В конце 90-х в нашем доме неожиданно включилось иностранное телевидение, и благодаря одному из немецких каналов я узнал про Азизу Мустафа-заде.
Азиза — дочь знаменитого пианиста Вагифа Мустафа-заде, породнившего джаз и азербайджанскую традиционную музыку — мугам. Согласно апокрифам, Би Би Кинг сказал Вагифу: «Меня называют королём блюза, но если бы я играл, как ты, то считал бы себя богом».
Азиза Мустафа-заде унаследовала талант рано умершего отца. В 1991 году она выпустила дебютный альбом, и вскоре к ней пришла заслуженная слава. Критики были благосклонны, джазовые боги-олимпийцы охотно сотрудничали с восходящей звездой, а слушатели раскупали солидные тиражи её записей.
«Dance of Fire» (Sony Music Entertainment, 1995) — яркая демонстрация умений Азизы Мустафа-заде. Она написала весь материал, сделала аранжировки, сыграла на фортепиано и исполнила вокальные партии.
Азиза очень технична, но не злоупотребляет этим, предпочитая выразительность. В сайдменах у неё суперзвёзды: Омар Хаким (ударные), Стэнли Кларк и Кай Экхардт Карпе де Камарго (бас), Билл Эванс (саксофоны), Эл Ди Меола (гитара). Такой состав — умный продюсерский ход. Эти имена, напечатанные на обложке, привлекают слушателей, которым по душе разные грани джаза.
В композиции «Boomerang», где сплелись джаз, академическая и азербайджанская музыка, слышны отголоски Рахманинова, а кудесник Омар Хаким плетёт тонкую вязь на хай-хэте. (Hi-hat состоит из двух металлических тарелок, горизонтально закреплённых на штативе, и педали, нажатие на которую соединяет их. Помните ритм «унца-унца»? Вот это «ца» и есть хай-хэт в самом простом применении.)
Гармония, тема и аранжировка пьесы «Dance of Fire» создают почти видимый образ пламени. Знаю, что некоторых утомляет однообразная манера Эла Ди Меолы обыгрывать аккорды, но его безупречная техника и благородный звук здесь очень к месту.
«Bana Bana Gel» — возможно, единственная в истории попытка соединить азербайджанскую музыку, фанк, рэповый речитатив, блюзовые элементы и свободную импровизацию. И хотя сумбурное, полное самолюбования соло Стэнли Кларка едва не разрушает всю конструкцию, в целом опыт очень интересен.
Кроме этого, Азиза показывает «чистый» джаз («Shadow»), кивает в сторону поп-музыки («Carnival» с изящными перекличками вокала и сопрано-саксофона Билла Эванса), тянется к прямолинейному академизму («To Be Continued»), а в финале эмоционально вспоминает отца («Father»).
Последний альбом Азиза выпустила в 2007 году. Где же она? Пару лет назад я спросил об этом смотрителя бакинского Музея Вагифа Мустафа-заде. Он сказал, что она много времени и сил отдаёт материнству.
Что ж, готовимся слушать следующее поколение семьи Мустафа-заде.