Говорят, что туба нелепа. Что тубисты — несчастные люди, которые посвятили жизнь не музыке, а какому-то утробному ворчанию. Что инструмент тяжёл на подъём и приковывает хозяина к дому.
Норвежец Даниэль Херскедаль разбивает эти стереотипы вдребезги. Его альбом «Voyage» (Edition, 2019) — не только каталог возможностей тубы, но и яркий путевой дневник. Вернее, судовой журнал.
«Batten Down the Hatches» («Задраить люки»), командует Херскедаль и отправляется в путешествие. Любой, кто хоть раз ходил под парусом, услышит в аранжировке знакомые образы. Басовая партия тубы — движение лодки, унисон альта и бас-трубы Херскедаля — встречный ветер, фортепиано — вода под килем, а перкуссия — волны, заливающие палубу.
Вместе с Херскедалем на борт поднялись пианист Эйольф Дале, перкуссионист Хельге Андреас Норбаккен и Бергмунд Вол Скаслиен (скрипичный альт). Команда крепко сшита. Каждый занят своей партией, а все вместе — общим делом. И никто не пытается пролезть в капитаны.
Даниэль Херскедаль — талантливый композитор. Его музыка сложна, но понятна и цельна. А главное, она фантастически красива.
В нежных пьесах «Cut and Run» и «Horizon» слышна романтика открытий. «The Mediterranean Passage In The Age Of Refugees» полна смутной тревоги перед лицом стихии. Ближневосточный струнный инструмент с двусмысленным для русского уха названием уд, на котором играет сириец Маэр Махмуд, — хрупкий плот беженцев в Средиземном море. Туба сгущает тучи. Далекий гром перкуссии — предвестник шторма.
На верфи в Чатеме («Chatham Dockyard»), которая несколько веков была центром британского военного судостроения, мы слышим прошлое кораблей, стоящих на приколе. Барабан отбивает марш, а бас-труба и струнный альт вяжут морские узлы, готовясь к сражению, в которое ближе к концу вступают фортепиано и ударные. В этой музыке угадывается влияние «Старого замка» Мусоргского.
Херскедаль изумительно точно передает и красоту полёта чаек («The Gulls Are Tossed Paper in the Wind»), и нерв спасательной операции («Rescue-at-sea Operations»), и вращение прожектора старого маяка, обреченного на одиночество («The Lighthouse»).
На этой пластинке джазовая гармония, фразировка, импровизация крепко сплелись с характерной скандинавской холодностью, восточными и академическими влияниями.
В свои 38 лет Даниэль Херскедаль — зрелый мастер, который считается одним из лучших джазовых тубистов. Интересно, что об этом думают его соседи во время карантина.