Премьера новой рубрики: Владимир Борисович Фейертаг предлагает изучить джазовые значки!

6
джазовые значки

Дорогие любители джаза!

Я никогда не был фалеристом, но на многих фестивалях или конкурсах джазовые значки становились почти обязательным аксессуаром, наряду с буклетами, бэйджами, авторучками и футболками. В результате у меня появилась коробка, в которой набралось более полутора сотен значков. Я убежден, что не являюсь крупнейшим в стране владельцем этого пёстрого богатства (да и число не такое уж значительное). Но я попросил Кирилла Мошкова, главного редактора нашего незаменимого портала «Джаз.Ру» создать рубрику, посвященную джазовым значкам. И предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.

Разглядывая свою небольшую коллекцию, я нашёл, помимо тех, о которых многое помню, немало анонимных значков со словом «Джаз». Может быть, коллективно мы сможем установить: что, где, когда?..

Присоединяйтесь к новому проекту портала!

В.Б.Фейертаг

Владимир Борисович Фейертаг (фото © Кирилл Мошков, 2015)
Владимир Борисович Фейертаг (фото © Кирилл Мошков, 2015)

Выпуск 1. Два значка из 1970-х

Американский значок. Я слушал New York Jazz Repertory Company в сентябре 1975 в Ярославле. Сидел рядом с Герой Бахчиевым, у которого был то ли буклет, то ли просто список музыкантов. У себя я такого документа не нашёл. Помню, что оркестром руководил пианист Дик Хайман (Dick Hyman). Шикарный бэнд. Играли аранжировки тех мелодий, которыми славился репертуар Армстронга. Буду благодарен всем, кто расширит сведения об этом бэнде. Значок, по-моему, не продавался, но Бахчиев мне его подарил, а он был вхож в посольство США и всегда стремился познакомиться с музыкантами.

Владимир Сизов, ярославский тромбонист и создатель студии традиционного джаза, специально поехал в Москву, купил билет на ту электричку, в которой ехали из Москвы в Ярославль американские музыканты, и четыре часа общался с американскими джазменами. Я знаю, что его потом вызывали в местное КГБ. Говорят, что после концерта был джем, но мне нужно было ехать на ночном поезде в Ленинград.

 фото с концерта New York Jazz Repertory Company в Ярославле: Арт Райерсон (гитара), Кэрри Смит (вокал), Джо Ньюман (труба) и руководитель ансамбля Дик Хайман
P.S. фото с концерта New York Jazz Repertory Company в Ярославле: Арт Райерсон (гитара), Кэрри Смит (вокал), Джо Ньюман (труба) и руководитель ансамбля Дик Хайман. Фото прислал Игорь Гаврилов (Центр исследования джаза, Ярославль)

От редактора: «Репертуарная компания нью-йоркского джаза» была создана в 1974 г. продюсером Джорджем Уэйном первоначально для выступлений на его Ньюпортском джаз-фестивале и в ряде других его фестивальных проектов. Руководители и составы часто менялись, мало того: у оркестра первоначально было несколько музыкальных руководителей для разных программ — Джордж Расселл, Гил Эванс и Пол Джеффри. Пианист Дик Хайман возглавлял оркестр в 1975-77, под его руководством были подготовлены программы-посвящения Луи Армстронгу, Дюку Эллингтону и Джелли Ролл Мортону. В СССР в 1975 оркестр исполнял программу музыки Армстронга, запечатлённую на альбоме «Satchmo Remembered — The Music of Louis Armstrong at Carnegie Hall» (Atlantic Records, 1975). Впоследствии среди руководителей были Сай Оливер, Бадд Джонсон и Лу Стайн, под руководством которого в 1980 оркестр выступил в вашингтонском Белом доме.
Концерты в Ярославле проходили во дворце спорта «Торпедо» на ул. Чкалова, джем — в клубе Яргорремстройтреста на ул. Кооперативная (в здании, где затем разместился ярославский филиал Всесоюзного заочного финансового института).

B.B. King

Значок Би Би Кинга был создан американцами для гастролей в СССР. В ноябре 1979 года легендарный блюзовый вокалист и певец посетил Баку, Тбилиси, Ригу, Москву и Ленинград. Может, и ещё какие-то так называемые «открытые города» — например, Киев или Минск. Всего состоялось 22 концерта. Я в это время где-то гастролировал то ли с Леонидом Чижиком, то ли с «Аллегро», позвонил домой и жена сказала мне, что меня искал Григорий Израилевич Шуб, зам. директора Ленконцерта. Просил позвонить. «Когда возвращаетесь? — спросил меня Шуб, — я бы хотел, чтобы вы представляли Би Би Кинга». Назвал числа, но я успевал только на последний концерт. Дату не помню. Речь уже не шла о появлении на сцене, хотелось просто попасть на концерт. Не помню, откуда ехал, но утром в Москве пытался сесть в скоростной (по тем временам) дневной поезд «Юность». Билетов не было. Уговорил проводника пустить меня в вагон, отдал ему стоимость билета и пять часов стоял в вагоне, держась за ближайшие кресла. Даже в купе проводника сидели такие же зайцы. Отстоял. Попал на концерт в ДК им. Горького.

Конечно, замечательный был концерт. Однако помню возникшее странное ощущение, какую-то усталость от блюзовой двенадцатитактовой формулы. Мне было бы достаточно одного отделения. Но меня покорили музыканты — шесть духовиков, которые смачно играли банальные риффы, пританцовывая и улыбаясь. Рядом со мной сидел популярный в то время вокалист Эдуард Хиль. «Совсем другой мир», сказал он мне. Значок мне вручил зам. директора Г.И. Шуб.

ВИДЕО: первые 53 минуты концерта Би Би Кинга в Ленинграде, 1979

httpv://www.youtube.com/watch?v=JFKZ3pmVcCA

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяЛайл Мэйз (1953-2020): пианист… и не только пианист. Памяти джазового артиста
Следующая статьяДжазовые значки, выпуск №2: продолжаем изучать коллекцию Владимира Борисовича Фейертага
Владимир Фейертаг
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 28 марта 2024 г. Владимир Борисович Фейертаг ушёл из жизни в Санкт-Петербурге на девяносто третьем году жизни.

6 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. К двум значкам, опубликованным Владимиром Борисовичем. Чисто для информации. Нью-Йоркский оркестр в июне 1975 года добрался до Новосибирска. Я вместе с томскими друзьями полетел в Новосибирск. Тогда было проще: (рублей на АН-24 и ты через час в городском аэропорту Новосибирска в черте города. Сейчас этого уже нет. Концерты были в зале крытого стадиона СИБИРЬ. Народ сидел на стульях с фанерными сидениями. Небольшие буклеты раздавали прямо на кассе. А значки вручали зрителям в перерыве между отделениями. Я получил автографы у нескольких музыкантов. На концерте Кинга я не был, сохранилась только программа. Программы у меня отсканированы, если кому-нибудь нужно.

  2. Как дополнение к значку номер один.
    У нас в Ярославле была пара концертов и пара джемов. Мне кажется, что на один из них попал Владимир Борисович. Значки в громадном количестве нам передали сами музыканты наряду с прочей своей атрибутикой. Концерты проходили на только что закрытом крышей хоккейном корте «Торпедо» (так раньше назывался наш теперешний клуб «Локомотив»). Билеты для всех наших гостей-любителей джаза из других городов (по статистике — из 17 городов) мы сами заказывали в нашей филармонии. Джемы проходили в клубе Яргорремстройтреста на улице Кооперативной.
    На B.B.King пришлось ехать в Москву. Так получилось, что он нас, ярославцев (а нас было двое) «приютил» и мы посетили все три концерта: 2 в киноконцертном зале гостиницы «Россия» и последний — в театре эстрады. Кроме значков, там раздавали авторучки, открытки, буклеты и винил. Да, на значке и авторучке стол год 1979, а концерты были в 1980.
    Так, кратенько.
    Может и я от имени нашего ЦИД после аксакалов и моих друзей Владимира Борисовича Фейертага и Михаила Кулля что-то выложу. Заодно пойму, что можно будет попросить у них для нашей «госколлекции»!)))
    Да, последнее слово я взял у нашего общего друга, Геры Бахчиева. Когда он, увидев у кого-то на лацкане интересный значок, тут же протягивал руку, не спрашивая, отцеплял значок со словами: «для госколлекции». Я видел эту коллекцию у него дома. Впечатлило!
    После смерти его значки передали Ю.С.Саульскому. Тот передал дальше. Когда-то в 1997 году я для выставки по случаю очередного нашего фестиваля забрал от кого-то эти значки, то чуть не заплакал: осталось процентов тридцать «госколлекции»… Даже почти все ярославские значки исчезли. Я добил в коллекцию эту наших и вернул в Москву.
    Сейчас, как я понял, все куда-то исчезло. Очень сожалею…

  3. Осмелился уточнить мелочи в тексте про NewYork Jazz Rep. и упомянул в письме Владимиру Борисовичу кое-какие детали, касающиеся состава оркестра. В частности, имена некоторых, уже звёздных музыкантов, таких как Джо Ньюмен (труба), Джордж Дювивье (к/бас), Норрис Тёрни (сакс.), Боб Уилбер (кл., сакс.), Бобби Розенгарден (уд.), солистка — певица Керри Смит. Программа и полный состав оркестра с биографиями участников — из сохраненной программки выступления оркестра в Москве, на которой мой тогда 15-летний сын собрал автографы почти всех участников NYJRCo. А в один из вечеров пребывания оркестра в Москве, в Союзе композиторов состоялся большой джем. Помню, как Валера Буланов пытался играть громко, как это требовалось ситуацией, и из всех сил старался, но, видимо, его физических кондиций было недостаточно. Тогда за барабаны сел Розенгарден и вроде бы не прикладывая никаких усилий, как говорится, одной левой, врезал такое, что было бы не под силу пятерым Булановым. Профессионал! А мне посчастливилось в том джеме сыграть пару вещей с Джо Ньюменом под аккомпанемент Джорджа Дювивье в его
    тёмных очках с откидывающимися стёклами (были тогда такие). Судя по автографу Дика Хаймена «To Moscow Dixieland», мы могли там появиться на сцене и всем составом. Но это не запомнилось, затененное пребыванием рядом с такими, как Ньюмен и Дювивье.

  4. Про концерт Би-Би Кинга, значок которого я долго с гордостью носил. Гера Бахчиев пригласил меня и актив казанского Джаз-Блюз-Рок клуба на концерт за день до его проведения. После собрания клуба мы — человек 7 — пошли на вокзал и стали атаковать поезда, проходящие на Москву. Билетов, естественно, не было. Часов в 12 ночи удалось уговорить какого-то южанина-проводника взять нас без билетов. Разместились на верхних третьих полках общего вагона поезда Барнаул-Москва. Измятые, в вагонной пыли, явились к концертному залу. Не помню, как Гера смог всех провести, сидели в разных местах. Публика на первом концерте была специфическая, в основном торгаши и чиновники, — Би-Би никак не мог «раскачать» зал, я сидел ряду в 10-м, орал от восторга, что вижу живого блюзового бога, на меня смотрели как на ненормального. Того, что я ожидал от концерта — не получил. Уж очень «попсовый» был и репертуар, и атмосфера подкачала…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя