Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»
Выпуск 6. Днепропетровск-82 и -83; Ереван-86
В октябре 1982 года состоялся очередной джазовый фестиваль в Днепропетровске, который предложил значки трёх цветов. На сцене Дворца культуры металлургов опять блистал ансамбль Олега Косько «Кредо» (и снова стал лауреатом), а вторым номером признали группу Льва Шпигеля «Астероид» (Харьков). Меня же больше всех порадовал Андрей Кондаков. На сей раз он представил квинтет Петрозаводского музыкального училища: пианист переехал в Петрозаводск, чтобы учиться на эстрадно-джазовом отделе, считавшимся тогда одним из успешных в этом профиле. Снова порадовал вокальный ансамбль «Гамма», а открытием стал камерный дуэт Леонид Винцкевич — Владимир Коновальцев (фортепиано и тенор-саксофон). Мэйнстрим был на сей раз представлен вокалисткой из Еревана — Татевик Оганесян, выступавшей с ансамблем московского пианиста Игоря Бриля, и бойкий ленинградский диксиленд «Невская восьмерка». Кроме того, в рамках фестиваля состоялись лекции киевлянина Владимира Симоненко, воронежца Юрия Верменича и вашего покорного слуги. Но о чём я там говорил, не помню. А Георгий Бахчиев, как всегда, показывал новые документальные фильмы о джазе.
Днепропетровский фестиваль 1983 года проходил 16, 17 и 18 декабря во Дворце культуры им. Карла Либкнехта. Украину представляли днепропетровский диксиленд Владимира Букарева, «Кредо» Олега Косько, гитаристы Александр Любченко и Владислав Золотник, львовский ансамбль «Лад» Анатолия Шацкова, диксиленд, вокальный ансамбль «Джаз-хорал» и детский биг-бэнд Александра Гебеля из Кривого Рога, вокальный ансамбль «Гамма» Михаила Цыгуткина, фольклорная группа «Ранок» из Днепропетровска, а гостями фестиваля были саксофонист Владимир Чекасин с группой вильнюсских музыкантов, эстонский дуэт гитариста Тийта Паулуса и басиста Тааво Реммеля, московский секстет саксофониста Владимира Коновальцева и группа «Вариант» из Орла.
На мой взгляд, сенсацией стал детский оркестр из Кривого Рога, поразивший всех мощным свингом, потрясающей ансамблевой культурой и хорошими аранжировками.
(От редакции: один из «выпускников» детского-биг-бэнда под руководством музыкального педагога Александра Гебеля, давно уехавшего в Германию — альт-саксофонист Андрей Мачнев — впоследствии возглавил аналогичный (и тоже сенсационный по своим качествам!) детский биг-бэнд при Школе им. Кима Назаретова в Ростове-на-Дону.)
Фестиваль «Джазовая панорама. Ереван-86» занял шесть дней — с 28 октября по 2 ноября. Регулярных фестивалей в столице Армении не было, поэтому «Джазовой панораме» был придан статус исключительно важного мероприятия. Учредители — Министерство культуры Армянской ССР, Союз композиторов Армении, Республиканский центр эстетического воспитания и Министерство просвещения Армянской ССР. Мощно, не правда ли? В центре внимания были два государственных коллектива — эстрадный оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна и Джаз-ансамбль солистов Гостелерадио Армении. Однако самым джазовым бэндом оказался ростовский оркестр Кима Назаретова. Блистал ансамбль «Каданс» Германа Лукьянова, уфимский «Дустар» Марата Юлдыбаева, ярко выступили и традиционные команды — блестящий Dutch Swing Colledge Band из Нидерландов и обаятельный рижский квартет «Ретро». Экзотикой стала туркменская группа «Гюнеш», а классический бибоп представили армянский ансамбли Давида Азаряна, Левона Малхасяна, Ваагна Айрапетяна и другие. Меня пригласили вести концерты вместе с замечательным композитором и знатоком джаза Мартыном Вартазаряном.
Понятно, что восточное гостеприимство забыть нельзя. Ни дня без шашлыка, без коньяка и хачапури. Местные музыканты вывозили гостей на неказистую окраину города, где среди сельских разномастных построек находили какую-то развалюху, которая славилась «самой-самой лучшей армянской кухней». И это забыть нельзя.
Напоминаю: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.