Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»
Выпуск 2. Оркестр Каунта Бэйси, Рига середины 70-х и значок-тайна
Подозреваю, что этот значок вручил мне менеджер оркестра Каунта Бэйси в период турне этого биг-бэнда 1995 года, маршрут которого включал и Россию — Аарон Бэйси-младший. Приезд оркестра организовали совместно ленинградский «Интерджаз» (директор Валерий Лушников, я — худрук) и Московский джазовый ангажемент Юрия Саульского. Бэнд выступал в Сочи на фестивале «Чёрное море-95», ведущим был я. Затем без меня оркестр с Лушниковым полетел в Краснодар. Была страшная гроза, и музыканты неистово крестились в самолете. Я догнал бэнд в Москве, концерт был в Театре оперетты. Не все было гладко в отношениях с Саульским. Помимо гонорара, надо было заплатить шведскому менеджеру, моему другу 3000. Юра сначала соглашался, а потом передумал, сказав «Мог бы и не ехать». «Но ты же согласился оплатить?» — приставал к нему я. Так и не заплатил. Через полгода я отдал долг шведу во время десятидневных гастролей с «Дайджестом» в Швеции. Всё это не так уж интересно.
Любопытно, что перед гастролями Аарон Бэйси уволил Фрэнка Фостера, посчитав, что аранжировки последнего слишком современны, а Бэйси знаменит благодаря музыке Нила Хэфти. Поэтому звучала музыка с двух альбомов пятидесятых годов — «Mr. Atomic Basie» и «Basie Plays Hefti». Руководил бэндом тромбонист Гровер Митчелл. Помню, что вокалист Крис Мёррелл (Chris Murrell) спел две песни в шикарных аранжировках. Я спросил его, кто написал для него партитуры. Он сказал «Фостер».
Значок Рижского джаз-клуба. 23 ноября 1975 года состоялось официальное открытие клуба в Доме культуры «Октобрис». Был концерт, были какие-то приветствия, я был гостем Леонида Нидбальского, председателя правления клуба. Нельзя не признать заслуги Леонида в деле пропаганды джаза и в продвижении рижских музыкантов — как латышей, так и русских. В конце 70-х годов и в 80-е на фестивалях в Тбилиси, Ярославле, Ленинграде, Донецке, Витебске регулярно выступали квинтет Раймонда Раубишко — Гуннара Розенберга, квартет Modo, ансамбль традиционного джаза «Ретро» Зигурда Резевского.
Нидбальский вынужден был использовать поддержку комсомола (возможно, и КГБ), потому что ему хотелось побороть абсолютно непримиримую позицию Раймонда Паулса, считавшего, что в Латвии нет джаза, а есть только плохая самодеятельность. Музыкантам, которые работали в руководимом им оркестре радио, он запрещал выступать. Во всяком случае, они могли выезжать на фестивали или выступать в проектах Нидбальского негласно, когда мэтр уезжал в Москву или ещё куда-то. Даже когда рижские власти признали фестиваль «Ритмы лета», Паулс не разрешал подчинённым ему музыкантам выходить на сцену. Покровительствовал он только нескольким пианистам, своим ученикам: позволял им играть регтаймы.
Когда я проводил по просьбе Рижской филармонии абонементные концерты, то я, понимая местные сложности, не мог не включить в цикл концертов «Вечер латышского джаза». Худрук филармонии спросила, а кто будет играть? Я сказал, что на радио (в соседнем доме) работают такие-то и такие-то. Договоритесь с ними: я это сделать не могу, но не провести вечер местных музыкантов — неэтично. Филармония была удручена. Так и не договорились. Я просил выступить «Модо» (басист Борис Банных и барабанщик Владимир Болдырев работали у Паулса). Раймонд Вольдемарович не разрешил. Я рассказывал о джаз-роке и латышских музыкантах, сидя в красивом историческом здании Рижской биржи перед массивным магнитофоном и откровенно издеваясь над нелепой ситуацией. Филармоническое начальство сказало: «Это ничего. Наша публика знает, что против Паулса идти нельзя. А вам большое спасибо».
ВИДЕО: фрагмент из документального фильма Леонида Нидбальского «Джаз Латвии»
Много любительских кино- и фотосъёмок из периода создания Рижского джаз-клуба, а на 03:15 в коллаже мелькает и лицо автора.
httpv://www.youtube.com/watch?v=7txknhwdjME
А вот здесь я совсем ничего не могу понять. Что за значок? Кто-нибудь знает?