В полдень 5 апреля в Санкт-Петербурге не стало Вадима Лебедева. Пренебрежение своим здоровьем сделало свое дело, с творческими личностями такое случается.
Таких музыкантов, как Вадим Лебедев, немного. Жаль, что ему не суждено было обрести широкую известность. Времена популярности целеустремленных артистов умеренного дарования выплеснули (в том числе и на джазовую сцену) толпы музыкантов, без творчества которых мир прекрасно мог бы обойтись. Упорные и настойчивые, они обосновались там, где должны обитать ангелы, согревающие и спасающие мир.
Бразильская босса-нова в исполнении Вадима звучала так аутентично, что прославленные бразильцы снимали шляпу. Глубинная музыкальность, врожденный вкус, чувство стиля, безупречная сценическая этика и весёлый нрав превращали его выступления в сеансы исцеления от бренности жизни. И не было в нем даже малой доли снобизма или пафоса, казалось, что в этом смысле он был неприкасаем, как всё истинное. В «прохладном» Петербурге Вадик Лебедев был действительно диковинный экземпляр — спасатель, который мчится на помощь другому человеку вне зависимости от своих личных обстоятельств, подчас в ущерб своим планам, не требуя ничего взамен.
Не сильно стремясь прославиться как артист и желая поддержать свою семью, Вадик Лебедев в последние годы занимался звукорежиссурой концертов и арендой звукового оборудования, основав компанию Lebedev Sound.
Сотрудничали мы часто. Случалось, он ставил аппарат на мероприятии, основательно проверяя микрофоны на чеке, но звучал при этом значительно лучше, чем выступающие затем артисты. Никогда не забуду сложнейший момент в моей практике, когда Вадим спас ситуацию без лишних слов. В мае 2012 американское консульство поручило мне и пианисту Андрею Кондакову организацию и проведение мастер-класса Хёрби Хэнкока в Эрмитажном театре. Бюджет был практически нулевой, а технический райдер атомный. Конечно, нашлась компания, которая вошла в положение и предоставила нужное оборудование. Однако за полчаса до мероприятия оказалось, что сценические мониторы не те, ну то есть совсем не те. Я помню свое состояние оцепенения на сцене и осознание, что всё пропало. В следующую секунду приходит мысль — позвоню Вадику, последняя надежда. Набираю номер, прошу — спаси, нужны мониторы, лучшие, срочно. «Не волнуйся, скоро буду». И он был, он приехал вовремя, и всё получилось. Сколько же людей в Петербурге, кто вспомнит подобные истории о нём — и не сосчитаешь!
А ещё он готовил сказочный плов, напевал под нос ритуальные, по его разумению, восточные напевы и рассказывал при этом истории, от которых можно было лопнуть со смеху. Многих согревали его телефонные звонки, просто чтобы рассказать анекдот или спеть частушку. Последнее время его трудно было уговорить выступить где-либо, он много работал, но когда в Петербург приезжал легендарный басист Серджио Брандау, Вадик делал окно в своем жёстком графике, и тогда музыка изливалась на нас рекой, как из рога изобилия. К Вадиму и Серджио обычно присоединялись барабанщик Гарий Багдасарьян и перкуссионист Йоэль Гонсалес.
Мы счастливы, что в апреле 2017 Вадик смог принять участие в бразильской программе Андрея Кондакова и Серджио Брандау в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Это было поистине чудо — с какой лёгкостью он покорял сердца публики. Значительно прибавив в весе, он «вырос» из сценического костюма, а нового так и не приобрел, обходясь обычной одеждой. Для концерта он одолжил костюм приблизительного размера у друзей. Перед выходом на сцену обнаружилось отсутствие пояса, который должен был зафиксировать брюки на теле. Рискуя своей репутацией, никого не беспокоя, Вадик выдвинулся на сцену. После выступления его трясло — он честно признался, что весь концерт, стоя у микрофона, боялся, что брюки спадут и в таком безобразии он «обесчестит» весь зал. Таков был Вадик Лебедев. Поцелованный Богом артист, настоящий друг, любящий отец (у него осталось два сына), мечтатель, строящий большой дом, и очень заботливый муж.
Вадик родился в городе Учкудук (Узбекская ССР) 2 марта 1968, рос в музыкальной семье. С пяти лет жил в Дрездене (Германская Демократическая Республика), учился в немецкой музыкальной школе играть на аккордеоне, самостоятельно освоил гитару. Затем жил в Узбекистане, который всегда вспоминал с особой теплотой. В 17 лет приехал в Ленинград и поступил в Институт инженеров водного транспорта. В течение полугода учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии при Александро-Невской Лавре, освоил каллиграфию. После первого курса Института был призван на воинскую службу, где, в результате открытых философских рассуждений о смысле жизни сперва был определен в спецотряд, затем в войска в Улан-Удэ, где, говорят, играл на барабанах в духовом оркестре. После демобилизации остался в музыке, учился в музыкальном училище им. Мусоргского в гитарном классе Анатолия Кучерова.
Говорит Анатолий Кучеров:
Ушёл из земной жизни ещё один из моих лучших учеников, Вадик Лебедев. «Добрая душа», я его так называл. Мягкий теноровый голос и привязанность к джаз-босса-нове. Пришёл учиться игре на гитаре совсем молодым юношей. Все однокурсники его сразу полюбили. Последний раз он приходил в «Училище джаза» ко мне в класс, чтобы рассказать о поисках работы и продолжить совершенствование игры на гитаре. Он был творческой натурой в поиске совершенства и исполнительского мастерства. Но мечта так и осталась не исполненной…
Лебедев играл в ресторанах Ленинграда. В 90-х жил и работал в Швейцарии, преимущественно в Лозанне. Затем вернулся в Петербург, сотрудничал с лучшими музыкантами города. Среди тех, с кем он играл — пианист Сергей Тарусин, исполнитель на губной гармонике Максим Некрасов, контрабасист Роберт Пилякальнис, вокалистки Ксюша Арсеньева и Яна Радион, вибрафонист Алексей Чижик и др. В начале 2000-х был резидентом легендарного Café Club Che, где создал успешный дуэт с контрабасистом Григорием Воскобойником — «Братья Карамазовы». Существует диск «Che» (2003) с треками дуэта. Крупный джазовый продюсер, основатель Донецкого джазового фестиваля, владелец гигантской коллекции винила Виктор Дубильер организовал для музыкантов тур по России и выпустил на своем лейбле альбом под названием «Тайна» (2009), доступный в цифровом формате: в него вошли бразильские номера и яркие оригинальные версии известных советских песен.
Вадим был необычайно изобретателен. Однажды по приглашению финской танцовщицы Сари Лиевонен он подготовил и вживую исполнил на носовой флейте оригинальный саундтрек к новой постановке на площадке «Станцiя», что на базе ДК Первой Пятилетки. Результатом творческого содружества Вадима Лебедева, аранжировщика и басиста Дмитрия Сереброва (вокальная группа «Дайджест») и пианиста Сергея Тарусина явился самобытный проект «Босса-нова СССР». Для воплощения задуманного джазовые музыканты пригласили струнный квартет прославленного скрипача, заслуженного артиста России, члена филармонического общества Санкт-Петербурга Ильи Иоффа («Дивертисмент»). Премьерный концерт состоялся в 2005 году на сцене джаз-клуба JFC. Основу репертуара составили сделанные участниками проекта аранжировки известных советских мелодий, песен из мультфильмов и кино. Программа получилась полистилистическая — латиноамериканские ритмы во всей своей красе, фанк и даже джаз-рок.
Последние выступления Вадима Лебедева состоялись в ноябре и декабре 2019 г. в джаз-клубе JFC по инициативе и организационной поддержке вокалистки Леры Гехнер. Большой друг Вадика, известный петербургский дизайнер одежды Лариса Погорецкая придумала для него новое сценическое одеяние.
Клуб стоял на ушах, и нам всем казалось, что впереди ещё много прекрасных музыкальных встреч. Полдень 5 апреля лишил нас этой надежды навсегда. В апреле 2019 в рамках празднования 25-летия джаз-клуба JFC была развернута художественная выставка «Ангелы джаза»… Мы же точно знаем, что они есть, мы знаем их в лицо. Нас покинул Ангел, который успел поделиться своей теплотой и любовью со всеми, с кем свела его судьба.
ВИДЕО: Вадим Лебедев в составе ансамбля Андрея Кондакова на 50-летии джаз-клуба «Квадрат», 2014. Посвящение памяти главы «Квадрата» Натана Лейтеса.
Какой классный музыкант!
RIP
Спасибо за статью! Был знаком с Вадимом около 20 лет, играли бразильскую музыку в группе «Copacabana» и сотрудничали по прокату аппаратуры для джазовых концертов, но узнал здесь много нового о его судьбе.
Спасибо за память, за прекрасные слова о Вадике!