Саксофонист Эдди Харрис (Eddie Harris) пытался объять необъятное. Он первым стал подключать саксофон к усилителю, изобретал причудливые музыкальные инструменты, метался между джазом, фанком, ритм-энд-блюзом, джаз-роком. Однако созданные им саксобон (гибрид саксофона и тромбона), труба с саксофонным мундштуком и гиторган(неравный брак гитары с органом) не прижились, коммерческие записи вызывали вызывали гнев критиков, а после разговорного альбома 1975 года «The Reason Why I’m Talking S**t» («Глубинные причины, по которым я несу ахинею») крупные лейблы отказывались предлагать Харрису контракты.
Но весь этот сумбур забывается на фоне нескольких его альбомов. Возможно, самый важный из них — «The In Sound» (Atlantic, 1966).
Выражение «the in» означает нечто понятное только узкому кругу посвященных. Грубо говоря, «музон для тех, кто в теме». Хотя пластинка покорит любого.
Её открывает джазовый стандарт «The Shadow of Your Smile». Изначально это песня из фильма Винсента Минелли, главные роли в котором сыграли Элизабет Тейлор и Ричард Бертон.
На записи Эдди Харриса контрабасист Рон Картер (Ron Carter), человек-метроном, задает чёткий, упругий темп. Пианист Седар Уолтон (Cedar Walton) добавляет свинга. Немного расхлябанный барабанщик Билли Хиггинс (Billy Higgins) совершенно спокоен. Сам же Харрис выходит далеко за рамки верхнего регистра, играя на пределе возможностей тенор-саксофона… и искренности. А все вместе они создают, пожалуй, самую трогательную интерпретацию известного стандарта. Она буквально рвёт душу.
Завершающий трек, «Freedom Jazz Dance», — это вклад Эдди Харриса в общепринятый джазовый репертуар. Кто-то поморщится, услышав бубен, на котором по очереди играют Харрис и трубач Рэй Кодрингтон (Ray Codrington). Действительно, его грязноватый ритм выбивается из общего звучания. Но вслушайтесь: это же бубен шамана, часть камлания, связывающего нас с настоящей джазовой свободой.
Я не раз слышал, как молодые музыканты играют сочинения Эдди Харриса на джемах. И это очень радует.
Класс, что Харриса вспомнили.
Не, конечно, если электрические записи Херби Хэнкока, начиная, скажем, с Headhunters и заканчивая Mr. Hand, называть метаниями, то метался и Эдди Харрис. А так это называется — эволюция. Все эти альбомы Харриса на Атлантике от упомянутого The In Sound и заканчивая I’m Tired of Driving на его последнем крупном лейбле RCA (1978) это непрерывная эволюция. Удачная или нет вопрос другой, это кому как. Приспосабливаясь к внешним условиям и сохраняя идентичность, Харрис всегда был моментально узнаваем. А Is It In и I Need Some Money просто выдающийся джаз-фанк/фьюжн. Да и вообще Харрис всегда был на уровне… фигура, по таланту сравнимая с Уэйном Шортером.
Почему-то в обзоре Love for Sale не упомянута. Соло у Харриса умопомрачительное, со всеми этими скачками, квартами и прочими, ставшими модными, штучками, которые он придумал, переосмысливая колтрейновский стиль конца 50-х.
и юмор… у чувака было крайне своеобразное чувство юмора. Пёрло из всех щелей.
Дмитрий, как здорово, что вы откликнулись, спасибо. От Харрис, конечно, многие снисходительно отмахиваются, и очень зря. Я мог бы многое написать про каждый трек с этого альбома, но стараюсь не превышать определенный объем текста и потому не стремлюсь к подробному анализу. Моя задача – поделиться любимым и (или) интересным, а если при этом получится кого-то «заразить», то счастье мое будет беспредельно.
Лев, извините тогда, я не подумал про объём текста ))) И еще раз спасибо, что вспомнили выдающегося музыканта.
Друзья и коллеги, а какой замечательный тандем у него бы с Лесом Маккеном!
Вспомните хотя бы Compared to What. Это был один из самых заводных саксофонистов!
Незаслуженно забыт…