Много недель подряд джазовые круги в социальных сетях волнами обходит «флэшмоб», в рамках которого музыканты рассказывают о десяти альбомах, сформировавших музыкальные вкусы каждого из них. В изначальных правилах возникшего в марте 2020 «флэшмоба» было прописано, что выкладывать на своих страницах в соцсетях нужно только обложки этих альбомов, без комментариев. Но многие, конечно, не удержались и принялись делиться воспоминаниями и впечатлениями от своих «самых главных альбомов». Пианист Алексей Подымкин сделал это настолько впечатляюще, что редакция «Джаз.Ру» не могла не предложить ему опубликовать очерки о любимых альбомах на наших страницах. Спасибо Алексею, что согласился!
Продолжение. См. Выпуск №1.
«Oscar Peterson — Clark Terry»
Amiga, 1976, 8-55-488
…Итак, Каунт Бэйси и его оркестр практически решили мою судьбу. И моему погружению в джаз очень поспособствовала Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», которая в течении 3-4 лет (с 1981 по 1985 год) выпустила не меньше двадцати очень классных джазовых альбомов — лицензионных перепечаток с фирменных дисков, среди которых были просто шедевральные записи: трио Билла Эванса, квартет Уэса Монтгомери, трио Оскара Питерсона, «Искусство Фредди Хаббарда», «Третье Крыло» и много других.
Кроме этого, я впервые услышал записи отечественных музыкантов, которые меня поразили. Несколько историй о них я расскажу в следующих выпусках.
Я жадно впитывал всю эту музыку. Какие-то пластинки удавалось купить в единственном в Барнауле специализированном магазине (у меня там был «блат», и если «завозили» джаз, замечательная девушка по имени Наталья откладывала для меня один экземпляр), что-то брал послушать у друзей. Не до всего из услышанного удавалось дотянуться интеллектуально и эмоционально, были записи вне моего понимания, до которых надо было расти и расти.
Но упорства мне было не занимать, я пытался подобрать на инструменте какие-то фрагменты, фразы, ритмические фигуры — и в скором времени представилась возможность кое-что из этого опробовать на практике: я попал в базировавшийся в барнаульском Дворце пионеров детско-юношеский оркестр, которым руководил Станислав Иванович Виноградов (которого все звали просто «Стас»).
Это был такой «очаг джаза». Я понемногу начал «въезжать» в джазовую тему, потому что в гости к Стасу постоянно приходили местные джазмены: Валерий Экслер, Виктор Манаков, Геннадий Сушков, Альберт Рачкин — а в соседнем помещении была студия звукозаписи, которой руководил Александр Рогозин. То есть процесс пошёл, и я увидел, что с практикой всё происходит намного быстрее.
Тут я опущу множество важных, но несущественных подробностей. Короче, в какой-то момент я созрел и решил, что надо собрать малый состав.
Так появился наш квинтет — флейта, скрипка и ритм-секция. И одной из первых пьес в нашем репертуаре стал «Squeaky’s Blues» с сегодняшнего альбома. Хоть состав просуществовал и недолго, он, как первая любовь, для меня незабываем! Спасибо, Илья Гиммельфарб, Антон Усатюк и Дима Рогозин, что разделили со мной радость первого свободного полёта! Удивительно, что судьба нас сначала разбросала по разным уголкам страны, но в итоге мы все сейчас живём в пределах Москвы.
httpv://www.youtube.com/watch?v=ifFuvVcrJFE
ОТ РЕДАКЦИИ. Альбом, изданный восточногерманским лейблом Amiga в 1976 г., назывался просто «Oscar Peterson — Clark Terry». Лейбл принадлежал государственной пластиночной монополии Германской Демократической Республики (1949-1990), бывшей советской зоны оккупации Германии — социалистического государства, располагавшегося на территориях нынешних пяти восточных федеральных земель Германии. У Объединённого народного предприятия «Германские пластинки» (VEB Deutsche Schalplatten) было несколько лейблов, каждый из которых выпускал музыку определённых направлений, но все эти лейблы входили в единую государственную структуру. Лейбл Amiga отвечал за фолк, рок, поп, детскую музыку, шлягеры (немецкий национальный вариант поп-музыки) и за джаз.
Поскольку эта пластинка была произведена в социалистической стране, входившей в так называемый Совет экономической взаимопомощи (СЭВ — экономическое объединение стран так называемого «Восточного блока» или «советского блока»), она свободно продавалась в СССР.
Но на самом деле этот альбом был записан и выпущен на 12 лет раньше, в 1964 году. Впервые его выпустил американский лейбл Mercury под названием «Oscar Peterson Trio + One Clark Terry»; в записи участвовало трио пианиста Оскара Питерсона (контрабасист Рэй Браун и барабанщик Эд Тигпен) и трубач Кларк Терри. Продюсером записи, как в большинстве американских записей Питерсона тех лет, выступил прославленный импресарио Норман Гранц. Запись была сделана уже после того, как Гранц продал свой лейбл Verve концерну MGM (1960), но до того, как он не утерпел и вернулся к выпуску пластинок на своём следующем (и последнем) лейбле Pablo (с 1973), поэтому вышла не на собственном лейбле продюсера, а на фирме «Меркьюри», с которой Гранц работал как независимый продюсер ещё с 1948 года.
СЛУШАЕМ альбом «Oscar Peterson Trio + One Clark Terry»
Полностью этот альбом пока могут слушать только подписчики сервиса Яндекс Музыка: так решил правообладатель. Поэтому один трек в нём недоступен, даже если вы слушаете его на территориях, где Яндекс Музыка работает в бесплатной версии без подписки (Азербайджан, Армения,Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Монголия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан)
Здорово! И комментарии интересны, и послушать может каждый. Спасибо!