«Синапс счастья». Барабанщик Саша Машин выпускает второй альбом как лидер международного ансамбля

0
Саша Машин. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)
Саша Машин. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)

Sasha Mashin «Happy Synapse» (Rainy Days, 2020)

8 мая вышла первая часть альбома
22 мая
вышла вторая часть альбома

Второй альбом в сольной дискографии музыканта — дело трудное. Всё лучшее годами готовится для дебюта, а собрать столь же сильный материал для второй записи не всегда просто. Но барабанщик Саша Машин счастливо избежал «синдрома второго альбома».

Его дебют в качестве лидера собственного ансамбля, «Outsidethebox», вышел в 2018-м, когда барабанщику был 41 год. Учитывая, что играть на профессиональной сцене Саша начал в родном Ленинграде в 14 лет, ему потребовалось 27 лет активной работы сайдменом сначала на петербургской, затем на московской джазовой сцене, чтобы найти свой голос, свою, как теперь говорят, концепцию.

И дебютный альбом сработал как детонатор. С него началась деятельность санкт-петербургского лейбла Rainy Days Records, где Машин стал артистическим директором. Компания звукозаписи сразу круто взяла с места в карьер, вырвавшись на международный рынок: достаточно сказать, что о Машине и его лейбле сразу же написал старейший американский джазовый журнал DownBeat. Новая, вторая работа Саши Машина в качестве лидера собственного проекта —«Happy Synapse» — седьмой по счёту релиз Rainy Days.

обложка альбома
обложка альбома

За названием «Синапс счастья» или «Счастливый синапс» стоит целая философия, которую Саша любит подробно излагать, но поверьте автору этих строк: не следует ждать, что эта работа — просто иллюстрация идей о точках передачи нервных импульсов между клетками человеческого организма и о том, что именно вызывает у человека ощущение счастья. Это музыкальный альбом, а не только словесная конструкция. И альбом весьма яркий.

httpv://www.youtube.com/watch?v=UH6PgS1heV8

«Happy Synapse» выходит на Rainy Days Records в мае 2020 в двух частях: первая — 8 мая, вторая — 22 мая. Но ещё раньше, 6 апреля, появляется первый сингл с материалом этого альбома — эпический, почти 13-минутный трек «Sulieman Saud», пьеса-посвящение легендарному пианисту Маккою Тайнеру, которую специально для альбома Саши Машина написал нью-йоркский трубач Джош Эванс. Так получилось, что 6 марта 2020, через несколько месяцев после записи трека, Тайнер умер в возрасте 81 года, поэтому трек стал посвящением его памяти: Сулайман Сауд — мусульманское имя Тайнера, полученное им в 50-е годы, когда многие афроамериканцы в ходе борьбы за гражданские права принимали ислам.

СЛУШАЕМ СИНГЛ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ:

Релиз 6 апреля: «Sulieman Saud», первый сингл с альбома Саши Машина «Happy Synapse» — на Apple Music

Rosario Giuliani, Josh Evans. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)
Rosario Giuliani, Josh Evans. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)

Джош Эванс, выдающийся трубач нового поколения, работал и с американскими звёздами (Рашид Али, Валерий Пономарёв, Крисчен Макбрайд), и с российскими (Иван Фармаковский). Он написал музыку для двух из восьми треков нового альбома. По две пьесы представили ещё три участника записи: Бенито Гонсалес — американский пианист родом из Венесуэлы, альт-саксофонист Розарио Джулиани из Италии и звезда российского джаза — московский тенор-саксофонист Дмитрий Мосьпан.

Benit Gonzalez. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)
Benito Gonzalez. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)

Но сердце и мотор этой обширной работы (почти 75 минут в обеих частях) — связка контрабаса и барабанов: хотя оба музыканта и не писали музыки для «Happy Synapse», без их телепатического взаимодействия этой работы не было бы.

Макар Новиков. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)
Макар Новиков. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)

Саша Машин и контрабасист Макар Новиков познакомились 15 лет назад перед вылетом из Москву в Нью-Йорк в составе одной из групп российских музыкантов, побывавших на стажировке в США по программе «Открытый мир». Группа, в которую входили Машин и Новиков, стажировалась в Нью-Йорке, а их педагогами были Кларк Терри, Джимми Хит и Реджи Уоркман. Оба — и Машин, и Новиков — с тех пор десятки раз бывали с выступлениями в США, но самое главное, что они много лет работали вместе в России в составе «МосГорТрио» с пианистом Яковом Окунем — любимой ритм-секции множества американских джазовых солистов первого эшелона при их гастролях по России. А в последние годы Макар постоянно участвует в проектах Саши, и наоборот: например, вторым релизом Rainy Days Records был «Stereobass», проект Макара Новикова, в котором играл Машин.

Дмитрий Мосьпан. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)
Дмитрий Мосьпан. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)

Лидерство барабанщика Машина на новом альбоме не означает, что лидер непрерывно играет соло на барабанах. Просто в ансамбле постоянно ощущается его ведущая роль. Эта запись — современный джаз именно с точки зрения барабанщика: непрерывная постановка и решение увлекательных ритмических задач, взаимоувязка безостановочного движения партий иных инструментов в единый, драматургически насыщенный, тонко акцентированный поток музыкальных идей во всех их стадиях. Мы слышим, видим, ощущаем, как рождается замысел, как он обретает форму и набирает ход, как солисты — каждый со своим личным мышлением и со своим отдельным темпераментом — ставят музыкальные проблемы и решают её в ходе своей импровизации. И всё это происходит на надёжном фундаменте и под пристальным взглядом барабанов, как некоей высшей силы джазового ансамбля или, скорее, именно узла синапсов — средоточия обмена информацией, которая направляет и объединяет коллектив, не подавляя его и даже не особо привлекая внимание к тому моменту, когда барабанщик действительно играет соло. Уровень ритмической детализации ансамблевого звучания — невероятно подробный, особенно в плане непрерывно дрейфующих полиритмических микроакцентов, которые придают игре Машина характер живой человеческой речи со всеми её динамическими перепадами, когда интонация может значить едва ли не больше, чем семантика слова. Кстати, на каком носителе вы не слушали бы этот альбом, особенно рекомендую хотя бы один раз прослушать его от начала до конца в качественных наушниках: это переживание подобно полному погружению в целую энциклопедию ритмического языка современного (очень современного!) джазового искусства. Мы не обязаны понимать слова этого сложнейшего языка, но мы слышим, чувствуем, ощущаем их, как будто через наши синапсы проходят гигабиты информации… и да, после этого в синапсах вполне может остаться ощущение испытанного счастья.

Саша Машин. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)
Саша Машин. Запись альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)

СЛУШАЕМ АЛЬБОМ В ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ:

ЧАСТЬ 1 (см. также на Apple Music)

ЧАСТЬ 2 (см. также на Apple Music)

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВладимир Пресняков-старший: дядя Нарцисс, «Старый ржавый блюз», стул Утёсова и другие истории
Следующая статьяИнтервью: Кристина Ковалёва об альбоме «Христя в намистi» и о дальнейших планах
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя