6 марта в США скончался на 82 году жизни легендарный джазовый пианист Маккой Тайнер (McCoy Tyner). Его уход из жизни подтвердили в социальных сетях члены семьи музыканта.
Альфред Маккой Тайнер родился в Филадельфии 11 декабря 1938 г. Брать уроки игры на фортепиано он начал, как это бывает в жизни практически каждого ребенка, по настоянию родителей. А через несколько лет стало понятно, что с музыкой Маккой свяжет свою дальнейшую жизнь. Обучался он вначале в West Philadelphia Music School, а позднее перешел в Granoff School of Music., основанную выходцем из России скрипачом Исидором Грановым ещё в 1920-е гг.
Первым инструментом в его жизни стало соседское фортепиано. Естественно, что время, проводимое за инструментом, было ограничено. Но когда родители пианиста смогли приобрести собственный инструмент, Маккой получил возможность музицировать и совершенствовать свой дар сутки напролет. В доме часто стали появляться друзья и соседи музыканта, некоторые из которых в последствии стали известными джазменами. Среди них были трубач Ли Морган, саксофонист Арчи Шепп, пианист Бобби Тиммонс и басист Реджи Уоркман. В возрасте восемнадцати лет музыкант обратился в мусульманскую веру, получив имя Сулаймон Сауд; однако, в отличие от других известных афроамериканцев-мусульман в спорте, музыке и искусстве (Мохаммед Али, Ахмад Джамал, Юсеф Латиф, Амири Барака), Маккой не стал официально менять имя, да и увлечение его исламом постепенно сошло на нет. Джаз был для него важнее, чем религия.
Кстати, интересно, что его младший брат Джарвис пошёл по совершенно другому пути: 78-летний Джарвис Тайнер до недавнего времени был заместителем председателя Коммунистической партии США.
Ещё в 1956, работая в небольшом клубе Red Rooster, Маккой Тайнер познакомился с саксофонистом Джоном Колтрейном. В то время Колтрейн тесно сотрудничал с великим трубачом Майлзом Дэйвисом. Саксофонист, чья популярность была на подъёме и продолжала расти, не имел собственной группы. Поэтому на выступлениях с ним часто работали приглашённые музыканты. Среди них был и Маккой. Музыкальное взаимопонимание между двумя музыкантами было столь велико, что через некоторое время Колтрейн, решив создать собственный коллектив, сразу же пригласил к себе Тайнера.
На тот момент Маккой работал у саксофониста Бенни Голсона и трубача Арта Фармера в легендарном Jazztet (с которым произошёл его дебют в грамзаписи): это был 1959 год. В 1960-м, когда Колтрейн окончательно расстался с Майлзом, чтобы основать свою команду, Маккой ушёл из Jazztet. Музыканты работали вместе до 1965 года, записав вместе значительный корпус альбомов, вошедших в золотой фонд мирового джаза. Игра Тайнера звучит на самых значительных работах Колтрейна: «My Favorite Things», «Coltrane Plays The Blues», «Africa/Brass», «Transcendence», «Ballads», «John Coltrane and Johnny Hartman», «Dear Old Stockholm», «To The Beat of a Different Drum», «Crescent» и многих других, но главное — на важнейшем альбоме великого саксофониста, «A Love Supreme» (1964).
СЛУШАЕМ: John Coltrane «Resolution» с альбома «A Love Supreme» (1964)
httpv://www.youtube.com/watch?v=O6pSffe4k60
В то же время Маккой записал несколько сольных альбомов на лейбле Impulse!, включая «Inception», «Night of Ballads and Blues» и «Live at Newport».
СЛУШАЕМ: McCoy Tyner «Inception»
httpv://www.youtube.com/watch?v=sYvICoEVpCk
После того, как Маккой в 1965-м принимает решение расстаться с Колтрейном, который всё дальше уходил в радикальный авангард, в карьере пианиста наступает некоторое затишье. Он продолжает превосходно играть на фортепиано, коллективу, который он создал, пророчат большое будущее, но публика остается равнодушной к его творчеству. Безденежье заставило Маккоя даже податься в соул-ансамбль Айка и Тины Тёрнер играть на электронных клавишных. Так продолжалось пять лет, вплоть до 1970-го, когда в сотрудничестве с лейблом Milestone выходит альбом «Sahara», получивший две премии Grammy и ставший, по мнению журнала DownBeat, альбомом года. С этого момента всё возвратилось в прежнее русло. Маккой снова много гастролирует, записывается со многими музыкантами, а в середине 80-х основывает квинтет, в котором работали саксофонист Гэри Бартц и скрипач Джон Блэйк. В конце 80-х музыкант большую часть времени выступал со своим трио, где, помимо него, играли басист Эйвери Шарп и Аарон Скотт на ударных. И по сей день записи этого трио пользуются необычайной популярностью.
СЛУШАЕМ: McCoy Tyner «Sahara»
httpv://www.youtube.com/watch?v=W5yOk9A7K6s
В 1995-м году Маккой снова начал сотрудничать с лейблом Impulse!. В результате свет увидел альбом «Infinity», записанный вместе с легендарным саксофонистом Майклом Бреккером. Итог — премия Grammy! Здесь необходимо заметить, что в тот период некоторые из предыдущих работ с участием Маккоя тоже получали Grammy, но там музыкант выступал на вторых ролях. За долгую жизнь в джазе пианист получил пять премий Grammy.
Через три года Маккой Тайнер снова меняет звукозаписывающую компанию и записывает на лейбле Telarc два альбома, один из которых посвящен латиноамериканской музыке, а второй — представляет бас-гитариста Стэнли Кларка. В 2004 г. вышел его третий альбом на Telarc, «Illuminations», где Маккой создал впечатляющие гармонические ландшафты вместе с саксофонистом Гэри Бартцем и трубачом Теренсом Бланшардом.
СЛУШАЕМ: McCoy Tyner — «Come Rain or Come Shine» с альбома «Illuminations», 2004
httpv://www.youtube.com/watch?v=jg774FWUZ0Q
Мало найдется в джазе пианистов, которые оказали такое влияние на следующие поколения музыкантов и при этом настолько убедительно оставались бы в строю. Из тех, чей пик карьеры пришелся на начало 1960-х, с Маккоем Тайнером по влиятельности мог сравниться разве что Билл Эванс, но он давно ушёл из жизни. Да, случилось так, что пик карьеры Маккоя пришелся на юность, когда он работал в «классическом» квартете Джона Колтрейна. Музыка, которую молодой пианист (к Колтрейну он пришел 22-летним) играл у Трейна — его голосоведение, аккордика, ритмические обороты — вошло в «разговорный язык» всех следующих поколений джазовых пианистов. Но и на седьмом десятке лет мастер своей игрой не просто подтверждал высокий творческий и технический уровень, но демонстрировал несомненную открытость и желание что-то искать — а главное, возможность найти. Он гастролировал до 70-летнего возраста, а когда ему было 64 — получил высшее отличие для джазового музыканта в Америке, почётное звание «Мастер джаза», которое присваивает Национальный Фонд искусств США (2002).
В 2004 г. Маккой Тайнер выступал в Москве, дав несколько концертов в ведущем джаз-клубе тех лет — Le Club. В репортаже с его концертов зам. главного редактора «Джаз.Ру» Анна Филипьева писала:
…Понятно, что так просто уйти от московской публики, не исполнив что-нибудь на бис, трио Маккоя Тайнера вряд ли удалось бы, хотя бы в последний вечер (говорят, в первый вечер артист, утомленный перелетом, на бис все-таки не вышел). Публика настойчиво рукоплескала, но, наверное, ничего бы не получилось, если бы у дверей гримерки не объединили усилия вокалистка Ирина Томаева и поющая саксофонистка Анна Королева. Их согласованные пронзительные зовы, напоминающие заклинание дождя в индейских племенах, похоже, окончательно убедили Тайнера в необходимости исполнить еще две композиции — одну соло и одну в трио. Только после этого москвичи отпустили последнего из живых (и самого молодого) участника легендарного квартета Джона Колтрейна, которому, впрочем, еще с полчаса пришлось поработать за сценой, выполняя приятную музыкантскую обязанность по подписыванию дисков.
В 2010 артист выступил в России ещё раз, на фестивале «Триумф джаза». В этот период здоровье его уже пошатнулось, и игра пианиста звучала более скупо и экономно: он берёг силы.
ВИДЕО: Маккой Тайнер на джаз-фестивале в Ницце, Франция, 2000 (Чарнет Моффетт — бас-гитара; Ал Фостер — ударные)
httpv://www.youtube.com/watch?v=MeUfQva5wHM