Интервью: Кристина Ковалёва об альбоме «Христя в намистi» и о дальнейших планах

1
Кристина Ковалёва, Андрей Половко
Кристина Ковалёва, Андрей Половко

Родина Кристины Ковалёвой — Украина (Луганск). Она получила образование в Российской Академии музыки им. Гнесиных, после чего обосновалась в Санкт-Петербурге. Широкой российской публике Кристина знакома по продолжительным турам с российско-американским трио пианиста Джона Дэйвиса (Jon Davis Trio) в 2016 и 2017 гг. Её собственный ансамбль в ноябре 2017 г. участвовал в клубной программе первого форума-фестиваля Jazz Across Borders в Петербурге, а в апреле 2018, сразу после впечатляющего успеха Кристины на международном конкурсе Riga Jazz Stage (первое место в вокальной категории и спецприз Раймонда Паулса), она со своим коллективом выступила на открытой сцене всемирного празднования Международного Дня джаза в Санкт-Петербурге. В 2019 вышел её дебютный альбом, «Христя в намистi», выпущенный на собственном лейбле Hristya v namysti и состоящий из песен на украинском языке.
Над альбомом вместе с Кристиной работали лучшие инструменталисты Санкт-Петербурга, причём разных поколений: барабанщик Пётр Михеев, контрабасист Григорий Воскобойник, саксофонист Андрей Половко (исполнивший также партии флейты) и пианист Андрей Кондаков. Кстати, в декабре 2019 именно этот альбом был представлен от «Джаз.Ру» в Европейском джаз-медиа-чарте.

альбом в iTunes | смотреть трейлер на YouTube | слушать в сервисе Яндекс.Музыка

Сейчас ансамбль Кристины Ковалёвой совпадает по составу с квартетом петербургского пианиста Евгения Пономарёва (Пономарёв, Половко, Воскобойник и Михеев плюс собственно Кристина). С этим составом Кристина выступила в программе шоукейсов III форума Jazz Across Borders и получила приглашение выступить на «Триумфе джаза», последнем российском джазовом фестивале перед длительным перерывом, вызванном пандемией коронавируса.

Приведу цитату из рецензии на дебютный альбом молодой петербургской певицы, которую перед самым Новым 2020 г. автор этих строк опубликовал в составе обзора запомнившихся ему новых записей российских музыкантов:

Молодая певица вложила в свою первую авторскую работу буквально всю себя, и это слышно (а тем, кто посмотрит короткий видеофильм о записи альбома — и видно). Эмоциональность вокалистки зашкаливает, но магическим образом не отталкивает, как иногда отталкивает деланная эмоциональность напоказ. Дело в том, что эмоциональность Кристины не деланная: при всей её яркости она природная, органичная. И это не может не привлекать.

Клуб Алексея Козлова. Григорий Воскобойник, Кристина Ковалёва, Андрей Половко
Клуб Алексея Козлова. Григорий Воскобойник, Кристина Ковалёва, Андрей Половко

И вот в феврале 2020 Кристина представила материал своего дебютного альбома в Москве, в Клубе Алексея Козлова. Можно посмотреть её интервью на видео, смонтированном со съёмкой одного из номеров её концертного выступления, а можно также и прочитать текст интервью ниже.
ВИДЕО: Кристина Ковалёва в Клубе Алексея Козлова. Интервью и концертное исполнение композиции «Вербовая дощечка»

httpv://www.youtube.com/watch?v=vqXepDaXsg4

Кристина, «Джаз.Ру» поздравляет вас с выходом нового альбома! Он, правда, вышел уже некоторое время назад, но в Москве показан только теперь — в Клубе Алексея Козлова. Расскажите, как, собственно, он рождался? Вы об этом сняли очень хороший мини-фильм, который есть на YouTube. Но тем не менее, буквально пару слов: как он появился, какова его идея и что вы с ним дальше будете делать.

— Появился он сложно довольно, потому что я человек очень в себе сомневающийся, и критик внутри меня настолько сильный, что он, наверное, два года меня просто не пускал к этой идее, чтобы записать всю эту музыку. Но методом проб и ошибок на концертах оказалось, что люди действительно хотели больше авторской музыки, и им по вкусу украинская этника. Собственно, спрос породил предложение, и после конкурса в Риге, в котором я выиграла как раз со своей песней, я действительно убедилась в том, что все немножко устали от джазовых стандартов. Все говорят: «Можно нам, пожалуйста, чего-нибудь нового? Мы хотим видеть, что это — вы, что это ваша идея, ваша идентичность в том, что вы делаете».

И это был, наверное, тот сильный пинок, который, собственно, сподвиг меня к тому, чтобы записать всё это дело. Когда ты очень сильно хочешь, даже не имея каких-то финансовых средств — это, наверное, самая распространённая проблема у музыкантов для альбома, потому что это серьёзное дело, и требует очень много и сил, и денег, и так далее… В общем, я решила сделать краудфандинг. Тоже все мне сказали: кто ты такая? Никто не знает! Кто будет кидать деньги? Я говорю: ну, лучше сделать, чем не делать ничего вообще. И мы попробовали — и так получилось, что огромное количество абсолютно незнакомых мне людей поддержали эту идею и отправили свои средства, чтобы мы смогли записать альбом. Этого хватило только на запись, но, в любом случае, это была огромная мотивация и стимул, чтобы закончить всё это дело. Потому что люди писали: а когда выйдет? Мы ждём! И ты думаешь: блин, мне это, конечно, уже так надело, но если люди просят, нужно это срочно закончить! Вот, собственно, так это всё и происходило.

Кристина Ковалёва
Кристина Ковалёва

А как сложился состав, который записан на альбоме?

— Это тоже произошло, наверное, года три назад. Я, когда переехала в Петербург, абсолютно случайно стала знакомиться с музыкантами. Сначала познакомилась со всеми традиционными джазовыми музыкантами — клуб «Шляпа», трио Андрея Зимовца… Когда я переехала, я очень долгое время, наверное, просто жила и ночевала в «Шляпе» на джемах. И буквально сарафанное радио вот таким образом распространило как-то информацию обо мне, и я познакомилась с [контрабасистом] Гришей Воскобойником. Потом мы играли вместе с ним и с [барабанщиком] Петей Михеевым, потом с [саксофонистом Андреем] Половко. Как-то у нас был концерт в JFC, и Гриша говорит: «Давай позовём Андрея Кондакова». Я такая: «Что, ещё и Андрея…» Он говорит: «Да, давай попробуем». Я говорю: «Тогда я хочу попробовать свою музыку. Я знаю, что он из Украины — и мы попробуем». И вот так сложилось, что прозвучало, наверное, именно то, что я представляла себе в голове. С тех пор мы дали несколько концертов вместе — и потом уже не стоял вопрос, с кем нам записываться.

Ну вот, альбом вышел. Теперь он уже показан не только в культурной столице, но и собственно в столице. И что дальше?

— Новый хочу. Теперь мне хочется, на самом деле, даже уже когда я заканчивала работу над этим альбомом, у меня внутри уже просто боролись какие-то новые идеи, новые взгляды. Но я думаю: ладно, вот сейчас нужно сделать альбом, чтобы свободно циркулировала какая-то новая энергия, новая музыка. Мне хочется экспериментировать, мне хочется попробовать добавить электронные звуки… В общем, я в поиске пока что. И этот альбом — я, значит, выложилась, я его записала — всё! Мне теперь нужны новые приключения, новые челленджи (творческие вызовы. — Ред.)

реклама на джаз.ру
Предыдущая статья«Синапс счастья». Барабанщик Саша Машин выпускает второй альбом как лидер международного ансамбля
Следующая статьяIn Memoriam. Гитарист и вокалист Вадим Лебедев (1968-2020)
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Который уже раз натыкаюсь на клуб Козлова в ютубе(к вам на сайт впервые попал) и вот начинаю понимать, что этот клуб лидер в дзазовой индустрии и самый большой его плюс-на ютуб канале трансляции концертов. Пару раз там смотрел своих коллег, было приятно. Живой звук, конечно, не передает ютуб, но хотя бы в общих чертах дает понимание о происходящем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя