NEW: Limassol International Jazz and Pop Festival, Pilot Edition (in English)
♪ Есть в восточной части Средиземного моря остров Кипр. Люди живут там с незапамятных времён. Север острова сейчас — не признанная никем, кроме Турции, Республика Северного Кипра, населённая турками, а вот южная часть — это говорящая по-гречески Киприаки Демократия, то есть Республика Кипр: член Евросоюза, часть зоны евро и первая в Европе страна, куда сразу после распада Советского Союза массово устремились россияне — большинство на отдых, а некоторые и на постоянное жительство. Как результат, на Кипре сейчас примерно 40 тысяч человек из 800 тысяч населения говорит по-русски. Вот и в Лимасоле (по-английски пишется Limassol, по-гречески — Лемесос), втором городе Кипра по количеству населения после столицы Никосии, живёт около 10% русскоговорящего населения.
Лимасол расположен на самом юге острова. Здесь постоянно проживает около 240 тысяч человек, это крупный культурный центр и важная курортно-туристическая зона. 2-3 ноября 2019 в Лимасоле впервые состоялся новый джазовый фестиваль — точнее, «пилот» или своего рода презентация фестиваля, который организаторы хотели бы сделать регулярным и постоянным.
Пилотная версия получила название Limassol International Festival of Jazz and Popular Music, сокращённо Limassol International Jazz and Pop Festival, или Международный фестиваль джазовой и популярной музыки в Лимасоле. В 2019 г. исполнилось сто лет с тех пор, как в США родился один из самых известных вокалистов джаза и традиционной эстрады — Нат Кинг Коул (Nat “King” Cole, 1919-1965). Его столетию и был посвящён первый джаз-фестиваль в Лимасоле.
Фестиваль проходил в концертном зале Amara, который расположен при одноимённом отеле, выступавшем в качестве одного из спонсоров музыкального события. Идея и воплощение Международного фестиваля джазовой и популярной музыки в Лимасоле принадлежит фонду «Созидающий мир», во главе которого стоит Вячеслав Заренков — меценат и ценитель музыки. Фонд создан ещё в 2012 г., проводит выставки и зарубежные пленэры российских художников, поддерживает реставрацию храмов и памятников, издание книг, постановку спектаклей и создание фильмов. А на Кипре «Созидающий мир» ещё с 2017 г. проводит греко-русский православный фестиваль «КипРус».
И вот — новый проект: джазовый фестиваль в Лимасоле. Поскольку организатор фестиваля, фонд «Созидающий мир», происходит из Санкт-Петербурга, то и значительная часть афиши Limassol International Jazz and Pop Festival — это имена музыкантов, связанных с петербургской джазовой сценой, одним из важнейших джазовых сообществ России. История джаза в Санкт-Петербурге насчитывает уже 92 года: первые ленинградские джаз-ансамбли вышли на сцену в 1927 году. Петербург — цитадель джазовой традиции на российской земле, бурлящее богатейшей клубной жизнью живое джазовое сообщество, яркие выходцы из которого работают и на московской, и на европейской, и на американской сцене. Петербургский джаз оказался главным поставщиком кадров для первого фестиваля в Лимасоле.
Центральным действующим лицом фестиваля стал народный артист России, основатель и художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки мультиинструменталист Давид Голощёкин. Совершенно логичное решение: Давид Семёнович — не только известнейший представитель питерской джазовой традиции, он также и ее идейно-организационный лидер этой традиции в последние десятилетия. При этом он популярнейший исполнитель, чьи гастрольные выступления в России неизменно собирают полные залы, а целый ряд ориентированных на джазовую традицию фестивалей год за годом приглашает Голощёкина в качестве специального гостя — и, кажется, он ни разу ещё не разочаровал своих российских поклонников, представляя им исконную джазовую традицию настоящего, фундаментального качества.
Давид Голощекин рассказал «Джаз.Ру», что был весьма заинтересован предложением выступить на Кипре и после двух дней фестиваля в Лимасоле убедился, что у нового музыкального праздника есть и значительный резерв развития, и заинтересованная, тепло принимающая артистов аудитория. Из своего многочисленного инструментального арсенала (Голощёкин профессионально владеет фортепиано, электроорганом, скрипкой, вибрафоном, флюгельгорном, тенор-саксофоном, контрабасом и ударными) народный артист выбрал для выступления перед кипрской публикой скрипку и флюгельгорн (разновидность трубы с более низким и округлым звуком) — два максимально разных инструмента, с разной спецификой звучания, разной фразировкой, разной эстетикой импровизационного мышления.
Голощёкин выступал со смешанным составом, в котором выделялся его постоянный музыкальный партнёр — выдающийся петербургский джазовый гитарист Гасан Багиров. С Давидом Семёновичем он сотрудничает уже более 20 лет. Опытный исполнитель джазового мэйнстрима, Багиров признанный мастер редкого импровизационного выразительного средства — одновременной унисонной вокально-инструментальной импровизации: Гасан импровизирует на гитаре сложные, изощрённые одноголосные мелодические линии и одновременно пропевает эти же линии голосом.
Мир популярной музыки на фестивале представлял петербургский певец Юрий Охочинский. Впрочем, джазовая эстетика ему отнюдь не чужда. Ещё в конце 1990-х он выступал в возглавляемой Голощёкиным петербургской Джазовой филармонии с концертом памяти Фрэнка Синатры, и Голощёкин тогда участвовал в этом концерте. Давид Семёнович так определил творческое лицо Охочинского:
— Юрий Охочинский — редчайший исполнитель-вокалист романтического направления в современной эстрадной музыке. Обладая красивым и уникальным тембром голоса, он к тому же наделён высоким артистизмом, что делает его концерты высокоэстетичным явлением и резко выделяет его из круга современных исполнителей популярной песни.
Охочинский — продолжатель линии так называемых «крунеров», исполнителей романтической песни. Таковы были Энди Уильямс, Том Джонс, Энгельберт Хампердинк, таков был и Нат Кинг Коул, столетию со дня рождения которого был посвящён фестиваль в Лимасоле.
К Санкт-Петербургу имеет непосредственное отношение и американский участник фестиваля — джазовый трубач и певец Илья Серов. Он родился в Саратове, а высшее музыкальное образование получил в Санкт-Петербургской консерватории, где обучался как академический исполнитель. Как трубач-«классик» Серов играл в целом ряде петербургских оркестров, но любовь к джазу оказалась сильнее. Походив по питерским джаз-клубам, 12 лет назад 21-летний трубач поселился в Лос-Анджелесе, где продолжил погружение в американскую джазовую среду, в том числе участвуя в проектах звезды «смут-джаза» Дейва Коза. В записи нового альбома Серова «Back in Time» (2019) участвовали легендарный перкуссионист Пончо Санчес, саксофонист Эрик Мариенталь, пианист Роджер Келлауэй и другие американские джазовые звёзды. Крепкий американский состав Серов представил и в Лимасоле: особенно выделялся контрабасист из Филадельфии Макс Краус, который в последние годы живёт в Лос-Анджелесе и играет в биг-бэнде прославленного аранжировщика Билла Холлмана, но хорошо показали себя и барабанщик Райан Шоу, и гитарист Шейн Савала, и сессионный клавишник Ник Петрилло.
Особняком в программе фестиваля стояли выступления белорусского коллектива Apple Tea, или «Яблочный чай». Под руководством бас-гитариста Игоря Сацевича этот минский фьюжн-коллектив работает уже более четверти века. Их сдержанно-энергичная версия современного европейского джаз-рока с богатым использованием этнических мотивов снискала им широкую популярность в родной Беларуси, но группа хорошо известна и в России, где, к примеру, в 2015 году проехала по маршруту охватывающего центральные области страны передвижного фестиваля «Джазовая провинция» с программой своего седьмого альбома «М1». Но авторская музыка — это только часть того, что они делают: так, в Белоруссии они неоднократно выступали сопровождающим составом известных британских и американских джазовых вокалистов, среди которых были и звёзды мирового масштаба — Шенда Рул, Шарон Кларк, Грегори Портер, Кевин Махогани. С ними «Яблочный чай», естественно, играл более приближенный к джазовому мэйнстриму материал — вот и на фестивале в Лимасоле белорусские музыканты тоже не только показывали собственную музыку, но и участвовали в аккомпанементе солистам, а во второй день фестиваля играли и в общем джеме.
Был представлен в программе фестиваля на Кипре и, собственно, Кипр. Правда, местная джазовая сцена на острове находится ещё на ранней ступени развития: на Кипре по состоянию на 2019 был всего один джазовый клуб, и он находился в столице — Никосии. Кипрская Ассоциация джаза и блюза насчитывала на острове 121 профессионального джазового музыканта, часть из них, кстати, живёт в Лимасоле: многие из них — киприоты, другие работают на острове постоянно, но имеют гражданство США, Великобритании, Греции, Польши, России (например, пианист Леонид Нестеров, который регулярно устраивает в Никосии концерты российских джазовых музыкантов) и даже таких не слишком джазовых стран, как, скажем, Ливан. Но на первом, пробном фестивале в Лимасоле решили показать не малоизвестных кипрских джазменов, а, наверное, одного из самых известных в Европе певцов-киприотов. Ховиг Демирчян — 30-летний кипрский певец армянского происхождения. Под артистическим именем Ховиг (Hovig) он представлял Кипр на «Евровидении» 2017 года, но занял там только 21-е место из 26. Тем не менее, в стране он популярен, а поскольку изучал джазовый вокал — без труда смог договориться с музыкантами американского ансамбля Ильи Серова и спеть с ними несколько номеров.
Была в программе фестиваля и ещё одна солистка — 25-летняя Наталья Охочинская из Санкт-Петербурга. Как и Ховиг, ранее, в мае 2019, она участвовала в другом событии, организованном на Кипре фондом «Созидающий мир» — вышеупомянутом греко-русском фестивале «КипРус». Там, кстати, Наталья выступала с отцом — Юрием Охочинским, но в Лимасоле молодая вокалистка пела соло, а ей аккомпанировали и российские, и белорусские, и американские музыканты.
Основатель фестиваля, президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков так определяет, почему именно джаз выбрал основным направлением нового фестиваля в Лимасоле: «Джаз — интернациональная культура, которая объединяет весь мир. Джазовую музыку слушают богатые и бедные, независимо от вероисповедания и цвета кожи». И это правда. В начале своей истории джаз стремительно распространился по миру. Везде, где разные культуры воздействовали друг на друга и смешивались, умножая свои богатства взаимным влиянием, на всех перекрёстках мировых путей джаз зазвучал буквально в течение одного десятилетия: во второй половине 1920-х его играли уже не только в Нью-Орлеане, Чикаго и Нью-Йорке, но также в Кейптауне и Шанхае, в Ленинграде и Бомбее, в Сиэтле и Копенгагене, в Сиднее и Гаване. Какие бы турбулентные времена ни переживал джаз в разных странах и в разные эпохи, развитие и движение его по миру никогда не останавливалось. В XXI столетии джазовое искусство продолжает распространяться на новые аудитории; поколение за поколением приходят в это искусство новые артисты, возникают новые клубы, появляются новые фестивали. Знаменательно и важно, что к появлению нового джазового фестиваля на крайнем юго-востоке Европейского Союза причастны наши соотечественники, и джаз находит дорогу к слушателям на Кипре именно благодаря деятельности организаторов и артистов из России.
Второй джазовый фестиваль на Кипре — Limassol International Jazz and Pop Festival — запланирован на октябрь 2020 г.