В мае 2020 выходит новый альбом Биг-бэнда Латвийского радио —Latvian Radio Big Band (по-латышски — Latvijas Radio bigbends). А в конце января в Риге, столице Латвии, состоялась двухдневная сессия звукозаписи, в ходе которой был создан материал для нового альбома.
Запись была сделана не в студии Дома радио, а в небольшом концертном зале Spīķeri. Дело в том, что спланировавшие эту запись продюсер молодого рижского лейбла Jersika Records Марек Америкс (Mareks Ameriks) и руководитель биг-бэнда Карл Ванагс (Kārlis Vanags) изначально планировали делать её не традиционным методом многодорожечной записи с последующим сведением, а по более винтажной технологии, для которой «Спикери» оказался приспособлен лучше. В последнее время, в связи с возрождением интереса к аналоговым физическим носителям музыкальных звукозаписей, прежде всего к виниловым пластинкам, запись с микшированием «на лету», прямо в процессе аналоговой фиксации звука всего на два канала — формат классического стерео — неожиданно обрёл новую актуальность.
Конечно же, аналоговая стереозапись в реальном времени — по нынешним временам «бутик», то есть штучное производство, и отнюдь не простое. С точки зрения удобства работы, возможностей коррекции и расширения звучания отдельных инструментов и групп оркестра, а также общего качества звука в наше время трудно переплюнуть многоканальную запись с последующим сведением. Real-time analog two-track — аналоговую двухдорожечную запись в режиме реального времени — можно считать своего рода «высшим пилотажем» мастерства звукорежиссёра, эталонные образцы которого были созданы более 60 лет назад.
Мареку Америксу не впервой работать с таким форматом. Большинство альбомов, выпущенных им на лейбле Jersika Records с момента его создания в 2017, записаны именно по аналоговой двухдорожечной технологии, которая, как уверен Марек, как нельзя лучше подходит для выпуска альбомов в аналоговом формате на виниле. До 2020 года лейбл работал с малыми составами. В его каталоге есть, например, записанный в Риге двойной виниловый альбом спонтанных импровизаций трио, в состав которого входят ветеран советского джазового авангарда — пианист Вячеслав Ганелин (в последние три десятилетия живёт в Израиле), вильнюсский перкуссионист Аркадий Готесман и рижский саксофонист Денис Пашкевич («Variations», 2019). Молодые латвийские музыканты выпускают на этой фирме звукозаписи свои опыты в области фьюжн и современных электронных звучаний — таков, например, альбом «Sequences and Consequences» проекта Lupa, в котором среди электронных звуков выделяется искушённая игра на альт-саксофоне Дависа Юрки (Dāvis Jurka) — концертмейстера секции саксофонов Биг-бэнда Латвийского радио, одного из первых выпускников программы джазового бакалавриата в Латвийской Академии музыки.
Оркестр Латвийского радио был хорошо известен слушателям бывшего СССР: первая пластинка коллектива под названием «Оркестр лёгкой музыки Латвийского радио» вышла на Всесоюзной студии грамзаписи в 1962, когда оркестром руководил композитор Эгил Шварц. Многие десятилетия оркестр радио оставался основным работодателем балтийской республики в области эстрадно-джазового исполнительства. В 1966-68 гг. Эстрадный оркестр Латвийского радио и телевидения возглавлял композитор Рингольд Оре, а после его безвременной смерти у руля оркестра встал саксофонист Алнис Закис, который руководил коллективом до 1991. В 1978-82 гг. оркестром часто дирижировал и композитор Раймонд Паулс, который в то время руководил всей музыкальной политикой Гостелерадио Латвийской ССР.
В первые годы независимости биг-бэнд возглавлял трубач, композитор и аранжировщик Гунар Розенберг, а в 1994-95 главой оркестра, как художественный руководитель и дирижёр, был Раймонд Паулс, в то время — советник президента Латвии по культуре.
В 1996 оркестр в своём прежнем виде перестал существовать, как и многие другие государственные музыкальные коллективы Латвии, но в новом столетии началось его возрождение. С 2012 года оркестр работает на проектной основе под крылом государственного концертного агентства Latvijas Koncerti. Главной силой возрождения оркестра был его бывший барабанщик (1975-1996), в годы независимости — глава службы звукозаписи Латвийского Радио и продюсер фестиваля Rigas Ritmi Марис Бриежкалнс, который продолжал сотрудничать с оркестром вплоть до 2019. В настоящее время художественный руководитель Биг-бэнда Латвийского радио — тенор-саксофонист Карл Ванагс. Под его руководством с оркестром в эти годы работали самые передовые солисты — вокалисты Роберта Гамбарини и Курт Эллинг, американский трубач Рэнди Бреккер, норвежский саксофонист Мариус Несет, шведский тромбонист Нильс Ландгрен и сам «Маэстро», ветеран латвийской эстрады Раймонд Паулс, когда-то сам возглавлявший этот биг-бэнд, а также и австралийский духовик-мультиинструменталист Джеймс Моррисон. В 2012 Моррисон впервые выступил с рижским оркестром, а четыре года спустя приехал снова, чтобы на фестивале представить записанный с Latvian Radio Big Band альбом «Mare Balticum» (по-латыни «Балтийское море»), состоящий из сделанных им аранжировок латышских народных песен.
В нотной библиотеке оркестра есть много музыки, отражающей его наследие, в том числе превосходные аранжировки покойных титанов рижской оркестровой школы — Гунара Розенберга и Виталия Долгова. Но для записи на аналоговое стерео оркестр подготовил совершенно другую, авторскую программу. Впрочем, слово двум авторам идеи этого альбома.
Продюсер Марек Америкс:
— Запись биг-бэнда… Я думаю, любой джазовый лейбл такими записями гордился бы и хотел бы иметь в своём каталоге. Мысль о биг-бэнде появилась у меня уже с первыми записями, которые выпускала «Йерсика Рекордс». Готовя каждый альбом, я знакомился всё с новыми и новыми музыкантами: каждая пластинка ведёт к следующей. Год назад я встретился с Карлом Ванагсом, и он уже был в процессе написания своих композиций, уже работал над их аранжировками как раз на такой формат. И мы начали обдумывать этот проект. В принципе, можно сказать, что на подготовку ушёл целый год. И вот в эти дни у нас две сессии, где мы всё это записываем. Записываем аналогово, на машине Studer A 80, на плёнку шириной четверть дюйма.
Бэндлидер и композитор Карл Ванагс
Выпускник Латвийской Академии музыки им. Язепа Витолса и Академии им. Сибелиуса (Финляндия) встал во главе Биг-бэнда радио в возрасте 28 лет, причём к тому моменту у него уже был пятилетний опыт руководства большим джазовым составом — свой первый оркестр, City Jazz Big Band, он организовал в 2007-м. Помимо работы с оркестром, Карл выступает как саксофонист с собственным трио и время от времени участвует как солист-саксофонист в концертах легендарной латвийской электронной группы Zodiac. Нынешняя запись — не первая его авторская работа с оркестром: Биг-бэнд Латвийского радио уже записывал целый CD с его музыкой, «Latvian Jazz Suite» (Latvijas Koncerti, 2016).
Давайте начнём с описания проекта. Как он появился?
— Я начал обдумывать идею этой записи примерно два-три года назад. Я придумал программу авторских сочинений для биг-бэнда, разрабатывал идеи, которые должны были воплотиться в этой музыке. А потом я познакомился с продюсером и руководителем звукозаписывающей компании «Йерсика Рекордс», и он предложил мне: может, сделаем запись твоей музыки, но особым образом — в аналоговом формате? Музыку будем записывать на двухдорожечный магнитофон, живьём, в присутствии публики, и сводить будем «на лету».
Материал этой записи — ваши авторские пьесы? Расскажите о них.
— Да, все пьесы написал и аранжировал я. Название программы — «Identities» (тождества, личные индивидуальности), и каждая пьеса описывает некое человеческое чувство или состояние — некие качества, которые все вместе составляют личность, но в то же время и коллективную, и даже национальную «идентичность».
Как вы выбирали солистов для каждой из этих пьес?
— Огромное удовольствие — работать с этим оркестром. Я хорошо знаю, как играет каждый из участников оркестра, каковы их сильные стороны. Я хотел добиться определённого звучания для каждой из пьес. Например, в нашем оркестре обычно нет Хаммонд-органа, но для этой записи мы пригласили замечательного солиста, который играет на этом инструменте (Атис Андерсонс). Другие солисты — наши участники: трубач Доминикас Вишняукас, или мой любимый саксофонист Гинт Паберз, который сыграл соло на сопрано-саксофоне, гитарист Рихард Гоба, пианист Виктор Рытов. Ещё одно соло сыграл наш гость из Литвы, замечательный тромбонист (а также композитор и аранжировщик) — Йеварас Ясинскис из Вильнюса.
Материал альбома был исполнен в зале «Спикери» дважды, оба раза — в присутствии публики, которую вежливо попросили не аплодировать после соло, а после окончания каждой пьесы выжидать три-пять секунд, пока дирижёр оркестра не получит сигнал из аппаратной об окончании записи трека и не кивнёт публике, и тогда уже выражать свои эмоции. С одной стороны, это позволило записать альбом фактически в студийном звуке, потому что для массивного, тембрально яркого звука биг-бэнда в «Спикери» естественный звук помещения оказался вполне пригоден, но в то же время, в силу небольшого размера зала и наличия в нём множества разнонаправленных отражающих поверхностей, звук этот совсем не гулкий, не «сарайный», как это бывает в некоторых больших студиях. Благодаря отсутствию аплодисментов и других шумов аудитории получился вполне студийный, хорошо детализированный звук. Нужно отметить, что для записи этого проекта использовалась не только уникальная по нынешним временам винтажная технология фиксации звука, но и уникальный микрофонный парк латвийского производства, созданный компанией Blue Microphones (первое слово — сокращение от Baltic Latvian Universal Electronics).
С другой — само присутствие публики, взгляды слушателей, их инстинктивная моторная реакция на музыку, пусть и не выраженная хлопаньем и свистом, воодушевляли и дисциплинировали музыкантов, позволяя оркестру ощущать себя в привычной атмосфере концерта, пусть и очень ответственного. Первый день был репетиционным, хотя запись велась: его можно назвать полной генеральной репетицией по звуку и по игре. В каждый из дней каждая пьеса исполнялась только один раз, никакого редактирования или наложения дополнительных партий не было: задача заключалась именно в точной фиксации живой игры оркестра аналоговым способом. И эта задача была исполнена.
В небольшом документальном сюжете, который мобильная группа «Джаз.Ру» (автор Кирилл Мошков и ассистент Наталья Кравченко) сняла во время записи, мы использовали фрагменты двух авторских композиций Карла Ванагса — «Priorities» и «Challenges» — а также целиком исполнение пьесы «Hopes and Dreams» («Надежды и мечты»), которая на уже смонтированном виниловом альбоме завершает первую сторону пластинки. В «Надеждах и мечтах» солируют пианист оркестра Виктор Рытов и альт-саксофонист Давис Юрка, тот самый, которого мы упоминали выше как участника записи одного из более ранних релизов лейбла «Йерсика Рекордс» и концертмейстера секции саксофонов Биг-бэнда Латвийского радио. Кроме того, в сюжете можно посмотреть оба интервью, которые вы уже прочитали выше: для перевода интервью Карла Ванагса включите в видео русские субтитры (Марек Америкс в видеосюжете говорит по-русски).
ВИДЕО: документальный сюжет о записи нового альбома Биг-бэнда Латвийского радио (15 минут)
httpv://www.youtube.com/watch?v=VNfiAWl-ELo
А ещё в видеосюжете можно увидеть работу одного из важнейших действующих лиц этой записи. Этот человек сам не издаёт ни звука, но благодаря его слуху, звуковому воображению и опыту режиссуры звука мы слышим игру оркестра такой, какой она зафиксирована на этой пластинке: это звукорежиссёр Густав Эренпрейс (Gustavs Ērenpreiss).
Он работал и над другими релизами Jersika Records, но вообще-то обладает, несмотря на относительную молодость, большим опытом в записи не только «современной», но и академической музыки. Этот выпускник Королевской Датской консерватории в Копенгагене участвовал в записи для ряда европейских компаний музыки таких эстетически несхожих композиторов, как, скажем, ведущий «академический авангардист» Дании — Пер Нёргор, или П.И. Чайковский, чьё Фортепианное трио ля минор «Памяти великого художника» Густав записывал в исполнении Trio con Brio Copenhagen для лондонского лейбла Orchid Classics. Опыт звукорежиссёра-академиста хорошо заметен и в нашей съёмке: видно, что Эренпрейс работает не только по слуху, но и — как всякий хороший инженер звукозаписи в «серьёзной» музыке — по оркестровой партитуре.
Ассистентами Густава выступили звукоинженеры Балвис Тринкунс, управлявший студийным магнитофоном, и Каспар Путриньш, который впоследствии также выполнил мастеринг альбома на студии LokoMotiv Room, базовой для компании звукозаписи Jersika Records.
Нужно отметить, что даже по сравнению с 2016 годом, когда автор этих строк слышал оркестр на фестивале Rigas Ritmi в проекте с Джеймсом Моррисоном, класс игры явно повысился: ровнее и рельефнее звучат группы, весь оркестр в целом стал звучать динамически разнообразно — что называется, «дышит», а игра ритм-секции (барабанщик Артис Орубс, басист Эдвин Озолс, гитарист Рихард Гоба и пианист Виктор Рытов) обрела завидную ритмическую подвижность и упругость.
Автору музыки, оркестру и лейблу удалась крупная, серьёзная и в то же время вполне доступная для достаточно широкой аудитории работа. Это современный оркестровый джаз, который находится вполне в рамках именно джазовой парадигмы, можно даже сказать — выдержан полностью в стилистике современного джазового мэйнстрима.
В то же время это и яркое представление солистов оркестра, среди которых ещё раз, вслед за руководителем оркестра Карлом Ванагсом, выделю трубача Доминика Вишняускаса — живущего в Риге музыканта из Литвы, сына выдающегося литовского саксофониста-импровизатора Пятраса Вишняускаса и, кстати, лауреата I премии IX международного конкурса молодых джазовых исполнителей в Ростове-на-Дону (2013). Раскрылся как солист (тенор-саксофон) и сам автор всей музыки альбома — Карл Ванагс, который сыграл соло в двух из семи пьес, ярко прозвучали два других саксофониста — альтист Давис Юрка и сопранист Гинт Паберз, стильно солировал в одном треке гитарист Рихард Гоба, и изрядно украсили альбом соло двух приглашённых солистов — рижского органиста Атиса Андерсонса, выпускника Латвийской музыкальной академии и Амстердамской консерватории, и тромбониста из Литвы Йевараса Ясинскиса.
Альбом был скомпонован и подготовлен для издания уже в марте, так как премьера его предполагалась в рамках европейской выставки-ярмарки Jazzahead! в Бремене (Германия) в конце апреля. Однако в этом году, как мы уже писали, из-за пандемии этот крупнейший в мире форум джазовой индустрии оказался отменён, точнее — перенесён на 2021 год. Сейчас дата релиза альбома назначена на 22 мая 2020. Альбом уже сейчас доступен для предзаказа на странице «Йерсика Рекордс» в сервисе Bandcamp, причём как в виде скачиваемых цифровых файлов, так и в виде виниловой пластинки; один из треков — «Self Esteem», который открывает пластинку — можно уже сейчас слушать на этой странице в стриминге (не скачивая). Ссылка на страницу откроется по клику на обложку диска.
Кроме интересных чисто музыкальных фрагментов, прекрасный репортаж, исполненный на высоком профессиональном уровне. Спасибо, Кирилл.
Спасибо на добром слове! Старался.
Благодарю за репортаж! Факт примечательный и радостный сам по себе. А как человек из Риги, периодически пишущий для биг-бэндов и играющий в них, однокашник Вити Рытова еще с восьмидесятых, читал с еще большим вниманием.
Спасибо, мы очень старались!