24 марта в Париже в возрасте 86 лет скончался первопроходец стилистики «афро-джаз» саксофонист Маню Дибанго (Manu Dibango). Причиной смерти стало острое респираторное заболевание, вызванное коронавирусом Covid-19. Дибанго стал уже третьим известным джазовым музыкантом, павшим жертвой коронавируса: 10 марта в Мадриде умер Марсело Перальта (Marcelo Peralta) — саксофонист из Аргентины, который много лет жил и работал в испанской столице; а 21 марта в Нью-Йорке скончался пианист Майк Лонго (Mike Longo), который в 1966-1993 гг. постоянно работал с трубачом Диззи Гиллеспи.
Маню Дибанго (и в имени, и в фамилии ударение падает на последний слог) родился в Камеруне 12 декабря 1933. В то время его страна была колонией Франции. Родители будущего музыканта принадлежали к разным народностям: отец был иабасси, а мать — дуала. В 1949 г. 16-летний Эмманюэль Н’Джокэ Дибанго прибыл на пароходе в Марсель; его музыкальная деятельность с этого момента протекала в основном в Европе.
С 17 лет он обучался академическому фортепиано, затем переключился на саксофон. Его первыми образцами для подражания были Дюк Эллингтон, Луи Армстронг и саксофонист Сидни Беше, который долгие годы жил во Франции. Только в 1956 г. Дибанго как следует познакомился с музыкой своего родного континента, и произошло это в Бельгии, где он учился играть на вибрафоне. Именно здесь он впервые изучил традицию музыки макосса, центр развития которой, как ни странно, находился в его родном городе Дуала в Камеруне. В 1960 Маню гастролировал по Европе с группой африканских музыкантов, пытавшихся соединять джазовые звучания с ритмами Чёрного континента: она так и называлась — L’African Jazz. Идеи лидера «Африкан-Джаза» Джозефа Кабаселе Чамала (Joseph Kabasele Tchamala), выступавшего под сценическим именем Лё Гран Калэ, так увлекли Маню, что он по окончании тура уехал вместе с Кабаселе в его родную страну Бельгийское Конго (ныне Демократическая республика Конго, ранее Заир) и продолжал играть в его группе до 1963 г., когда впервые за много лет вернулся в Камерун, чтобы наконец изучить музыку своей родины.
В 1965 г. Маню Дибанго снова переехал во Францию и поселился в Париже, где стал работать студийным музыкантом. Это был период расцвета африканского самосознания, широкого распространения новой афроамериканской популярной музыки соул, и Дибанго с увлечением изучал новые звучания.
Поворотным пунктом в его карьере стал в 1972 г. выпуск сингла (пластинки с двумя песнями), на лицевой стороне которого был сочинённый им гимн чемпионата Африканского кубка наций по футболу. Гимн прошёл незамеченным широкой публикой, зато неожиданным хитом стала сторона В, которая представляла собой густую и пряную экспериментальную смесь музыки макосса, ритмов фанка и интонаций соул с солирующим соул-джазовым саксофоном. Пьеса так и называлась «Soul Makossa». В 1973 г. её открыли и начали активно крутить по радио нью-йоркские диджеи, и вскоре она стала мировым шлягером — одним из первых образцов стиля «афро-джаз» и при этом одним из первых хитов нарождавшегося движения диско.
httpv://www.youtube.com/watch?v=EF92yOsv3Y8
Именно в направлении «афро-джаза» и лежали творческие достижения Маню Дибанго в следующие четыре десятилетий. Точнее, он исследовал массу самых разных «чёрных» стилей, от афрокубинской сальсы до ямайского регги, работая с аутентичными проектами с Кубы и Ямайки, а на своих альбомах записывался вместе с самыми крупными именами джазовой сцены — от американского пианиста Хёрби Хэнкока на «Electric Africa» (1985) до южноафриканского трубача Хью Масекела на «Afrijazzy» (1986).
СЛУШАЕМ: «Electric Africa» (1985) с участием Хёрби Хэнкока и Билла Ласуэлла
httpv://www.youtube.com/watch?v=1JoDRKmAOIQ
Но наибольшую известность в мировых СМИ он получил в 2009 г., когда подал в суд на Майкла Джексона, использовавшего в одном из треков на своём самом успешном альбоме «Thriller» (1982) «хук» (запоминающийся мелодический оборот) из трека «Soul Makossa». Джексон признал плагиат и урегулировал дело в досудебном порядке.
В 2015 г. Маню Дибанго участвовал в культурной программе Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в качестве «специального представителя франкофонного мира». Последний тур он совершил в 2019 г. с проектом «Symphonic Safari», в котором играл афро-джаз с симфоническим оркестром.
ВИДЕО: Маню Дибанго, концерт в Париже, 2005
в этом треке Маню неожиданно играет на альт-саксофоне: обычно он специализировался на теноре и сопрано
httpv://www.youtube.com/watch?v=d_5WJTbTJEU
Он умер не от короновируса, а от старости!
Человек родился 13 декабря 1933 года!
Хватит глупости публиковать.
Здравствуйте, Иван.
Не надо умничать. Коронавирус и убивает главным образом пожилых людей с осложнённым анамнезом. Официально объявленная причина смерти Маню Дибанго — респираторный кризис на фоне заболевания Covid-19. Мы понимаем, что не все прошли ещё стадию неверия и отрицания, но пора смириться: в мире пандемия, и от неё умирают люди, много людей. И многие ещё умрут. Не дай Бог, чтобы это коснулось близких.