Sasha Mashin «Happy Synapse» (Rainy Days, 2020)
8 мая вышла первая часть альбома
22 мая вышла вторая часть альбома
Второй альбом в сольной дискографии музыканта — дело трудное. Всё лучшее годами готовится для дебюта, а собрать столь же сильный материал для второй записи не всегда просто. Но барабанщик Саша Машин счастливо избежал «синдрома второго альбома».
Его дебют в качестве лидера собственного ансамбля, «Outsidethebox», вышел в 2018-м, когда барабанщику был 41 год. Учитывая, что играть на профессиональной сцене Саша начал в родном Ленинграде в 14 лет, ему потребовалось 27 лет активной работы сайдменом сначала на петербургской, затем на московской джазовой сцене, чтобы найти свой голос, свою, как теперь говорят, концепцию.
И дебютный альбом сработал как детонатор. С него началась деятельность санкт-петербургского лейбла Rainy Days Records, где Машин стал артистическим директором. Компания звукозаписи сразу круто взяла с места в карьер, вырвавшись на международный рынок: достаточно сказать, что о Машине и его лейбле сразу же написал старейший американский джазовый журнал DownBeat. Новая, вторая работа Саши Машина в качестве лидера собственного проекта —«Happy Synapse» — седьмой по счёту релиз Rainy Days.
За названием «Синапс счастья» или «Счастливый синапс» стоит целая философия, которую Саша любит подробно излагать, но поверьте автору этих строк: не следует ждать, что эта работа — просто иллюстрация идей о точках передачи нервных импульсов между клетками человеческого организма и о том, что именно вызывает у человека ощущение счастья. Это музыкальный альбом, а не только словесная конструкция. И альбом весьма яркий.
httpv://www.youtube.com/watch?v=UH6PgS1heV8
«Happy Synapse» выходит на Rainy Days Records в мае 2020 в двух частях: первая — 8 мая, вторая — 22 мая. Но ещё раньше, 6 апреля, появляется первый сингл с материалом этого альбома — эпический, почти 13-минутный трек «Sulieman Saud», пьеса-посвящение легендарному пианисту Маккою Тайнеру, которую специально для альбома Саши Машина написал нью-йоркский трубач Джош Эванс. Так получилось, что 6 марта 2020, через несколько месяцев после записи трека, Тайнер умер в возрасте 81 года, поэтому трек стал посвящением его памяти: Сулайман Сауд — мусульманское имя Тайнера, полученное им в 50-е годы, когда многие афроамериканцы в ходе борьбы за гражданские права принимали ислам.
СЛУШАЕМ СИНГЛ НА ЯНДЕКС.МУЗЫКЕ:
Релиз 6 апреля: «Sulieman Saud», первый сингл с альбома Саши Машина «Happy Synapse» — на Apple Music
Джош Эванс, выдающийся трубач нового поколения, работал и с американскими звёздами (Рашид Али, Валерий Пономарёв, Крисчен Макбрайд), и с российскими (Иван Фармаковский). Он написал музыку для двух из восьми треков нового альбома. По две пьесы представили ещё три участника записи: Бенито Гонсалес — американский пианист родом из Венесуэлы, альт-саксофонист Розарио Джулиани из Италии и звезда российского джаза — московский тенор-саксофонист Дмитрий Мосьпан.
Но сердце и мотор этой обширной работы (почти 75 минут в обеих частях) — связка контрабаса и барабанов: хотя оба музыканта и не писали музыки для «Happy Synapse», без их телепатического взаимодействия этой работы не было бы.
Саша Машин и контрабасист Макар Новиков познакомились 15 лет назад перед вылетом из Москву в Нью-Йорк в составе одной из групп российских музыкантов, побывавших на стажировке в США по программе «Открытый мир». Группа, в которую входили Машин и Новиков, стажировалась в Нью-Йорке, а их педагогами были Кларк Терри, Джимми Хит и Реджи Уоркман. Оба — и Машин, и Новиков — с тех пор десятки раз бывали с выступлениями в США, но самое главное, что они много лет работали вместе в России в составе «МосГорТрио» с пианистом Яковом Окунем — любимой ритм-секции множества американских джазовых солистов первого эшелона при их гастролях по России. А в последние годы Макар постоянно участвует в проектах Саши, и наоборот: например, вторым релизом Rainy Days Records был «Stereobass», проект Макара Новикова, в котором играл Машин.
Лидерство барабанщика Машина на новом альбоме не означает, что лидер непрерывно играет соло на барабанах. Просто в ансамбле постоянно ощущается его ведущая роль. Эта запись — современный джаз именно с точки зрения барабанщика: непрерывная постановка и решение увлекательных ритмических задач, взаимоувязка безостановочного движения партий иных инструментов в единый, драматургически насыщенный, тонко акцентированный поток музыкальных идей во всех их стадиях. Мы слышим, видим, ощущаем, как рождается замысел, как он обретает форму и набирает ход, как солисты — каждый со своим личным мышлением и со своим отдельным темпераментом — ставят музыкальные проблемы и решают её в ходе своей импровизации. И всё это происходит на надёжном фундаменте и под пристальным взглядом барабанов, как некоей высшей силы джазового ансамбля или, скорее, именно узла синапсов — средоточия обмена информацией, которая направляет и объединяет коллектив, не подавляя его и даже не особо привлекая внимание к тому моменту, когда барабанщик действительно играет соло. Уровень ритмической детализации ансамблевого звучания — невероятно подробный, особенно в плане непрерывно дрейфующих полиритмических микроакцентов, которые придают игре Машина характер живой человеческой речи со всеми её динамическими перепадами, когда интонация может значить едва ли не больше, чем семантика слова. Кстати, на каком носителе вы не слушали бы этот альбом, особенно рекомендую хотя бы один раз прослушать его от начала до конца в качественных наушниках: это переживание подобно полному погружению в целую энциклопедию ритмического языка современного (очень современного!) джазового искусства. Мы не обязаны понимать слова этого сложнейшего языка, но мы слышим, чувствуем, ощущаем их, как будто через наши синапсы проходят гигабиты информации… и да, после этого в синапсах вполне может остаться ощущение испытанного счастья.