Фестивали нынешнего сезона. На Кипре дебютировал Limassol International Jazz and Pop Festival

0
Давид Голощёкин, Наталья Охочинская, Гасан Багиров
Давид Голощёкин, Наталья Охочинская, Гасан Багиров
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

NEW: Limassol International Jazz and Pop Festival, Pilot Edition (in English)

♪ Есть в восточной части Средиземного моря остров Кипр. Люди живут там с незапамятных времён. Север острова сейчас — не признанная никем, кроме Турции, Республика Северного Кипра, населённая турками, а вот южная часть — это говорящая по-гречески Киприаки Демократия, то есть Республика Кипр: член Евросоюза, часть зоны евро и первая в Европе страна, куда сразу после распада Советского Союза массово устремились россияне — большинство на отдых, а некоторые и на постоянное жительство. Как результат, на Кипре сейчас примерно 40 тысяч человек из 800 тысяч населения говорит по-русски. Вот и в Лимасоле (по-английски пишется Limassol, по-гречески — Лемесос), втором городе Кипра по количеству населения после столицы Никосии, живёт около 10% русскоговорящего населения.

Лимасол. Отель и концертный зал Amara
Лимасол. Отель и концертный зал Amara

Лимасол расположен на самом юге острова. Здесь постоянно проживает около 240 тысяч человек, это крупный культурный центр и важная курортно-туристическая зона. 2-3 ноября 2019 в Лимасоле впервые состоялся новый джазовый фестиваль — точнее, «пилот» или своего рода презентация фестиваля, который организаторы хотели бы сделать регулярным и постоянным.

Пилотная версия получила название Limassol International Festival of Jazz and Popular Music, сокращённо Limassol International Jazz and Pop Festival, или Международный фестиваль джазовой и популярной музыки в Лимасоле. В 2019 г. исполнилось сто лет с тех пор, как в США родился один из самых известных вокалистов джаза и традиционной эстрады — Нат Кинг Коул (Nat “King” Cole, 1919-1965). Его столетию и был посвящён первый джаз-фестиваль в Лимасоле.

Фестиваль проходил в концертном зале Amara, который расположен при одноимённом отеле, выступавшем в качестве одного из спонсоров музыкального события. Идея и воплощение Международного фестиваля джазовой и популярной музыки в Лимасоле принадлежит фонду «Созидающий мир», во главе которого стоит Вячеслав Заренков — меценат и ценитель музыки. Фонд создан ещё в 2012 г., проводит выставки и зарубежные пленэры российских художников, поддерживает реставрацию храмов и памятников, издание книг, постановку спектаклей и создание фильмов. А на Кипре «Созидающий мир» ещё с 2017 г. проводит греко-русский православный фестиваль «КипРус».

Вячеслав Заренков открывает Международный фестиваль джазовой и популярной музыки в Лимасоле
Вячеслав Заренков открывает Международный фестиваль джазовой и популярной музыки в Лимасоле

И вот — новый проект: джазовый фестиваль в Лимасоле. Поскольку организатор фестиваля, фонд «Созидающий мир», происходит из Санкт-Петербурга, то и значительная часть афиши Limassol International Jazz and Pop Festival — это имена музыкантов, связанных с петербургской джазовой сценой, одним из важнейших джазовых сообществ России. История джаза в Санкт-Петербурге насчитывает уже 92 года: первые ленинградские джаз-ансамбли вышли на сцену в 1927 году. Петербург — цитадель джазовой традиции на российской земле, бурлящее богатейшей клубной жизнью живое джазовое сообщество, яркие выходцы из которого работают и на московской, и на европейской, и на американской сцене. Петербургский джаз оказался главным поставщиком кадров для первого фестиваля в Лимасоле.

Давид Голощёкин на сцене Limassol International Jazz and Pop Festival
Давид Голощёкин на сцене Limassol International Jazz and Pop Festival

Центральным действующим лицом фестиваля стал народный артист России, основатель и художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки мультиинструменталист Давид Голощёкин. Совершенно логичное решение: Давид Семёнович — не только известнейший представитель питерской джазовой традиции, он также и ее идейно-организационный лидер этой традиции в последние десятилетия. При этом он популярнейший исполнитель, чьи гастрольные выступления в России неизменно собирают полные залы, а целый ряд ориентированных на джазовую традицию фестивалей год за годом приглашает Голощёкина в качестве специального гостя — и, кажется, он ни разу ещё не разочаровал своих российских поклонников, представляя им исконную джазовую традицию настоящего, фундаментального качества.

Давид Голощекин рассказал «Джаз.Ру», что был весьма заинтересован предложением выступить на Кипре и после двух дней фестиваля в Лимасоле убедился, что у нового музыкального праздника есть и значительный резерв развития, и заинтересованная, тепло принимающая артистов аудитория. Из своего многочисленного инструментального арсенала (Голощёкин профессионально владеет фортепиано, электроорганом, скрипкой, вибрафоном, флюгельгорном, тенор-саксофоном, контрабасом и ударными) народный артист выбрал для выступления перед кипрской публикой скрипку и флюгельгорн (разновидность трубы с более низким и округлым звуком) — два максимально разных инструмента, с разной спецификой звучания, разной фразировкой, разной эстетикой импровизационного мышления.

Гасан Багиров на Limassol International Jazz and Pop Festival
Гасан Багиров на Limassol International Jazz and Pop Festival

Голощёкин выступал со смешанным составом, в котором выделялся его постоянный музыкальный партнёр — выдающийся петербургский джазовый гитарист Гасан Багиров. С Давидом Семёновичем он сотрудничает уже более 20 лет. Опытный исполнитель джазового мэйнстрима, Багиров признанный мастер редкого импровизационного выразительного средства — одновременной унисонной вокально-инструментальной импровизации: Гасан импровизирует на гитаре сложные, изощрённые одноголосные мелодические линии и одновременно пропевает эти же линии голосом.

Мир популярной музыки на фестивале представлял петербургский певец Юрий Охочинский. Впрочем, джазовая эстетика ему отнюдь не чужда. Ещё в конце 1990-х он выступал в возглавляемой Голощёкиным петербургской Джазовой филармонии с концертом памяти Фрэнка Синатры, и Голощёкин тогда участвовал в этом концерте. Давид Семёнович так определил творческое лицо Охочинского:

— Юрий Охочинский — редчайший исполнитель-вокалист романтического направления в современной эстрадной музыке. Обладая красивым и уникальным тембром голоса, он к тому же наделён высоким артистизмом, что делает его концерты высокоэстетичным явлением и резко выделяет его из круга современных исполнителей популярной песни.

Юрий Охочинский
Юрий Охочинский

Охочинский — продолжатель линии так называемых «крунеров», исполнителей романтической песни. Таковы были Энди Уильямс, Том Джонс, Энгельберт Хампердинк, таков был и Нат Кинг Коул, столетию со дня рождения которого был посвящён фестиваль в Лимасоле.

Илья Серов
Илья Серов

К Санкт-Петербургу имеет непосредственное отношение и американский участник фестиваля — джазовый трубач и певец Илья Серов. Он родился в Саратове, а высшее музыкальное образование получил в Санкт-Петербургской консерватории, где обучался как академический исполнитель. Как трубач-«классик» Серов играл в целом ряде петербургских оркестров, но любовь к джазу оказалась сильнее. Походив по питерским джаз-клубам, 12 лет назад 21-летний трубач поселился в Лос-Анджелесе, где продолжил погружение в американскую джазовую среду, в том числе участвуя в проектах звезды «смут-джаза» Дейва Коза. В записи нового альбома Серова «Back in Time» (2019) участвовали легендарный перкуссионист Пончо Санчес, саксофонист Эрик Мариенталь, пианист Роджер Келлауэй и другие американские джазовые звёзды. Крепкий американский состав Серов представил и в Лимасоле: особенно выделялся контрабасист из Филадельфии Макс Краус, который в последние годы живёт в Лос-Анджелесе и играет в биг-бэнде прославленного аранжировщика Билла Холлмана, но хорошо показали себя и барабанщик Райан Шоу, и гитарист Шейн Савала, и сессионный клавишник Ник Петрилло.

Apple Tea: вокалистка Наталья Иванова

Особняком в программе фестиваля стояли выступления белорусского коллектива Apple Tea, или «Яблочный чай». Под руководством бас-гитариста Игоря Сацевича этот минский фьюжн-коллектив работает уже более четверти века. Их сдержанно-энергичная версия современного европейского джаз-рока с богатым использованием этнических мотивов снискала им широкую популярность в родной Беларуси, но группа хорошо известна и в России, где, к примеру, в 2015 году проехала по маршруту охватывающего центральные области страны передвижного фестиваля «Джазовая провинция» с программой своего седьмого альбома «М1». Но авторская музыка — это только часть того, что они делают: так, в Белоруссии они неоднократно выступали сопровождающим составом известных британских и американских джазовых вокалистов, среди которых были и звёзды мирового масштаба — Шенда Рул, Шарон Кларк, Грегори Портер, Кевин Махогани. С ними «Яблочный чай», естественно, играл более приближенный к джазовому мэйнстриму материал — вот и на фестивале в Лимасоле белорусские музыканты тоже не только показывали собственную музыку, но и участвовали в аккомпанементе солистам, а во второй день фестиваля играли и в общем джеме.

Ветеран Apple Tea барабанщик Александр Сапега
Ветеран Apple Tea барабанщик Александр Сапега

Был представлен в программе фестиваля на Кипре и, собственно, Кипр. Правда, местная джазовая сцена на острове находится ещё на ранней ступени развития: на Кипре по состоянию на 2019 был всего один джазовый клуб, и он находился в столице — Никосии. Кипрская Ассоциация джаза и блюза насчитывала на острове 121 профессионального джазового музыканта, часть из них, кстати, живёт в Лимасоле: многие из них — киприоты, другие работают на острове постоянно, но имеют гражданство США, Великобритании, Греции, Польши, России (например, пианист Леонид Нестеров, который регулярно устраивает в Никосии концерты российских джазовых музыкантов) и даже таких не слишком джазовых стран, как, скажем, Ливан. Но на первом, пробном фестивале в Лимасоле решили показать не малоизвестных кипрских джазменов, а, наверное, одного из самых известных в Европе певцов-киприотов. Ховиг Демирчян — 30-летний кипрский певец армянского происхождения. Под артистическим именем Ховиг (Hovig) он представлял Кипр на «Евровидении» 2017 года, но занял там только 21-е место из 26. Тем не менее, в стране он популярен, а поскольку изучал джазовый вокал — без труда смог договориться с музыкантами американского ансамбля Ильи Серова и спеть с ними несколько номеров.

Hovig
Hovig

Была в программе фестиваля и ещё одна солистка — 25-летняя Наталья Охочинская из Санкт-Петербурга. Как и Ховиг, ранее, в мае 2019, она участвовала в другом событии, организованном на Кипре фондом «Созидающий мир» — вышеупомянутом греко-русском фестивале «КипРус». Там, кстати, Наталья выступала с отцом — Юрием Охочинским, но в Лимасоле молодая вокалистка пела соло, а ей аккомпанировали и российские, и белорусские, и американские музыканты.

Наталья Охочинская, Илья Серов
Наталья Охочинская, Илья Серов

Основатель фестиваля, президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков так определяет, почему именно джаз выбрал основным направлением нового фестиваля в Лимасоле: «Джаз — интернациональная культура, которая объединяет весь мир. Джазовую музыку слушают богатые и бедные, независимо от вероисповедания и цвета кожи». И это правда. В начале своей истории джаз стремительно распространился по миру. Везде, где разные культуры воздействовали друг на друга и смешивались, умножая свои богатства взаимным влиянием, на всех перекрёстках мировых путей джаз зазвучал буквально в течение одного десятилетия: во второй половине 1920-х его играли уже не только в Нью-Орлеане, Чикаго и Нью-Йорке, но также в Кейптауне и Шанхае, в Ленинграде и Бомбее, в Сиэтле и Копенгагене, в Сиднее и Гаване. Какие бы турбулентные времена ни переживал джаз в разных странах и в разные эпохи, развитие и движение его по миру никогда не останавливалось. В XXI столетии джазовое искусство продолжает распространяться на новые аудитории; поколение за поколением приходят в это искусство новые артисты, возникают новые клубы, появляются новые фестивали. Знаменательно и важно, что к появлению нового джазового фестиваля на крайнем юго-востоке Европейского Союза причастны наши соотечественники, и джаз находит дорогу к слушателям на Кипре именно благодаря деятельности организаторов и артистов из России.

Участники и организаторы Limassol International Jazz and Pop Festival
Участники и организаторы Limassol International Jazz and Pop Festival

Второй джазовый фестиваль на Кипре — Limassol International Jazz and Pop Festival — запланирован на октябрь 2020 г.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя