11 марта Анатолию Василевскому исполняется 80 лет. Без этого музыканта, педагога, дирижёра, вся жизнь которого посвящена джазу, сегодня нельзя представить историю джазовой сцены Казани, — сцены, расцвет которой приходится на двадцатилетие с 1985 по 2005 годы.
А 28 марта в Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая состоится концерт в честь юбилея Василевского, в котором будут участвовать Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан п/у Сергея Васильева, народный артист РФ пианист и композитор Анатолий Кролл, вокалистка Мариам Мерабова, саксофонист Сергей Баулин, барабанщик Давид Ткебучава, вокалистка Юлия Хусаинова и др. Вести концерт будет главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.
28.03, 17:00, Татгосфилармония (ул. Павлюхина, д. 73). БИЛЕТЫ ОНЛАЙН: 500 ₽ — 1500 ₽
Лундстрем — Деринг — Василевский… Пока эту цепочку имен, связанных с историей казанских биг-бэндов, я не могу продолжить. Так получилось, что двоих из этих людей — Олега Лундстрема и Виктора Деринга — можно с большим основанием считать в Казани джазовыми «варягами» (и в переносном — оба осели в Казани после репатриации из Шанхая в 1947 г. — и в прямом смысле: корни семьи Лундстрема — в Швеции, земле легендарных варягов). Анатолий Василевский эту традицию продолжил, приехав в Казань из северного, почти «варяжского» Архангельска. В середине 60-х первую джазовую вершину он покорил вместе с оркестром Студенческого театра Казанского авиационного института (СТЭМ КАИ), который в те годы стал лучшим самодеятельным молодёжным коллективом страны, заняв первое место на конкурсе в Москве в 1965 г. Затем, уже в 80-е годы, Анатолий Александрович стал художественным руководителем оркестра при Казанском заводе органического синтеза, с 2000 года возродив его после перерыва на смутные 90-е годы под названием «Синтез-Бэнд». В эти годы оркестр завоевал всероссийскую известность, выступая в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, побывав за границей. И наконец, в последние годы — это руководство джазовым оркестром Татарской государственной филармонии и оркестром Казанского университета культуры, где усилиями Василевского было открыто эстрадно-джазовое отделение.
История о том, как парнишка из северного Архангельска попал в восточную Казань, просто фантастическая. Еще в 1958 г. Анатолий, который учился в музыкальном училище, вместе с младшим братом Владимиром Василевским (1944-1988), сыгравшим большую роль в его увлечении джазом, побывал в Архангельске на концерте оркестра Олега Лундстрема. Впечатление оказалось настолько сильным, что через год, окончив училище, Анатолий поехал поступать не в близкий Ленинград, а в далекую Казань — откуда, как он слышал, появился Лундстрем. Сам Анатолий вспоминает в одном из опубликованных интервью:
— Когда я заканчивал училище, я знал, что поеду учиться дальше только в Казань, потому что этот город для меня — джазовая Мекка! На моё решение не повлияла даже рекомендация в Ленинградскую консерваторию.
Практически в то же самое время, когда Лундстрем с оркестром сменил Казань на Москву, в 1960 году по его следам Анатолий с баяном под мышкой (он окончил музучилище по классу народных инструментов) отправился поступать в Казанскую консерваторию, где его никто не ждал. Вдобавок ко всем нестыковкам, на вступительные экзамены он опоздал. И тут, как в рождественской сказке, добрый дядя, оказавшийся большим начальником, «пригрел и приласкал» юношу… Вот как вспоминает об этом сам Анатолий Александрович :
— Города Казани я не знал. Каким-то образом дошёл до консерватории, где мне сообщили, что я опоздал на экзамены… И вот сижу — уставший, расстроенный, и вдруг неожиданно заходит мужчина и интересуется моими проблемами. Я рассказал ему, что опоздал, но не всё ещё потеряно, у меня есть направление в Ленинградскую консерваторию, раз опоздал. Он посмотрел мою рекомендацию… и заставил приёмную комиссию задержаться и прослушать меня. Так я поступил в консерваторию. Этим человеком был не кто иной, как Назиб Гаязович Жиганов…
Сыгравший такую роль человек — это широко известный не только в Казани композитор Жиганов, автор татарской оперной классики, — опер «Алтынчеч» и «Муса Джалиль», а по совместительству — ректор Казанской консерватории. Но вот какая штука: Жиганов джаз не то что не любил —люто ненавидел! Так счастливо поступивший в консерваторию, Анатолий вскоре поплатился за свое увлечение джазом, потому что в первые годы учебы он с головой окунулся в джазовую жизнь Казани. В 1963 году стал руководителем оркестра Студенческого театра миниатюр (СТЭМ) Казанского авиаинститута, с которым прославился не только в Казани. Именно в это время автор этих строк и познакомился с Анатолием, потому что в этом оркестре в 1962-64 годах я играл на ударных инструментах. Василевский вспоминает:
— Так получилось, что я не закончил консерваторию. На тот момент я работал в СТЭМе, мне некогда было заниматься на баяне. В августе 1966 г. у нас со СТЭМом была поездка в Болгарию, которая захватила и сентябрь. Когда я приехал на учёбу, она уже шла полным ходом. Пришлось уйти из консерватории и через восемь лет поступить на пятый курс в Институт культуры.
Теперь давайте представим, как этот совсем молодой человек, каким был Анатолий в свои 20 с небольшим лет, стал дирижёром солидного джазового оркестра. Профессия, согласитесь, довольно редкая, требующая высокого профессионализма и музыкальных знаний, специфического чувства свинга, да еще умения научить этому и заставить музыкантов (в те годы сплошь и рядом самоучек) исполнять джаз.
ВИДЕО: документальный фильм о СТЭМ КАИ, 1968
httpv://www.youtube.com/watch?v=lackU2v68tc
Всё дело в личных свойствах и характере самого Анатолия Александровича. Он всего на пять лет меня старше, но я его воспринимал как строгого учителя и наставника. Характер — это судьба, и эту твёрдость, решительность и упорство чувствовали все, кто сталкивался с Анатолием Василевским. Этими качествами, да ещё и способностью «резать правду-матку в глаза», он отличался всегда. Поэтому он во все времена был и остается человеком «неудобным» для начальства всех уровней. Наверное, в этом есть какие-то генетические корни: его отец в 30-х годах подвергся репрессиям…
Анатолий Александрович вспоминает:
— В 30-е мой отец был репрессирован и выслан в северные края, а после реабилитации там и остался. Поэтому родился и вырос я в Плесецке… Именно с отца началось наше с братом увлечение джазом. В доме всегда были грампластинки с записями лучших джазистов СССР. Позже стали слушать по «вражьим голосам» звезд заокеанского джаза… Идея поехать учиться в Казань появилась сначала у младшего брата Володи. Я часто думаю: как бы сложилась моя жизнь, если бы я его не послушал и поехал в Ленинград? И прихожу к выводу, что всё сделал правильно. А Володи уже давно нет: он умер в 1988 году, только-только успев получить диплом Казанской консерватории. В своё время он её бросил: талантливый трубач, флюгельгорнист, аранжировщик и композитор, он принял приглашение Юрия Саульского играть в «ВИО-66». Затем работал у Эдди Рознера, в ансамбле «Добры молодцы» с Севой Новгородцевым, возглавлял оркестр «Советская песня». Писал аранжировки для Валентины Толкуновой, Аллы Баяновой, Евгения Мартынова, для эстрадно-симфонического оркестра Юрия Силантьева…
И снова о себе и о том, как приходилось работать и выживать во время работы с оркестром завода «Оргсинтез» в 70-е годы, вспоминает Анатолий Василевский:
— Нам приходилось обслуживать не только «свои» заводские, но и районные и городские мероприятия. Тогда проводили тьму всяких отчётно-перевыборных конференций, торжественных собраний и прочее. Нам иногда приходилось проводить целый день в оркестровой яме только для того, чтобы утром на открытии какого-либо заседания сыграть гимн, днём в перерыве «пошуметь» в фойе, а вечером на закрытии опять исполнить тот же гимн.
Иногда до одури приходилось греметь «туш» при вручении наград и знамён «за достигнутые успехи», или на бегу играть на праздничных демонстрациях. А игра во время субботников или на ярмарках!.. Отношение к нам можно было сравнить отчасти с обращением с крепостными музыкантами.
И всё-таки в этих условиях мы играли джаз!
Сегодня эти времена кажутся, несмотря на все идеологические «совковые» выкрутасы, такими счастливыми: ведь мы играли джаз и творили джазовую историю страны. И ещё — мы были молоды, но как давно это было, полвека пролетело!
От имени всех, кто не представляет себе жизни без любимого джаза, хочется пожелать Анатолию Александровичу здоровья и энергии. Пока есть такие люди, как Анатолий Василевский, надежда на то, что джазовая традиция в нашем городе не угаснет, остаётся. Надежда на продолжение славной традиции казанских джазовых биг-бэндов: от Олега Лундстрема через Виктора Деринга к Анатолию Василевскому и далее, далее…