Анна Королёва и её «Океан внутри»: интервью о том, как саксофонистка стала пианисткой (или наоборот)

0
Анна Королёва
Анна Королёва (фото автора)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

Новый двойной авторский альбом, который выпустила на лейбле ArtBeat Music московский джазовый музыкант Анна Королёва, называется «Ocean Inside» — «Океан внутри».

обложка альбома
обложка альбома

Мы с осторожностью называем Анну просто «музыкантом», потому что у неё много разных музыкантских специальностей. В 2000 г. на большой московской джазовой сцене — III фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» — 21-летняя тогда Королёва, приехавшая в Москву из Краснодара учиться в Государственной классической академии им. Маймонида, дебютировала как саксофонистка; так её в основном и воспринимали, и когда в 2004 г. заместитель главного редактора «Джаз.Ру» Анна Филипьева делала первое в нашем издании интервью с Анной Королёвой, эта беседа формировала у читателя образ прежде всего саксофонистки — пусть и увлечённо пишущей музыку, включая и симфонические опыты. Однако затем Королёва начала столь же увлечённо петь, а ещё год за годом представляла яркие совместные проекты с самыми разными музыкантами. Например, запомнилось «трио с дуэтом» — Анна Королёва на саксофоне и участники дуэта «Белый Острог» / Two Siberians Юрий Матвеев на гитаре и Артём Якушенко на скрипке; этот состав впечатляюще выступал на джазовых фестивалях по всей России в 2015 г.

И вот — новый поворот: теперь Анна Королёва много и с удовольствием выступает и как джазовая пианистка.

С момента московского дебюта Королёвой прошло 20 лет. В её дискографии — пять альбомов: «All Right, OK, You Win» (Evergreen Records, 2006) и четыре релиза на ArtBeat Music: двойной «Воздух времени», состоявший из двух почти самостоятельных частей — «Камергерский переулок» и «Песня для саксофона» (2103), «Московский скверик», выпущенный с приложением музыкального фильма на DVD (2014), «Импровизации из чемодана» (2017) и новый «Океан внутри» (2019). Альбом вновь двойной и состоит из весьма контрастных разделов. На первом диске, «Piano Birds» (в русской версии название другое — « Городские грёзы») Анна предстаёт как экстатически-яркая пианистка, явно находящаяся под влиянием современных пианистов преимущественно афрокубинского джазового направления. На втором, «Песни русского Севера», она не только играет на фортепиано, но и поёт — причём поёт русский фольклорный материал, явно стремясь не столько к тому, чтобы «оджазировать» народную песню, сколько к максимальной контрастности аутентичного представления фольклорного вокала и джазовой гармонической основы, которую создаёт она сама и два её партнёра — контрабасистка Дарья Чернакова и барабанщик Вартан Бабаян.

Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян (фото автора)
Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян (фото автора)

В день, когда Анна в очередной раз представила в Клубе Алексея Козлова программу этого альбома, главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков побеседовал с артисткой о её новой работе. Интервью можно посмотреть здесь на видео, а можно и прочитать в виде текста чуть ниже.

ВИДЕО: Интервью Анны Королёвой + исполнение русской народной песни.
Участвуют: Анна Королёва — фортепиано, вокал; дочь Анны — Лана (вокал, фольклорная дудка), Дарья Чернакова — контрабас, Вартан Бабаян — ударные.

Скажи, пожалуйста, как так получилось, что к твоим многочисленным музыкальным специальностям (мы тебя знаем как саксофонистку и как вокалистку) добавилось ещё фортепиано, как произошла эта перестановка в твоей жизни?

— Спасибо за вопрос: он помогает мне сейчас, на самом деле, тоже разобраться в этих вещах. Когда ты служишь музыке так, как это дóлжно, и порой не понимаешь, почему — я и не задаю этих вопросов. На самом деле, если серьёзно говорить, я на пианино раньше всех инструментов начала играть: с трёх лет. То есть я саксофон гораздо позже взяла, и у меня к пианино всегда была любовь страшная вообще. Мне кажется, что я просто органичным образом доросла до того момента, когда это уже не могло оставаться внутри и уже срочно должно было как-то через руки выходить наружу. То есть это не по приказу, а по органичной нужде, так сказать.

Альбом «Ocean Inside», я так понимаю, состоит из двух частей. Расскажи подробнее о том, как он построен.

— Да, двухчастный альбом. И первая часть называется «Городские грёзы». Это то, что волнует нас сегодня, это разные грувы, на основе которых мы играем свободную политональную импровизацию, в которой есть элементы и от бибопа, и от фьюжн, и от барокко. То есть мы миксуем это, экспериментируем, но в понятной простой форме, на которую сегодня мы откликаемся. Это всё одновременно городское, замешанное на множестве стилей, то есть это полистилистическая программа.

ВИДЕО: Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян — «Ocean Inside» (Королёва). Клуб Алексея Козлова, 15 декабря 2019

А вот [вторая часть], «Песни русского Севера»… Дело в том, что фольклор и этническую культуру я люблю с детства, это просто у меня в крови. И мне всегда очень хотелось выразить своё отношение к этой музыке так, как можем мы — как джазовые музыканты. И однажды на портале «Культура» (кстати, они молодцы, что у них в свободном доступе есть записи, сделанные в экспедициях)… Если честно, я когда услышала — сошла с ума. А началось всё с того, что я стала искать ту самую деревню, где родилась моя бабушка. Мне очень хотелось раскопать, где она находится, существует она или нет, потому что у меня все родственники как раз с русского Севера, и все крестьяне. Это началось с личного интереса.

И когда я услышала эти записи, всё произошло само собой — просто потому, что это очень запало мне сильно в душу, и эти песни стали просто выражаться через джазовое мышление, хотя, на самом деле, я уже давно не делю музыку на стили. Чтобы музыку не делить, нужно просто её всю пропустить через сердце. Мощность — в целом: по крайней мере, так нам проще это воспринять.

Лана и Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян
Лана и Анна Королёва, Дарья Чернакова, Вартан Бабаян

альбом в Apple Music | альбом в Spotify

СЛУШАЕМ: альбом Анны Королёвой «Ocean Inside» в сервисе Яндекс.Музыка

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяКонкурс «Arena Moscow Night. Наш джаз» в поиске новых звёзд российской джазовой сцены
Следующая статьяЕвгений Лебедев «Меньше нот, больше смысла». Видеокурс по импровизации Lanote Online
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя