Бэндлидер Анатолий Василевский: 80! К юбилею ветерана казанской джазовой сцены

0
Анатолий Василевский (2010)
Анатолий Василевский (2010)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

11 марта Анатолию Василевскому исполняется 80 лет. Без этого музыканта, педагога, дирижёра, вся жизнь которого посвящена джазу, сегодня нельзя представить историю джазовой сцены Казани, — сцены, расцвет которой приходится на двадцатилетие с 1985 по 2005 годы.

А 28 марта в Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая состоится концерт в честь юбилея Василевского, в котором будут участвовать Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан п/у Сергея Васильева, народный артист РФ пианист и композитор Анатолий Кролл, вокалистка Мариам Мерабова, саксофонист Сергей Баулин, барабанщик Давид Ткебучава, вокалистка Юлия Хусаинова и др. Вести концерт будет главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.

28.03, 17:00, Татгосфилармония (ул. Павлюхина, д. 73). БИЛЕТЫ ОНЛАЙН: 500 ₽ — 1500 ₽

Лундстрем — Деринг — Василевский… Пока эту цепочку имен, связанных с историей казанских биг-бэндов, я не могу продолжить. Так получилось, что двоих из этих людей — Олега Лундстрема и Виктора Деринга — можно с большим основанием считать в Казани джазовыми «варягами» (и в переносном — оба осели в Казани после репатриации из Шанхая в 1947 г. — и в прямом смысле: корни семьи Лундстрема — в Швеции, земле легендарных варягов). Анатолий Василевский эту традицию продолжил, приехав в Казань из северного, почти «варяжского» Архангельска. В середине 60-х первую джазовую вершину он покорил вместе с оркестром Студенческого театра Казанского авиационного института (СТЭМ КАИ), который в те годы стал лучшим самодеятельным молодёжным коллективом страны, заняв первое место на конкурсе в Москве в 1965 г. Затем, уже в 80-е годы, Анатолий Александрович стал художественным руководителем оркестра при Казанском заводе органического синтеза, с 2000 года возродив его после перерыва на смутные 90-е годы под названием «Синтез-Бэнд». В эти годы оркестр завоевал всероссийскую известность, выступая в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, побывав за границей. И наконец, в последние годы — это руководство джазовым оркестром Татарской государственной филармонии и оркестром Казанского университета культуры, где усилиями Василевского было открыто эстрадно-джазовое отделение.

Анатолий Василевский. 70-летие (2010)
Анатолий Василевский. 75-летие (2015)

История о том, как парнишка из северного Архангельска попал в восточную Казань, просто фантастическая. Еще в 1958 г. Анатолий, который учился в музыкальном училище, вместе с младшим братом Владимиром Василевским (1944-1988), сыгравшим большую роль в его увлечении джазом, побывал в Архангельске на концерте оркестра Олега Лундстрема. Впечатление оказалось настолько сильным, что через год, окончив училище, Анатолий поехал поступать не в близкий Ленинград, а в далекую Казань — откуда, как он слышал, появился Лундстрем. Сам Анатолий вспоминает в одном из опубликованных интервью:

— Когда я заканчивал училище, я знал, что поеду учиться дальше только в Казань, потому что этот город для меня — джазовая Мекка! На моё решение не повлияла даже рекомендация в Ленинградскую консерваторию.

Анатолий Василевский и Олег Лундстрем, 1996
Анатолий Василевский и Олег Лундстрем, 1996

Практически в то же самое время, когда Лундстрем с оркестром сменил Казань на Москву, в 1960 году по его следам Анатолий с баяном под мышкой (он окончил музучилище по классу народных инструментов) отправился поступать в Казанскую консерваторию, где его никто не ждал. Вдобавок ко всем нестыковкам, на вступительные экзамены он опоздал. И тут, как в рождественской сказке, добрый дядя, оказавшийся большим начальником, «пригрел и приласкал» юношу… Вот как вспоминает об этом сам Анатолий Александрович :

— Города Казани я не знал. Каким-то образом дошёл до консерватории, где мне сообщили, что я опоздал на экзамены… И вот сижу — уставший, расстроенный, и вдруг неожиданно заходит мужчина и интересуется моими проблемами. Я рассказал ему, что опоздал, но не всё ещё потеряно, у меня есть направление в Ленинградскую консерваторию, раз опоздал. Он посмотрел мою рекомендацию… и заставил приёмную комиссию задержаться и прослушать меня. Так я поступил в консерваторию. Этим человеком был не кто иной, как Назиб Гаязович Жиганов

Назиб Жиганов
Назиб Жиганов (1911-1988)

Сыгравший такую роль человек — это широко известный не только в Казани композитор Жиганов, автор татарской оперной классики, — опер «Алтынчеч» и «Муса Джалиль», а по совместительству — ректор Казанской консерватории. Но вот какая штука: Жиганов джаз не то что не любил —люто ненавидел! Так счастливо поступивший в консерваторию, Анатолий вскоре поплатился за свое увлечение джазом, потому что в первые годы учебы он с головой окунулся в джазовую жизнь Казани. В 1963 году стал руководителем оркестра Студенческого театра миниатюр (СТЭМ) Казанского авиаинститута, с которым прославился не только в Казани. Именно в это время автор этих строк и познакомился с Анатолием, потому что в этом оркестре в 1962-64 годах я играл на ударных инструментах. Василевский вспоминает:

— Так получилось, что я не закончил консерваторию. На тот момент я работал в СТЭМе, мне некогда было заниматься на баяне. В августе 1966 г. у нас со СТЭМом была поездка в Болгарию, которая захватила и сентябрь. Когда я приехал на учёбу, она уже шла полным ходом. Пришлось уйти из консерватории и через восемь лет поступить на пятый курс в Институт культуры.

1962. Анатолий Василевский дирижирует биг-бэндом казанского ДК им. Ленина
1962. Анатолий Василевский дирижирует биг-бэндом казанского ДК им. Ленина

Теперь давайте представим, как этот совсем молодой человек, каким был Анатолий в свои 20 с небольшим лет, стал дирижёром солидного джазового оркестра. Профессия, согласитесь, довольно редкая, требующая высокого профессионализма и музыкальных знаний, специфического чувства свинга, да еще умения научить этому и заставить музыкантов (в те годы сплошь и рядом самоучек) исполнять джаз.
ВИДЕО: документальный фильм о СТЭМ КАИ, 1968

httpv://www.youtube.com/watch?v=lackU2v68tc

Всё дело в личных свойствах и характере самого Анатолия Александровича. Он всего на пять лет меня старше, но я его воспринимал как строгого учителя и наставника. Характер — это судьба, и эту твёрдость, решительность и упорство чувствовали все, кто сталкивался с Анатолием Василевским. Этими качествами, да ещё и способностью «резать правду-матку в глаза», он отличался всегда. Поэтому он во все времена был и остается человеком «неудобным» для начальства всех уровней. Наверное, в этом есть какие-то генетические корни: его отец в 30-х годах подвергся репрессиям…

Братья Василевские (слева Владимир, справа Анатолий) с отцом. Архангельск, 1960
Братья Василевские (слева Владимир, справа Анатолий) с отцом, Александром Ульяновичем Василевским (в центре). Архангельск, 1960

Анатолий Александрович вспоминает:

— В 30-е мой отец был репрессирован и выслан в северные края, а после реабилитации там и остался. Поэтому родился и вырос я в Плесецке… Именно с отца началось наше с братом увлечение джазом. В доме всегда были грампластинки с записями лучших джазистов СССР. Позже стали слушать по «вражьим голосам» звезд заокеанского джаза… Идея поехать учиться в Казань появилась сначала у младшего брата Володи. Я часто думаю: как бы сложилась моя жизнь, если бы я его не послушал и поехал в Ленинград? И прихожу к выводу, что всё сделал правильно. А Володи уже давно нет: он умер в 1988 году, только-только успев получить диплом Казанской консерватории. В своё время он её бросил: талантливый трубач, флюгельгорнист, аранжировщик и композитор, он принял приглашение Юрия Саульского играть в «ВИО-66». Затем работал у Эдди Рознера, в ансамбле «Добры молодцы» с Севой Новгородцевым, возглавлял оркестр «Советская песня». Писал аранжировки для Валентины Толкуновой, Аллы Баяновой, Евгения Мартынова, для эстрадно-симфонического оркестра Юрия Силантьева…

Владимир Василевский (1944-88)
Владимир Василевский (1944-88)

И снова о себе и о том, как приходилось работать и выживать во время работы с оркестром завода «Оргсинтез» в 70-е годы, вспоминает Анатолий Василевский:

— Нам приходилось обслуживать не только «свои» заводские, но и районные и городские мероприятия. Тогда проводили тьму всяких отчётно-перевыборных конференций, торжественных собраний и прочее. Нам иногда приходилось проводить целый день в оркестровой яме только для того, чтобы утром на открытии какого-либо заседания сыграть гимн, днём в перерыве «пошуметь» в фойе, а вечером на закрытии опять исполнить тот же гимн.

Иногда до одури приходилось греметь «туш» при вручении наград и знамён «за достигнутые успехи», или на бегу играть на праздничных демонстрациях. А игра во время субботников или на ярмарках!.. Отношение к нам можно было сравнить отчасти с обращением с крепостными музыкантами.

И всё-таки в этих условиях мы играли джаз!

80-е годы: руки-то помнят!
Анатолий Василевский со своим первым инструментом, 80-е годы: руки-то помнят!

Сегодня эти времена кажутся, несмотря на все идеологические «совковые» выкрутасы, такими счастливыми: ведь мы играли джаз и творили джазовую историю страны. И ещё — мы были молоды, но как давно это было, полвека пролетело!

Во главе возрождённого оркестра «Синтез-Бэнд», 2000
Во главе возрождённого оркестра «Синтез-Бэнд», 2000

От имени всех, кто не представляет себе жизни без любимого джаза, хочется пожелать Анатолию Александровичу здоровья и энергии. Пока есть такие люди, как Анатолий Василевский, надежда на то, что джазовая традиция в нашем городе не угаснет, остаётся. Надежда на продолжение славной традиции казанских джазовых биг-бэндов: от Олега Лундстрема через Виктора Деринга к Анатолию Василевскому и далее, далее…

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя