Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»
Выпуск 8. Баку, начало 1980-х
Азербайджанский пианист Вагиф Мустафазаде умер 16 декабря 1979 года, а в следующие годы в Тбилиси (где он много работал) и в Баку проводились вечера памяти этого замечательного музыканта. Но самым значительным событием стал Всесоюзный фестиваль джазовой музыки «Баку-83», который официально был посвящен Вагифу. Запомнилось выступление 16-летней дочери Вагифа — Азизы Мустафазаде, которая исполнила собственный «Вокализ» с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева, а гостями фестиваля были квартет «Квадро» клавишника Вячеслава Горского, московский трубач Арзу Гусейнов, пианисты — москвичи Михаил Окунь и Игорь Назарук, эстонец Тыну Найссоо, тбилисский контрабасист Тамаз Курашвили. Конечно, выступали и азербайджанские музыканты — пианист Рафик Бабаев, джаз-квинтет «Клуб» саксофониста Арифа Джангирова, группа «Синург» и другие. В первый день на заднике висел большой портрет Вагифа Мустафазаде, а на второй день пришли люди из обкома и потребовали портрет убрать. Запомнились слова: «Это же не государственный деятель!»
Мне кажется, что значок был создан именно для этого фестиваля.
Эти значки мне вручили в Баку в 1987 году. Я оказался одним из ведущих фестиваля, наряду с Юлием Гусманом и Алексеем Баташёвым. У меня не сохранился буклет, и вряд ли я вспомню всех, кто выступал на фестивале. Да, я представлял московский ансамбль «Каданс». Запомнил потому, что руководитель ансамбля Герман Лукьянов всегда наставлял меня, когда и какие слова произносить. Пели Татевик Оганесян и Лариса Долина. Играл дуэт двух пианистов — Вагифа Садыхова и Игоря Назарука. Конечно, выступала Азиза Мустафазаде. Моими соседом в самолете был Давид Голощёкин. Концерты проходили в Центральном парке на открытом воздухе. Сцена располагалась в нижней части парка, скамейки для зрителей были установлены на наклонной плоскости. Как в театре — у сцены партер, затем бельэтаж и ярусы. А на самом верху холма стояла новенькая современная многоэтажка, в которой, как выяснилось на первом концерте, поселилась вся бакинская партийная элита, и организаторы строго следили за тем, чтобы концерты заканчивались ровно в 10 вечера. Как всегда, график был неточным, и последнему выступающему ансамблю строго наказывалось играть не более 15 минут. А иначе фестиваль закроют!
ВИДЕО: фрагмент документального фильма о Бакинском джаз-фестивале 1987 г., производство студии Азербайджанфильм
httpv://www.youtube.com/watch?v=T46jPx2w6YI
Дополнение от свидетеля:
Место проведения фестиваля называлось «Зелёный театр». Я жил в доме напротив театра и по вечерам летом мог слушать и смотреть с балкона все выступления. Тогда часто приезжали польские, чешские, югославские коллективы. А потом между нашим домом и театром построили дом для «партийных бонз», и этот дом закрыл нам почти весь великолепный вид на Бакинскую бухту и сильно понизил громкость звука, доносившегося из театра. Но слушать всё равно было можно. И ещё: один из упомянутых ансамблей назывался «СиМург», и я лично знал руководителя ансамбля. Они играли мощный джаз-рок в духе Chicago или Blood, Sweat & Tears с восточным акцентом…
Армен Манукян
Напомню, что в 1986 году Всесоюзный фестиваль проводился в Тбилиси. Проводился помпезно, с благоволения министерства культуры СССР. В столицу Грузии тогда приехали музыканты почти из всех городов страны. Я опять оказался одним из трёх ведущих. Двое других — это Баташёв и тбилисец Евгений Мачавариани. И когда в следующем году я оказался в Баку, то понял, что азербайджанцы хотели бы переплюнуть тбилисский джазовый марафон. Об этом не говорилось вслух, но сервис (отель, питание, свежие фрукты на серебряных подносах) в Баку был классом повыше. Меня отвёз в аэропорт один из организаторов фестиваля, крепко пожал мне руку и спросил: «А вам не кажется, что у нас было лучше, чем в Тбилиси?»
Напоминаю: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.