В июле 1980 года бельгиец Жан-Батист Фредерик Изидор «Тутс» Тилеманс, американец Джо Пасс и датчанин Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен выходят на сцену North Sea Jazz Festival и начинают с места в карьер.
Всё идет по плану: в «Blues in the Closet» (если что, это «Блюз в шкафу», а не то, что некоторые тут подумали) Тутс плетёт брабантские кружева на губной гармонике, гений контрапункта Пасс жонглирует аккордами и уверенно солирует на гитаре, а контрабас Педерсена обеспечивает упругий фундамент. Но вдруг Тилеманс берёт неряшливо настроенную гитару и пускается в необязательное соло, после которого струнные чудеса Эрстед-Педерсена кажутся глотком свежего воздуха.
Когда с помощью эллингтоновской «The Mooche» Тутс возвращает веру в свои гитарные возможности, начинается самое интересное.
Скоростную бибоповую тему «Thriving from a Riff» Чарли Паркера ведут две гитары, контрабас и… свист. Это тоже Тутс, который подхватывает первую импровизацию и высвистывает её в унисон с гитарой. К середине номера, когда он снова берёт гармонику, трио окончательно разыгрывается и приходит в себя.
Потом настроение резко меняется: меланхоличная, но при этом довольно подвижная «Autumn Leaves» — одна из лучших версий, которые я знаю. Здесь тембр гармоники пронзительно печален, а Пасс играет одно из своих самых мелодичных соло. Комок в горле.
Заканчивается концерт нежной диснеевской «Someday My Prince Will Come», в которой каждый напоследок показывает свои умения.
Революционер губной гармоники барон Тутс Тилеманс, один из величайших джазовых гитаристов Джо Пасс и феноменальный NHØP много играли друг с другом, но «Live in the Netherlands» (Pablo, 1982) — их единственная запись в виде трио.
И даже хорошо, что она несовершенна. Сквозь промахи проступает жизнь.
Бонус: фотография гармошки Тутса, подаренной брюссельскому Музею музыкальных инструментов. Снимал я сам, вот этими вот руками.