альт- или сопрано-саксофоне, встроенная в плотную, но лёгкую ткань звучания «Лунных струн»: это музыканты Национального филармонического оркестра России — скрипач Артур Адамян, альтист Шамил Саидов, заслуженный артист РФ виолончелист Николай Солонович — и скрипач Камерного оркестра «Градский Холл» Андрей Рухадзе. Этот струнно-духовой конгломерат, как на неколебимой скале, упруго движется на надёжном и в то же время моторном основании джазового контрабаса, на котором играет петербургский музыкант Дмитрий Семенищев.
В нескольких
треках в записи участвовали также
специальные солисты: так, в заглавном
«Блюзе Мизрахи» и в изящной «Sophie»
звучит контрабас израильского музыканта
Эхуда Эттуна,
вместе с которым Сендерский начинал
работу над этим проектом пару лет назад,
но если в заглавном треке тембровую
картину дополняет инструментальный
вокал (пение без слов) в исполнении
израильской певицы Оши Дабан, то в «Софи»
солирует на валторне Аркадий
Шилклопер, который
участвовал также в записи ещё двух
треков: «Блюза во дворце» и «Asia
Dream», в которой Сендерский
играет не на саксофонах, а на флейте.
ВИДЕО:
Lenny Sendersky & Moon Strings feat. Arkady Shilkloper «Asia
Dream»
httpv://www.youtube.com/watch?v=6oAJf5mAYtQ
Участие Аркадия Шилклопера в записи этого альбома глубоко символично, так как уже более двух десятилетий этот импровизирующий валторнист успешно работает по всему миру в жанре classical / jazz crossover, то есть соединения звучаний современной академической музыки и джаза — как оркестрового, так и камерного. Нельзя не заметить, что звук валторны бывшего артиста оркестров Большого Театра СССР и Академического симфонического оркестра Московской филармонии стал важным признаком именно «кроссовера» в общем саунде альбома: ведь Шилклопер — не только и даже не столько опытный академический исполнитель, сколько солист-импровизатор, искушённый и в современной акалемической, и в джазовой стилистике. В конце концов, он не только гастролировал и записывался с несколькими яркими ансамблями на грани европейского джаза, фолка и академического звука — прежде всего Moscow Art Trio и Pago Libre, — но и на рубеже веков четыре года участвовал в одном из важнейших европейских джазовых оркестров, австрийском Vienna Art Orchestra.
СЛУШАЕМ: Lenny Sendersky & Moon Strings feat. Arkady Shilkloper «Blues in Palace»
httpv://www.youtube.com/watch?v=2SlvRvOuiQg
Но, конечно, центральное действующее лицо альбома — сам Сендерский, автор музыки 8 из 11 треков и создатель аранжировок для остальных трёх, в основу которых легли темы Пола Дезмонда (весьма необычная версия «Take Five»), Дюка Эллингтона («In A Sentimental Mood») и Джорджа Гершвина (залихватская «I Got Rhythm», завершающая альбом). Как и в других своих проектах, стилистический диапазон которых в прошлые годы мог простираться от тщательно продуманного, но осознанно дикого фри-джаза до моторного, но общедоступного фьюжн, Сендерский в этом альбоме никого впрямую не имитирует, упрямо идёт своим собственным путём и звучит не как кто-то из узнаваемых мастеров прошлого, за кем сейчас модно или актуально следовать — а только как он один, Леонид (окей, Ленни) Сендерский. При этом, конечно, в каждом конкретном такте можно выделить те или иные влияния, при желании возвести тот или иной использованный приём игры или способ звукоизвлечения к тому или иному мастеру прошлых десятилетий — но эти стилистические, технические и тембровые элементы у Ленни идут таким пёстрым калейдоскопом, так быстро перетекают друг в друга и так прочно встроены в его собственную манеру игры, динамически сдержанную, мелодически и образно осмысленную, и при том тембрально комфортную для самой широкой аудитории — что в целом дают ощущение богатой, многоплановой индивидуальности. Эта индивидуальность не подавляет, не ошеломляет слушателя, а предлагает ему увлекательный, умный и уютный мир звуковых образов, который не собран из кусочков, как пазл-головоломка, но продуман и изложен музыкальными средствами очень знающим артистом, широкий творческий кругозор которого вполне сопоставим с обширностью его исполнительского арсенала.
АЛЬБОМ В APPLE MUSIC | АЛЬБОМ НА САЙТЕ АРТИСТА | АЛЬБОМ В SPOTIFY (не работает в РФ)
слушаем альбом через сервис Яндекс Музыка: