Близится Рождество. Ставить ёлку и мёрзнуть на автобусной остановке веселее с музыкой, благо недостатка в рождественских альбомах нет. И хотя репертуар давно сложился, некоторые пластинки выделяются из общей массы…
В детстве Ловелла Мэй Борг проявляла такие музыкальные способности, что ей доверяли церковный орган на богослужениях. Когда девочка повзрослела, она увлеклась джазом и трудоустроилась в храм бибопа — нью-йоркский клуб Birdland. Затем поменяла имя, вышла замуж за авангардного пианиста Пола Блэя и начала сочинять.
Так на музыкальной карте мира появилась Карла Блэй (Carla Bley), пианистка, композитор-самоучка, один из самых ярких авторов в истории джаза.
В 2009 году она выпустила альбом «Carla’s Christmas Carols» (Watt/ECM), записанный при участии духового ансамбля The Partyka Brass Quintet и басиста Стива Суоллоу (Steve Swallow), с которым Карла уже не одно десятилетие состоит в творческом и романтическом союзе.
Работы Карлы Блэй пронизаны иронией и игрой, поэтому пластинка далека от церковного канона. Торжественность «It Came Upon a Midnight Clear» нивелируется легким кваканьем медных. Постепенные, едва заметные изменения гармонии «Away in a Manger» превращают рождественскую песнь в рассказ о древнем Вифлееме, который звучит, как восточная сказка. И даже если в начале пьесы «Ring Christmas Bells» духовые предельно серьёзно имитируют колокольный звон, аранжировка всё равно выруливает к шутливо-сумрачной джазовой импровизации.
Не обошлось и без греха: одна из авторских композиций Блэй — жизнерадостные и хулиганские «Hell’s Bells» («Адовы колокола») с мелодичным, дьявольски привлекательным басом Стива Суоллоу.
Но всё это не ради шутки. Сквозь хитринку проступает нежность и бережное отношение к материалу.
Карла Блэй совершила рождественское чудо и записала альбом, к которому хочется возвращаться в любое время года.