Поздней ночью с 26 на 27 января по московскому времени прошла телевизионная трансляция 62-й церемонии вручения премии Национальной академии звукозаписи США (NARAS) — общественной организации, объединяющей тысячи профессионалов американской музыкальной индустрии. Официально это «Премия NARAS», но во всём мире она известна как «Грэмми» («граммофончик») — по бронзовым статуэткам граммофонов, составляющим материальное воплощение этой престижной награды. Как заведено по статуту премии, в 2020 году Grammy получали артисты и продюсеры, выпустившие записи за «академический год» — с 1 октября 2018 по 30 сентября 2019 — в 84 категориях (как и в 2019 г.).
Уже много лет вручение «Грэмми» в джазовых категориях не показывают в телетрансляции. Увидеть вручение премий в этих категориях непросто: происходит оно отдельно, в ходе дневной так называемой «пред-церемонии», которую транслируют только на интернет-канале Академии — вместе с вручением премий за лучший звук, лучшее переиздание, лучший ремикс, лучшие записи фольклора, художественного слова, хоров, комедийных монологов, опер и т. д.
В разные годы церемония проходит то на Восточном побережье США (в Нью-Йорке), то на Западном. В этом году «Грэмми» снова вручали в Лос-Анджелесе — как обычно в таких случаях, в спортивном комплексе «Стэйплс-центр» с его мега-залом на 20 000 мест.
Церемония происходила на фоне самого крупного кризиса за всю историю Национальной академии звукозаписи. Всего за десять дней до церемонии нынешняя глава Академии, Дебора Дуган, которая проработала в должности CEO всего пять месяцев, была отправлена советом доверителей (board of trustees) в принудительный административный отпуск по обвинению во множестве мыслимых и немыслимых грехов. Основным обвинением было якобы устроенное ей преследование одной из сотрудниц аппарата Академии, тесно связанной с бывшим главой Академии, Нилом Портноу. Не дожидаясь церемонии, которая наверняка отвлекла бы общественное внимание от её дела, Дуган сделала встречный ход, подав на руководство Академии в суд за 1. то, что генеральный советник Академии якобы подвергал её «сексуальному харассменту», 2. то, что её предшественник Нил Портноу якобы изнасиловал некую артистку (что сам Портноу, естественно, отри цает) и 3. то, что процесс номинации на премию Grammy якобы подвергался «нечестным манипуляциям». Отвечая на иск Дуган, нынешний и.о. руководителя Академии, Харви Мэйсон-мл., опять же не дожидаясь церемонии вручения Grammy, сообщил, что Дуган якобы соглашалась уйти в отставку по-тихому, если Академия заплатит ей 22 миллиона долларов отступных, но, когда предложение было отвергнуто, решила прямо перед церемонией дать делу законный ход… Короче говоря, все нынешние острые вопросы американской корпоративной культуры, все накопившиеся десятилетиями деформации общественных отношений, все перегибы и перехлёсты внутриамериканской борьбы за и против сохранение традиционных несправедливых и/или архаичных элементов социального устройства Америки — всё это прорвалось отвратительным публичным скандалом, утопившим в грязи едва ли не всю Академию и затмившим тот факт, что в четырёх основных номинациях — «Песня года», «Лучший новый исполнитель», «Альбом года» и «Запись года» — победу одержала запись выступающей в стилистике «электро-поп» юной исполнительницы, которая не умеет петь в традиционном смысле этого слова (вплоть до того, что мурлыкает ощутимо между нот — ну, или если рассматривать её творчество в позитивном ключе, использует «микротональный строй»), сочиняет простенькие любительские песни на двух аккордах, да в придачу ко всему её альбом получил премию за лучшую звукозапись в области вне академической музыки («Best Engineered Album, Non-Classical») — при том, что, как справедливо заметили на вручении премии сами же «звукорежиссёры» этой получившей сумасшедшую популярность работы, гениально угадавшей чаяния и вкусы миллионов нынешних американских подростков, альбом этот был записан и сведён даже не в студии звукозаписи, а «в двух спальнях и одной гостиной», то есть в частных домах или квартирах у самих участников записи.
На фоне всего этого бурления субстанций события в джазовом поле премии Grammy 2020 года выглядят довольно бледно. Но нам-то интересны именно они.
Обычно мы в Grammy-обзорах сначала перечисляем джазовых музыкантов, отмеченных в других, более общих «полях». Но в этом году упомянуть практически некого. В категории «Лучшая инструментальная композиция», где год за годом буквально роятся джазмены, в этом году победила сюита ветерана симфонической киномузыки Джона Уильямса с темами из очередной серии саги «Звёздные войны». В категории «Лучший инструментальный альбом» победили Rodrigo y Gabriela — дуэт акустических гитаристов из Мексики, играющих (весьма приблизительно определим!) рок на основе современного фламенко. И только в обеих аранжировочных номинациях («инструменты с вокалом» и «либо инструментал, либо вокал», то есть «Best Arrangement, Instruments and Vocals» и «Best Arrangement, Instrumental or A Cappella») победил триумфатор этих же самых номинаций 2017 года Джейкоб Коллиер — в первом случае за трек «All Night Long» с участием себя любимого, вокального секстета Take 6 и нидерландского оркестра Metropole Orkest, во втором — за собственное хоровое (с многочисленными наложениями, как он обычно делает) исполнение старой доброй песенки «Moon River» Генри Манчини и Джонни Мерсера, сочинённой аж в 1960 г.
httpv://www.youtube.com/watch?v=VPLCk-FTVvw
Ну а теперь — короткий список джазовых лауреатов. Я решил обойтись без перечисления номинантов и назвать только победителей: да, мы знаем, что в номинации попадают таланты, а победителей определяет их известность внутри Академии и квалификация пиарщиков фирм грамзаписи, причём направленная не на слушателей, а именно на тех примерно 1500 членов Академии, кто имеет право принимать решения в данном «жанровом поле» (каждый член NARAS может голосовать не более чем в 20 из 84 категорий). Но уж больно неаппетитное ощущение вызывает Grammy-2020, чтобы ещё строить догадки о потаённых движениях, приведших к выделению той или иной работы в звукозаписи в качестве победителя, а другие четыре записи в той же категории при этом — к тому, что они так и останутся в списке номинантов. Давайте на сей раз обойдёмся одними победителями. Кстати, вполне достойными, почти без внезапных политических сюрпризов прошлого года.
«Лучший инструментальный джазовый альбом»: Brad Mehldau «Finding Gabriel»
Чего уж там: заслуженно, хотя альбом и «политически заряженный». 49-летний ныне, пианист Брэд Мелдау давно приближался к этой награде. С 1998 г. он был номинирован на Grammy 10 раз, в том числе и в этой же категории. И вот, наконец, победа — c полистилистическим, богатым на мощные, суперсовременные ритмические и тембровые решения, концептуальным, идейно насыщенным (чтобы не сказать «богоискательским») и при том ярко политизированным альбомом «Найти Гавриила». Да, Гэбриел здесь — это библейский архангел Гавриил (при всём уважении к чувствам атеистов, пощадить их не получится), а нынешний президент США создателю альбома резко антипатичен.
httpv://www.youtube.com/watch?v=8Z4wLbS5WKo
«Лучший вокальный джазовый альбом» — Esperanza Spalding «12 Little Spells»
Поющая контрабасистка Эсперанса Сполдинг девять лет назад стала сенсацией Grammy-2011, подвинув тогда, к чудовищному разочарованию миллионов девочек-подростков, в категории «Лучший новый артист» красавчика Джастина Бибера: она стала тогда первым в истории джазовым артистом, победившим в этой категории. Вчера она поднялась на сцену за четвёртым в своей карьере бронзовым граммофончиком. Интересно, что треки, составившие новый альбом «12 маленьких заклинаний», она на протяжении года публиковала на YouTube в качестве музыкальных видео, где сама играла главные роли. Поэтому для полноценного восприятия её альбома недостаточно только слушать аудио: его нужно смотреть. И я сразу предупреждаю: к джазовому мэйнстриму эта работа практически никакого отношения не имеет. Имеет ли она отношение к джазу, даже в самом широком смысле? Вопрос! В широком, пожалуй, имеет. Но в очень широком.
СМОТРИМ: YouTube-плейлист Эсперансы Сполдинг 12 Little Spells
«Лучший альбом латин-джаза» — Chick Corea & The Spanish Heart Band «Antidote»
Ну не мытьём, так катаньем! Любимчик Академии и один из величайших джазовых пианистов современности, 78-летний Чик Кориа добавил к своей умопомрачительной коллекции из 22 граммофончиков, собранной начиная с 1976 года, ещё и двадцать третий «Грэмми», — причём в категории, в которой раньше никогда не побеждал.
ВИДЕО: выступление Чика Кориа на церемонии Grammy-2020. В довершении всех бед Академии, у трубача Майкла Родригеса ещё и звук трубы куда-то ушёл!
httpv://www.youtube.com/watch?v=MtSfURSYiqM
«Лучшее импровизационное джазовое соло» — Randy Brecker «Sozinho»
Это седьмой «Грэмми», который поставит дома на полку 74-летний ныне трубач Рэнди Бреккер, и девятый, если считать те два, что он получил в составе Brecker Brothers. В треке с альбома авторской музыки Бреккера «Rocks», записанного с гамбургским оркестром NDR Big Band, помимо Рэнди, солирует живущий в Германии польский пианист Владислав Сендецкий. Однако премии удостоился лишь американский солист.
СЛУШАЕМ: Randy Brecker & NDR Bigband «Sozinho»
httpv://www.youtube.com/watch?v=6TEqjXqVQ1Y
«Лучший альбом большого джазового состава» — Brian Lynch Big Band «The Omni-American Book Club»
Полное название альбома, который записал со своим биг-бэндом 64-летний трубач Брайан Линч — «The Omni-American Book Club. My Journey Through Literature in Music», то есть «Общеамериканский книжный клуб. Моё путешествие по литературе в музыке». Интересно, что в записи в качестве бас-гитариста участвовал один из самых известных нью-йоркских «русских американцев» — Борис Козлов. Современный, изощрённый, высококачественный оркестровый джаз, который можно слушать и без знания многочисленных литературных аллюзий. В полном соответствии с веяниями сегодняшнего дня, альбом этот существует, конечно, на физическом носителе (на двойном CD лейбла Hollistic MusicWorks), но его можно слушать на стриминговых сервисах: например, как плейлист на YouTube или на Spotify.
httpv://www.youtube.com/watch?v=PWzyEg8isxI&list=OLAK5uy_n3J5o7Q-7i1PZnXqerMjLGRhnz2IHWstg
Огромное спасибо !
Спасибо,кризис и упадок джаза ,очень печально…
Особого упадка вот именно джаза, как вида искусства, не наблюдается, но кризис организации и самой музыкальной индустрии налицо.
Классный обзорчик/коротко и ёмко/ Спасибо!
То что в попсе давно уже умение петь необязательно — эт понятно, но Билли — эт что то с чем то…
Печально, что этот тренд не обошёл и джаз, похожее недоумение случилось когда Норе Джонс так же дали кучу граммофонов в 2002 году/ничего личного, но сразу закралось подозрение, что «это ЖЖЖ неспроста» а всё благодаря тому, что она дочка известного «кекса»/
Чик и Рэнди — мамонты, кнешн, заслуженные, но неужели нет ярких джазменов кроме них,- «не верю!»
В общем — неожиданных приятностей не случилось, но и на том спасибо.
Респект и Удачи!