Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»
Выпуск 5. Днепропетровск, начало 80-х; «Осенние ритмы»-80 и -81; Калининград-82
Днепропетровск, 1981. Фестиваль назывался «Джаз-81» (с 1987 г. фестиваль стал называться «Джаз на Днепре»), и проводился он в начале октября. Точные даты не помню. Я входил в состав жюри, председательствовал Алексей Баташёв.
Лауреатами стали ансамбль «Медео» из Алма-Аты и квартет «Кредо» днепропетровского пианиста Олега Косько. Я не оспаривал такое решение жюри, но для себя я открыл двух музыкантов — очень талантливого студента местного музыкального училища Андрея Кондакова и изумительного руководителя вокального ансамбля «Гамма» Михаила Цыгуткина.
В 1980 году с согласия министерства культуры РСФСР у осеннего джазового фестиваля в Ленинграде появилось название «Осенние ритмы». Художник Сергей Богданов изготовил значок, дизайн которого продержится несколько лет. Установилась форма фестиваля — пять дней и семь концертов: по субботам и воскресеньям, кроме вечерних, были и дневные концерты. «Открытием» стало одесское трио Юрия Кузнецова. Пианист в те годы ещё играл весьма традиционно, но в его программе возникали непредсказуемые драматургические ходы и проявлялся неуёмный раскованный артистизм, которого так не хватало нашим ленинградским рыцарям мэйнстрима. С любопытством было воспринято и первое выступление на ленинградском фестивале группы «Архангельск». Всё это происходило во Дворце культуры им. Капранова, и с аншлагом (в зале в то время было 1400 мест; организатором фестиваля выступал Ленконцерт, а художественным руководителем — автор этих строк, Владимир Борисович Фейертаг. — Ред.).
Снова Ленинград, 1981 год. Тот же Дворец культуры им. Капранова: я до сих пор не знаю, кто это такой! (Революционер, в 1910-е гг. — руководитель петроградского профсоюза кожевников. — Ред.) Семь концертов с 11 по 15 ноября. Сроки выбраны не случайно. Пусть пройдут государственные праздники — 7 ноября день Октябрьской революции, а 10 ноября — День милиции. После этого власти как бы расслаблены и не успевают обратить внимание на ту музыку, которую играют музыканты… Кстати, обнаруживаю недовольных. Любители нового джаза считают, что надо ежегодно приглашать Трио Ганелина, группу «Архангельск» и сокращать выступления диксилендов, Давида Голощёкина и прочих представителей мэйнстрима. Но когда на сцене появляется Ганелин с Чекасиным и Тарасовым, я наталкиваюсь в фойе на группу «квадратовцев». Барабанщик Валерий Мысовский, улыбаясь, говорит мне: «Володя, но ты-то понимаешь, что это не джаз?» Развивая тему недовольства, глава джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес в те же годы создаёт весенний альтернативный фестиваль «Джаз на Неве», в котором участвуют преимущественно диксиленды, а Александр Кан, напротив, развивает мысль о создании авангардного фестиваля «Открытая музыка». И я иногда выступаю на всех фестивалях как ведущий. Ну чем не анекдот?
Это значок из Калининграда. Дворец моряков, расположенный в центре города, в бывшей прусской бирже, несколько раз становился площадкой для местных джазовых фестивалей. Лучшего зала музыканты найти не могли. Напомню, что зал Калининградской филармонии находится в лютеранской церкви. Там маленькая сцена перед большим органом, и помещение не терпит присутствия современной аппаратуры. Несколько раз там играли джазмены, и я был свидетелем полного дискомфорта, как бы долго и тщательно не проводились саундтреки. А вообще-то в Калининграде в 80-е годы было несколько джазовых центров. Сначала музыканты объединились в стильный биг-бэнд «Ритм», который возглавлял элегантный саксофонист Сергей Гурбелошвили. Затем лидерство перешло к талантливому трубачу Виктору Авдееву. Отдельно существовали диксилендо-мэйнстримовские проекты активного тромбониста Максима Пиганова. Последним лидером джазового движения стал гитарист и аранжировщик Борис Юрьев. Насколько я помню, джаз-клубы возникали, распускались и снова возникали.
Значок уводит нас в 1982 год. Что именно происходило в то время в Калининграде, я точно не знаю. В 90-е годы вся музыкальная жизнь подчинилась сильному, сообразительному местному музыкальному обществу, я помог организовать три-четыре фестиваля, привозил в Калининград группу «Дайджест», Давида Голощёкина, кого-то из Москвы и даже из Германии и Нидерландов. Но джаз-клуба уже не было.
Напоминаю: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.