В Академии джаза Игоря Бутмана состоялся «Детский Триумф джаза» — шестой по счету конкурс юных вокалистов, инструменталистов, вокальных и инструментальных ансамблей, духовых оркестров и биг-бэндов. 14 марта в Светлановском зале Дома музыки прошёл гала-концерт конкурса.
В этом году организаторы максимально упростили процедуру подачи заявок: соискателям требовалось лишь заполнить строчку в таблице, указав личные данные артиста и хронометраж произведения, а также предоставить ссылки на видео двух разноплановых произведений, исполненных с живым аккомпанементом либо соло в режиме реального времени, то есть без монтажа.
— Мы не просматриваем исполнение под минус, — в который раз разъясняет правила участия в конкурсе заместитель директора Академии джаза, тромбонист Московского джазового оркестра Павел Овчинников, художественный руководитель проекта. Он лично отсматривает каждый ролик от начала до конца, поэтому всех участников знает в лицо. — Я понимаю, что хорошего концертмейстера бывает непросто найти, но и планка высока: мы ищем тех, кто способен петь и играть настоящий джаз. Зато почти всех, кто подал заявки правильно, мы пропустили во второй тур.
По словам организаторов и членов жюри, в этом году уровень «Триумфа» стараниями самих конкурсантов был как никогда высок.
— Тот случай, когда порой забываешь, что находишься на конкурсных прослушиваниях, — делится впечатлениями от услышанного Алина Ростоцкая, член жюри конкурса в категории «Вокал». — Иногда я ощущала себя зрителем на фестивале или концерте.
По её словам, за последние несколько лет степень подготовки участников, особенно старших — 13-17 лет — выросла до фактически профессионального уровня:
— Здесь и органика, и понимание стилистики, и владение инструментом, и творческий подход, и любовь к музыке, и искренность. Это невероятно радует, а в некоторых случаях и вовсе восхищает, как восхитило нас выступление Виктории Антонян, завоевавшей Гран-при. Это была абсолютно фестивальная программа молодого профессионала со своим взглядом на музыку, со своим звуком, с оригинальными аранжировками.
По словам Алины, младшие — возрастная группа 7-12 лет — тоже порадовали: в абсолютно фестивальной атмосфере, которая царила на конкурсе, большинство смогло раскрыть себя, излучая радость от самого процесса, прорывающуюся наружу внутреннюю свободу, выраженную в звуке.
— Все это дает надежду на прекрасное будущее и российской вокальной джазовой школы, и этих юных музыкантов с горящими глазами, — резюмирует певица и композитор. В судействе вокального блока ей помогали Сергей Богданов — заведующий эстрадным отделом училища имени Мусоргского в Петербурге — и Иделия Мухаметзянова, педагог эстрадно-джазового вокала в Академии джаза и РАМ им. Гнесиных.
— Алина Ростоцкая и Сергей Богданов помогают нам второй год подряд. С ними удобно и приятно работать: они и педагоги, и действующие музыканты, руководители коллективов, — говорит Павел Овчинников.
Ещё один член жюри, Андрей Славинский, барабанщик из Минска, руководит собственным джаз-оркестром и продюсерским центром VIP Jazz, поэтому вошёл и в жюри инструментального блока наряду с Павлом Овчинниковым и пианистом, проректором Академии им. Гнесиных Валерием Гроховским.
Здесь тоже было немало ярких открытий: среди тех, кого отметило жюри — бас-гитарист Габриэль Гаспарян, саксофонистка София Тюрина (она получила Гран-при), пианист Леонид Притула из московской ДШИ им. Мамонтова и учащаяся Академии джаза — сопрано-саксофонистка Вероника Зейдель с произведением собственного сочинения, а также молодой талантливый пианист Эдмонд Мурадян (Академия джаза, педагог Евгений Лебедев).
В ансамблях блеснули квинтет саксофонистов из МГДМШ им. Исаака Дунаевского (преподаватель — Жанна Ильмер) и квинтет Академии джаза под руководством Евгения Лебедева.
Но главное украшение «Триумфов» — это, конечно, оркестры. В этом году на сцене гала-концерта встретились два биг-бэнда — финалиста и три специально приглашенных джаз-оркестра.
— Мы очень рады, что до нас доехал детский оркестр из Белоруссии с поэтическим названием «Юность Полесья» под руководством Леонида Карташова, — рассказывает Павел Овчинников. — А ещё — биг-бэнд НГТУ из Новосибирска под руководством Юрия Миняйло. Последние, правда, в качестве гостей: это студенческий оркестр при техническом вузе, и ребята просто не проходят по возрасту. Но играют очень достойно! Спасибо ректору Новосибирского государственного технического университета за помощь в организации поездки.
Наконец, в этом году сбылась давняя мечта организаторов конкурса и мальчишек из села Кубанка Переволоцкого района Оренбургской области. Два года руководитель оркестра Яков Пеннер и музыканты детского биг-бэнда искали возможность приехать на «Триумф», и вот благодаря помощи Международного союза немецкой культуры — Кубанка относится к региону поселений русских немцев — поездка стала возможной.
— Когда я увидел этот населенный пункт на карте, то подумал, что там, наверное, всего одна улица, — улыбается Павел Леонидович. — Рассказал об этом ребятам, а они возмутились: «Не одна, а семь!» Представляете — всего на семи улицах родился полноценный детский биг-бэнд!
Ребята честно завоевали первое место, посетили несколько экскурсий и окунулись в атмосферу настоящей Москвы, остановившись в легендарной гостинице «Космос».
Детский «Триумф джаза» — больше, чем конкурс. Год за годом талантливые молодые люди обретают мастерство на глазах педагогов Академии. Многие потом становятся её студентами, и для руководителей учебного заведения нет высшей награды за свой труд.
— Нам очень приятно, что некоторые дети, музыкальное взросление которых мы наблюдали в течение нескольких лет, решили учиться в Академии. Сегодняшний первокурсник Касьян Лекус, бас-гитарист из Петербурга, принимал участие в самом первом детском «Триумфе джаза», — радуется Павел Овчинников. — И барабанщик Володя Кунц поступил к нам, и Ярослав Константинов, который несколько лет подряд брал первые места, а сегодня завоевал Гран-при. Теперь Ярослав и Касьян учатся у Антона Ревнюка, а Владимир Кунц — у Эдуарда Зизака.
Полный список победителей VI детского конкурса «Триумф джаза» вы можете увидеть на сайте Академии джаза. Будущее конкурса обещает новые номинации — вполне возможно, авторские произведения получат отдельную конкурсную категорию, а студенты Академии начнут аккомпанировать солистам. Незыблемыми останутся традиции: видеозаявки с живым аккомпанементом и оригинальность исполнения.
— Это не зачёт по специальности, — не устает повторять организатор. — Авторские штрихи, импровизация, нетривиальное прочтение стандартов — всё это и есть джаз.
Многие участники отмечают отличную организацию конкурсной инфраструктуры. Студенты Академии джаза организовали целое волонтерское движение, помогая участникам сориентироваться в здании Академии.
Редакция «Джаз.Ру» поздравляет лауреатов и дипломантов конкурса, желает проекту Игоря Бутмана и его соратников творческого развития, новых открытий и продолжения благородной миссии открытия и поддержки новых поколений джазовых талантов.
Полный список победителей, лауреатов и дипломантов 2020 года на сайте Академии джаза