Начиная с 2012 года, в январе я обычно писала для российского джазового издания «годовые отчеты» о том, что происходило на кафедре эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного института культуры за прошедший год. И, хотя с 2018 г. я уже не возглавляю эту кафедру, не вижу причин не продолжать это делать, потому что проблемы наши — общие для джазового образования, потому что педагоги и студенты активно трудятся, происходит много интересного, и есть о чём подумать и чем поделиться.
Начну с того, что придает ощущение стабильности: весь 2019 год мы уже провели без струнников в составе кафедры (и это огромное облегчение), и весь год кафедрой руководила Кристина Валерьевна Крит. Теперь она мужественно сражается со всеми многочисленными распоряжениями, формальностями и проверками, так усложняющими и без того насыщенную вузовскую жизнь. Конца-краю им не видно. И при этом нужно умудриться чётко и интересно организовывать учебный и творческий процесс. Я стараюсь ей помогать, так что у нас образовался вполне согласованный дуэт. При всей своей загруженности, мы стараемся реализовывать и собственные творческие задачи. Я, наконец, вспомнила, что я музыковед, а Кристина Валерьевна постоянно сочиняет и играет, расширяя свою географию джазовых московских сцен: в предновогоднем концерте выступила уже в новом концертном зале «Зарядье». Стабильным был и состав кафедры — за прошлый год поменялся только педагог класса ударных, им стал известный музыкант Дмитрий Власенко.
Одними из самых ответственных событий года были выпуск дипломников и новый приём, которые определяют уровень образования на кафедре и её перспективы. Государственные экзамены прошли успешно, без троек, и председатель государственной комиссии, народный артист РФ Анатолий Кролл говорил о вполне положительных своих впечатлениях. Из выпуска 2019 года нужно отметить прежде всего трудолюбивых и ответственных братьев-близнецов, саксофонистов Виталия и Валерия Саткуловых, взрослого сложившегося пианиста Павла Стародубцева (заочное отделение), бас-гитариста Павла Матвеева, трубача Бориса Третьякова. Все они — лауреаты различных серьёзных конкурсов. Не столь ярко, но вполне достойно проявили себя трубач Антон Бякин и пианистка Ирина Букина (нет, это не шутка! — Ред.).
Приём на первый курс — это у нас очень серьёзная проблема, поскольку речь идет о дальнейшем существовании биг-бэнда и ансамблей. Бюджетных мест дается всего семь. Постоянно существует дефицит трубачей и тромбонистов, которые умудряются одновременно поступать сразу в несколько вузов, уже в момент зачисления могут внезапно исчезнуть, и тогда состав курса меняется. Хорошо, что у нас в вузе есть кафедра духовых оркестров и ансамблей. Спасибо её руководителю Павлу Юрьевичу Делию, он разрешает своим студентам посещать наш оркестр. Иллюстраторов оформить, даже за те гроши, которые им платят — невероятно сложно. Все это — сильная головная боль и для зав. кафедрой, и для руководителя биг-бэнда Сергея Долженкова. В классе ансамбля тоже приходится смешивать студентов разных курсов, а это — проблемы с расписанием и с загруженностью студентов, играющих на «дефицитных» (редких в настоящее время. — Ред.) инструментах. Хорошо хоть выпускники помогают при подготовке к особо важным концертам.
А концертов таких у нас становится всё больше, и проводятся они совместно с кафедрой эстрадно-джазового пения, возглавляемой Народной артисткой РФ Ларисой Александровной Долиной. Это, в основном, как сейчас принято говорить, «трибьюты» — посвящения великим музыкантам. В минувшем году это были Ирвинг Берлин, Дюк Эллингтон, Коул Портер, «Битлз». Большие «монографические» концерты прошли и в нашем концертном зале, и в клубах Алексея Козлова и Игоря Бутмана. Это прекрасно, что студенты-вокалисты имеют возможность выступать с биг-бэндом и ансамблями. Правда, как мне кажется, превращать биг-бэнд только в аккомпанирующий состав, а Эллингтона, например, только в автора песен, не стоит. В концерте, посвященном его 120-летию, явно не хватало чисто инструментальных композиций: к примеру, «Mood Indigo» и «Sophisticated Lady» заслужили право быть исполненными и без студентов-вокалистов, которые в легендарных эллингтоновских шедеврах не всегда убедительны. Но моё мнение уже никого не интересует.
Помимо концертов такого плана, у нас на кафедре проводятся и концерты чисто инструментальные, ансамблевые и, кстати сказать, очень полезные для студентов, поскольку в них играют и педагоги. 19 марта прошел очень интересный концерт, в котором участвовали педагоги Кристина Крит и Борис Ривчун (ф-но), Армен Петров (бас-гитара), Виталий Гудков (гитара), гость — потрясающий барабанщик Валерий Черноок (ударные) и студенты Виталий Саткулов (саксофон) и Вайдас Баразнаускас (ударные). Программа включала композиции на темы традиционного и современного джаза и авторские композиции К.В. Крит.
Преподаватель класса гитары Виталий Гудков был инициатором и главным героем концерта, посвященного великому гитаристу Кенни Бёрреллу (14 октября 2019) Вместе с ним играл его ученик Виктор Чаплыгин, наши студенты Михаил Крутиков (саксофон) и Владислав Исаев (ударные), студенты соседнего МГКИ Рамзан Кикаев (гитара) и Владислав Агафонов (бас-гитара), а также К.В. Крит. Такой состав — яркий пример так называемой «профориентационной» работы, которую с нас всё время требуют, и нашего сотрудничества с потенциальными абитуриентами. Я в таких концертах тоже участвую — даю информацию о композициях и их авторах, что интересно и мне, и студентам, и привносит в концерты некоторую долю познавательности
Одно из важнейших событий в жизни кафедры произошло 14 декабря 2019 года: мы провели десятый (к сожалению — уже десятый…) конкурс молодых джазовых трубачей, учрежденный в память о замечательном музыканте и педагоге Евгении Савине, который заведовал нашей кафедрой в 2000-2009 гг.
Я освещала почти все конкурсы на «Джаз.Ру», отмечая особенности каждого. Нынешний я бы назвала конкурсом дебютов. Во-первых, он получил статус международного. Председателем жюри стал крупный деятель духовой и джазовой музыки из Минска профессор Александр Леонидович Коротеев, который сделал очень много для поддержки конкурса в течение нескольких лет. В составе жюри появились Владимир Школьный (Vladimir Školnyj) из Вильнюса, доцент кафедры инструментального джазового исполнительства Рустем Галиуллин, который ведет класс джазовой трубы в РАМ им.Гнесиных, и тромбонист (исполнитель и педагог) Олег Абрамов.
Расширился список учебных заведений и педагогов, представивших своих участников: впервые участвовали Григишская музыкальная школа Вильнюса (педагог В. Школьный), ДМШ им. Лядова (педагог В. Герасимов), Гнесинская музыкальная школа (педагог В.И. Пушкарев).
Активно участвовала недавно учрежденная Академия джаза — и школьники, и студенты среднего звена (педагоги В. Анисимов, С. Долженков, А. Григорян). В первый раз среди студентов вузов был тромбонист (наш Дмитрий Королёв).
Всего был 21 участник, что для нашего эксклюзивного конкурса вполне достаточно, и две трети ребят участвовали впервые. В последнем конкурсе мы обозначили верхнюю границу возраста в категории выпускников: 40 лет. Так что нового было достаточно много.
Поскольку у нас две номинации (солисты и ансамбли трубачей) и четыре категории, соответствующие уровню образования, победители есть в каждой. Открытий, достойных Гран-При, на этот раз не было, но хорошие крепкие ребята были: студенты РАМ, как всегда, были на высоте — Иван Серебренников и Павел Игумнов. Они особенно старались, видя в жюри своего педагога. Среди студентов колледжей лучшими были Снежана Ведерникова и Дмитрий Якименко из Академии джаза, среди школьников — Йонас Школьнас и Борис Григорян.
По поводу участия школьников: жюри подумало о том, чтобы в будущем разделись эту группу на младшие и старшие классы, потому что сравнивать их очень трудно. Чтобы участие взрослых тромбонистов стало «узаконенным», возможно, впредь это будет конкурс молодых трубачей и тромбонистов. Мы подумаем и, что называется, «посоветуемся с товарищами». Хотелось бы, конечно, видеть больше участников в номинации ансамблей. Пока что активно работают в этом виде исполнительства педагоги Д.Ю. Рыжов и Р.В. Котович. Вполне могли бы участвовать наши кадеты, их ансамбли мы слышали в концертах. Жаль, что зимнее время и параллельно проводимые другие конкурсы вносят коррективы не в пользу количества участников. Но тут уж вряд ли что-то можно изменить, поскольку дату проведения мы стараемся максимально приблизить ко дню рождения Евгения Александровича (12 декабря).
Последний конкурс был посвящен 70-летнему юбилею Мастера. Отметить его концертом не получилось, но мы это обязательно сделаем весной. Мы отметили юбилей другого нашего бывшего заведующего, вернее, основателя кафедры — Вячеслава Кузнецова. 80-летию со дня его рождения были посвящены конференция и концерт, которые прошли 19 апреля. Получилась удивительно тёплая встреча, на которой присутствовали ветераны нашего вуза, знавшие В.Г. Кузнецова ещё студентом, его коллеги и ученики. Приезжала из Голландии его дочь Арина, выпускница МГИК, со своей юной дочкой. Прекрасному человеку, музыканту, автору первой докторской диссертации в нашей сфере, педагогу, стоявшему у истоков эстрадно-джазового образования не только в нашем вузе, но и в России, было посвящено много добрых воспоминаний и слов.
Еще один юбилей — 110 лет со дня рождения первого отечественного джазоведа Валентины Конен — наша кафедра отметила 24 октября совместно с кафедрой теории и истории музыки. Участниками круглого стола были педагоги трёх кафедр и студенты, гостем была племянница В.Д. Конен. (подробности ранее см. на «Джаз.Ру»).
Не могу не отметить очень хорошую инициативу организации подобных событий, которая исходит от кафедры эстрадно-джазового пения, а мы принимаем в них участие: круглые столы, посвященные Коулу Портеру и Дюку Эллингтону — прекрасная возможность для студентов подробнее изучить творчество великих музыкантов и попрактиковаться в подготовке и чтении докладов, что очень полезно для их будущей дипломной работы.
Возвращаясь к теме конкурсов, обязательно нужно сказать, что наши студенты участвовали практически во всех основных джазовых молодёжных конкурсах-фестивалях, проведенных в 2019 в Москве и Ростове-на-Дону, в качестве солистов, в составе ансамблей и биг-бэнда. Среди наиболее успешно выступивших нужно назвать, в первую очередь, гитариста Виктора Чаплыгина, который получил звание победителя конкурса-фестиваля «Гнесин-джаз» (2018 и 2019) в разных номинациях — солиста, автора композиций, лидера ансамбля. Активно участвовали в конкурсах и фестивалях в прошедшем году Виталий Саткулов, Михаил Крутиков, Павел Алексеев, Даниил Дражников.
И самая последняя новость уходящего года — присуждение звания Народного артиста РФ двум нашим выпускникам — Игорю Николаеву (1980, тогда ещё эстрадно-джазовой секции в составе оркестровой кафедры, педагог И.М. Бриль) и Сергею Жилину (2016, педагог Е.С. Гречищев). Что ж, будем гордиться и растить новых народных, ну или хотя бы заслуженных артистов!